Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Джемс (Jams) Уильям

Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, НьюЙорк 16.08.1910) американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма . Рассматривал сознание , понимаемое как поток сознания, в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности . В эмпирическомЯ, или личности им были выделены: 1.Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2.Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей; 3.Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления , эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активностиЯ. Джемс также является автором периферической теории эмоции . Оказал...

Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie)

Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie) - французский невролог. Родился 15 декабря 1873 года в городе Тарб (Tarbes), департамента Верхние Пиренеи (Hautes-Pyrеnеes). Начал свое образование в университете города Бордо (Bordeaux) и стал интерном в 1897. В 1900 ему было присвоено звание доктора медицины, а в 1901 Абади возглавил клинику. В 1903 - доктор больницы города Бордо, в 1905 агреже общей медицины, и в 1913 психиатрии. В 1918 назначен профессором неврологии и психиатрии на факультете университета Бордо. Круг научных интересов: локализация болезни в мозге; спинномозговой табес (сухотка спинного мозга); аномалии детского развития; алкоголизм;...

Джонс Эрнест

Джонс (Jones) Эрнест (1.01.1879, Уэлс 11.02.1958, Лондон) английский психоаналитик. Медицинское образование получил в Лондоне. Вскоре познакомился с психоанализом. Стал одним из самых верных учеников и друзей З.Фрейда . Читал курс психоанализа в качестве приглашенного профессора в Канаде и США. На протяжении 22лет президент Интернационального психоаналитического общества. Автор биографии Фрейда (Sigmund Freud. Leben und Werk. 1957). Сочинения. Social Aspects of Psychoanalysis. 1924; Терапия неврозов. М., 1924; On the Nightmare. 1931; Papers on Psychoanalysis. Baltimore: Wood, 1938; Hamlet and Oedipus. N.Y.: Norton, 1949; Essays in Applied Psychoanalyse. L.: Hogarth, 1951; Free Association: Memoirs of a Psychoanalyst. N.Y.: Basic Books,...

Диагностика профессиональных установок подростков

В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки). Но уже одно только то, что о выявленных характеристиках нужно рассказать самому подростку, и так, чтобы он это принял личностно, свидетельствует о том, что собственно диагностика должна согласовываться с коррекционным и воспитывающим воздействием. При этом важно знать не только то, на что способен подросток в будущем, но и как он ведет себя в достаточно узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора и, еще уже, в ситуации профессиональной консультации. Вместе с тем очень часто...

Диапазон эквивалентности

Диапазон эквивалентности (от лат. aequus равный + valens имеющий значение) форма когнитивного стиля , автор Х.Гарднер. Преобладающая тенденция усматривать сходства или различия между предметами или явлениями. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность. При этом речь идет не о способности видеть различия, но об ориентированности...

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться) форма мышления . Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной...

Дивергентные движения

Дивергентные движения (от лат. divergentio расхождение) один из видов вергентных движений глаз, представляющий собой разведение зрительных осей при фиксации точки, находящейся пространственно дальше...

Дизартрия

Дизартрия (от греч. dys приставка, означающая расстройство, arthroo членораздельно произношу) нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом изза ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Корректируется с помощью логопедических...

Дизноя

Дизноя (от греч. dys... приставка, обозначающая отделение и noesis восприятие) патопсихологическое нарушение, автор С.С.Корсаков (1891г.). Характеризуется нарушением мышления и сумеречным помрачением сознания . Больному представляется, что он находится в других странах, у него возникает нарушение тождественности собственной личности и галлюцинации . В современной систематике это состояние описывается как острая форма...

Дилемма узника

Дилемма узника (от греч. di дважды + lemma посылка) один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта. Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в какомто незначительном преступлении, таком, например, как мелкая...

Дильтей Вильгельм

Дильтей Вильгельм (1833 1911) немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую (номотетическую), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте атомов и последующего синтеза из них высших процессов сознания, и психологию описательную (идеографическую), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, объективируются в психике отдельного...

Динамическая психиатрия

Динамическая психиатрия (от греч. dynamikos сильный, psyche душа + iatros лечение) направление в современной психиатрии, автор Гюнтер Аммон. Основой выступает процесс понимания и приятия психического больного. Считается, что патопсихологические симптомы должны исчезнуть сами собой, если происходит лечение целостного человека. В этом направлении разработана следующая модель личности: нейрофизиологические и биологические функции; основная область бессознательного, к которой относятся агрессия, страх, креативность, сексуальность; область вторичных человеческих функций, таких как способности и умения. По представлениям Аммона психосоматические заболевания, а также шизофрения, депрессии, мании и пограничные расстройства, представляют собой архаические нарушения структур Я (задержки развития Я), связанные прежде всего с пустотой и безразличием в...

Динамическая психология

Динамическая психология (от греч. dynamikоs сильный и psyche душа + logos учение) ряд направлений психологии. В ней делается акцент на развитии психических процессов, в противоположность понимания их лишь в статике. Основным является вопрос движущих сил психического развития. Этот вопрос решался принципиально различным образом в таких школах, как психоанализ З.Фрейда, понимающая психология В.Дильтея, гормическая психология У.МакДугалла, топологическая психология К.Левина, теория деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева , в теории личности Г.Оллпорта и...

Динамические характеристики психических процессов

Динамические характеристики психических процессов обобщенное понятие, указывающее на количественные, прежде всего скоростные, показатели реализации тех или иных действий . Принято считать, что эти показатели тесно связаны с работой неспецифических структур мозга разных уровней, в частности коркового уровня (медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга). В разных состояниях, в которых может находиться человек ( утомление , возбуждение, стресс ), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Также велики индивидуальные различия. Например, у правшей скоростные показатели при выполнении серийных операций более высоки, чем у левшей. В нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков...

Динамический стереотип

Динамический стереотип понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к...

Диппольдизм

Диппольдизм особым вид садизма, при котором сексуальное наслаждение достигается за счет истязаний своих воспитанников. Получил название по имени домашнего учителя...

Дисграфия

Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу) нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Рассматривается в качестве симптома при алалии , при разных форм афазий , или при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова. Может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и...

Дискомфортное состояние

Дискомфортное состояние переживание нелокализованных отрицательных эмоций, характеризующихся неприятными ощущениями (головная боль) и неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Причинами дискомфортных состояний могут быть фоновые влияния вредных или непривычных воздействий, чрезмерное ограничение или увеличение сенсорной стимуляции, нарушения сна. В качестве средства диагностики дискомфортных состояний могут использоваться электрофизиологические показатели (повышение активности медленных тета и дельта ритмов в...

Дискурсивное мышление

Дискурсивное мышление (от лат. discursus рассуждение) форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют...

Дисморфофобия

Дисморфофобия (от греч. dys затруднение + morphe форма + phobos страх) Идеи физического недостатка, основанные на реальной или мнимой телесной аномалии (рост, вес тела, форма лица), сопровождающиеся стремлением коррекции данной аномалии, автор MorselliE.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки