Exit Project: Глоссарий: Половая жизнь

Половая жизнь



У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины.

Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и половых потребностях, т.е. на врожденных, генетически обусловленных механизмах. Однако в отличие от жизненно важных потребностей (например, в пище) сексуальные потребности, а следовательно, и половое влечение у ребенка не проявляется сразу после рождения, а формируется в процессе полового созревания. Особенность человеческой сексуальности заключается в том, что удовлетворение полового влечения имеет два аспекта: прокреативный (заключающийся в первоначальной биологической цели П. ж. — воспроизведение вида) и рекреативный (связанный с получением наслаждения). Второй аспект явился принципиальной основой превращения полового влечения в человеческую любовь. Половое влечение (его выраженность и интенсивность) связано прежде всего с функцией эндокринных желез (половых, гипофиза, надпочечников), а также некоторых образований в головном мозге (например, зрительных бугров). В период полового созревания формируется его окончательная направленность. Половое влечение максимально выражено в юношеском и зрелом возрасте, в пожилом возрасте оно понижается (у женщин одновременно с изменениями в организме, характерными для климактерического периода).

Выраженность полового влечения может значительно меняться в зависимости от ряда причин, в т.ч. от полового воздержания (абстиненции), последствия которого особенно ярко выражены в молодом возрасте. При отсутствии возможности поддерживать индивидуальный уровень (ритм) половой активности (например. вследствие утраты полового партнера) развиваются в основном невротические расстройства (нарушение сна, раздражительность, фиксация внимания на сексуальных темах и т.д.).

Универсальной формы П. ж. не существует. У каждого человека особенности П. ж. определяются многими факторами, в т.ч. индивидуальными свойствами личности. То, что для одного человека является нормой П. ж., для другого представляется резким отклонением от нее. Возраст начала П. ж. зависит от сроков полового созревания, врожденных индивидуальных особенностей, в т.ч. конституциональных (см. Конституция), и ряда внешних, главным образом социальных, факторов (воспитания, в т.ч. полового, условий жизни и т.д.).

В связи с многообразием факторов (социальных, этнических, исторических и др.), участвующих в становлении П. ж. человека, ее формы могут быть разными. Наряду с так называемой нормативной формой П. ж. (половым сношением между мужчиной и женщиной) выделяют викарные (заместительные) формы (мастурбацию, петтинг, поллюции); суррогатные формы полового сношения (вестибулярный, анальный половые акты, в т.ч. гомосексуальные); орогенитальные (лабиогенитальные) контакты; сексуальные действия с животными.

Наиболее типичные проявления мужской сексуальности — эрекция и эякуляция. В результате эрекции, представляющей собой рефлекторный акт, половой член увеличивается и приобретает твердость, необходимую для введения его во влагалище, обеспечивая возможность полового сношения, которое заканчивается эякуляцией и оргазмом. После оргазма нервное возбуждение спадает, мужчина в течение не которого времени остается, как правило, безразличным к сексуальным раздражителям. Половая возбудимость восстанавливается в различные сроки, что зависит от индивидуальных особенностей личности, возраста, а также от конкретной ситуации.

Характерной реакцией на сексуальную стимуляцию у женщин является увлажнение (любрикация) влагалища. Особенности женской сексуальности заключаются в необходимости психологической подготовки женщины мужчиной к половому акту, обеспечивающей наиболее полное половое удовлетворение. В связи с этим следует придавать большое значение предварительным ласкам, особенно если сексуальность женщины еще не пробудилась. Характер предварительных ласк зависит от индивидуальных особенностей половых партнеров. Большую роль играет раздражение так называемых эрогенных зон тела, что вызывает половое возбуждение. У женщин в отличие от мужчин большое значение имеют экстрагенитальные эрогенные зоны, иногда даже большее, чем генитальные. Такой зоной может быть любой участок тела, причем раздражение одних и тех же зон у одних женщин вызывает половое возбуждение, а у других нет, оставляя их безразличными или даже сопровождаясь неприятными ощущениями. Кроме того, предварительные ласки подразумевают участие различных органов чувств. У мужчин на первый план выступает зрение, а у женщин слух. Следует также иметь в виду, что выраженность полового влечения у женщин в отличие от мужчин подвержена циклическим колебаниям; оно обычно усиливается либо в предменструальный период, либо в первые дни после менструации. Оргазм у женщин в большей мере, чем у мужчин, зависит от условий полового сношения, психологической подготовки к нему, настроения и длительности предварительных ласк. У большинства женщин первый оргазм появляется после более или менее длительного периода половых сношений, нередко уже после родов. По мере накопления сексуального опыта увеличивается также процент половых актов, заканчивающихся оргазмом, в то время как в первые годы супружеской жизни далеко не каждое половое сношение доставляет женщине оргастические переживания. У некоторых женщин при половой близости никогда и ни при каких условиях оргазм не наступает (так называемая половая холодность, или фригидность, — см. Сексуальные расстройства), другие испытывают оргазм несколько раз во время одного полового акта.

Из других форм П. ж. наиболее часто наблюдаются поллюции, мастурбация, петтинг. Поллюции, или непроизвольные эякуляции (условно противопоставляемые «произвольным» при половом сношении, мастурбации, петтинге), происходят большей частью во сне и обычно сопровождаются эротическими сновидениями. Первая поллюция (ойгархе) является объективным признаком полового созревания. В зрелом возрасте поллюции играют роль викарного механизма (своеобразного «предохранительного клапана» сексуальности), который обеспечивает периодическую эвакуацию эякулята и облегчает тягостные проявления сексуальной абстиненции. Мастурбация, по данным Кинзи (A.Ch. Kinsey), имеющая место у 96% здоровых мужчин и у 62% женщин, обычно совершается на собственных гениталиях, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, среди гомосексуалистов). Под петтингом понимается преднамеренное достижение оргазма путем раздражения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Наиболее частый случай — форсирование поцелуев и тесных объятий до появления эякуляции и оргазма.

Вестибулярный половой акт обычно практикуется с целью сохранения девственной плевы и предупреждения беременности, а также в тех случаях, когда ослабленная эрекция не позволяет совершить нормальное половое сношение или когда оргазм у женщины наступает только при интенсивном раздражении клитора и малых половых губ, а вагинальные фрикции не дают ей полного удовлетворения или даже неприятны.

Орогенитальные контакты — воздействие языком и губами на половой член (фелляция) или вульварную область (куннилингус) практикуются и как самостоятельная форма П. ж. и в качестве предварительных ласк для достижения полового возбуждения.

В целом можно считать приемлемыми любые виды сексуальных действий, если они совершаются с обоюдного согласия, доставляют обоим партнерам удовлетворение и не причиняют никакого вреда.

Среди факторов, отрицательно влияющих на П. ж., следует прежде всего отметить особенности личности (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубокой и длительной привязанности) и условия воспитания (эмоциональная депривация, гиперопека, подавление адекватных форм полового поведения). Особое значение приобретает первое половое сношение, в результате которого посредством механизма условнорефлекторной фиксации могут в дальнейшем формироваться фобические или девиантно-перверсные формы полового поведения (см. Половые извращения).

В возрастном аспекте характерны следующие сексуальные проявления. В пубертатном периоде — пробуждение полового влечения (либидо), у мальчиков — появление первых эякуляций (обычно в виде ночных поллюций), у девочек — менструаций. Для так называемого переходного периода (20—26 лет) характерны как половые эксцессы, так и суррогатно-викарные формы П. ж. Периоду зрелой сексуальности свойственны стабилизация половой активности на уровне, определяемом индивидуальной половой конституцией и местом сексуальности в шкале ценностных ориентаций личности, а также условиями жизни (особое значение имеет факт вступления в брак, после чего П. ж. обычно становится регулярной). В последующем происходит постепенное снижение половой активности, ослабление интереса к П. ж., ее угасание, при этом увеличиваются периоды полового воздержания.

Что касается психогигиены П. ж., то для каждого возрастного периода можно определить оптимальную цель: в детстве и пубертатном периоде это — недопущение ранней мастурбации и сохранение психоэмоционального равновесия: в переходном — приобретение сексуального опыта на основе положительных условнорефлекторных комплексов; в периоде зрелой сексуальности — установление гармоничных отношений с адекватным партнером; в пожилом возрасте — поддержание щадяще-стимулирующего режима половой активности, свободного как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов воздержания, чреватых развитием так называемого синдрома детренированности. Одним из показателей нормально протекающей П. ж. следует считать хорошее самочувствие, свежесть, бодрость, ощущение удовлетворенности.

Гигиена П. ж. является составной частью личной гигиены. Нормальное функционирование половых органов зависит и от состояния других систем и органов, особенно кишечника и мочевого пузыря. Важное гигиеническое значение имеет также защита половых органов от переохлаждения, особенно у женщин. Чрезвычайно пагубное влияние на П. ж. оказывают алкоголизм и наркомании; случайные половые связи становятся все более опасными из-за нарастающего распространения венерических болезней и СПИД (см. ВИЧ-инфекция). Правильный режим дня, рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, как и Другие оздоровительные мероприятия, способствуют нормальному протеканию половой жизни и максимальному сохранению половой активности.



Библиогр.: Шмелинский К. Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М. 1972; Общая сексопатология, под ред. г.С. Васильченко, с. 176, М., 1977; Рюриков Ю.Б. Три влечения, Минск, 1986.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Джемс (Jams) Уильям

Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, НьюЙорк 16.08.1910) американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма . Рассматривал сознание , понимаемое как поток сознания, в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности . В эмпирическомЯ, или личности им были выделены: 1.Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2.Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей; 3.Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления , эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активностиЯ. Джемс также является автором периферической теории эмоции . Оказал...

Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie)

Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie) - французский невролог. Родился 15 декабря 1873 года в городе Тарб (Tarbes), департамента Верхние Пиренеи (Hautes-Pyrеnеes). Начал свое образование в университете города Бордо (Bordeaux) и стал интерном в 1897. В 1900 ему было присвоено звание доктора медицины, а в 1901 Абади возглавил клинику. В 1903 - доктор больницы города Бордо, в 1905 агреже общей медицины, и в 1913 психиатрии. В 1918 назначен профессором неврологии и психиатрии на факультете университета Бордо. Круг научных интересов: локализация болезни в мозге; спинномозговой табес (сухотка спинного мозга); аномалии детского развития; алкоголизм;...

Джонс Эрнест

Джонс (Jones) Эрнест (1.01.1879, Уэлс 11.02.1958, Лондон) английский психоаналитик. Медицинское образование получил в Лондоне. Вскоре познакомился с психоанализом. Стал одним из самых верных учеников и друзей З.Фрейда . Читал курс психоанализа в качестве приглашенного профессора в Канаде и США. На протяжении 22лет президент Интернационального психоаналитического общества. Автор биографии Фрейда (Sigmund Freud. Leben und Werk. 1957). Сочинения. Social Aspects of Psychoanalysis. 1924; Терапия неврозов. М., 1924; On the Nightmare. 1931; Papers on Psychoanalysis. Baltimore: Wood, 1938; Hamlet and Oedipus. N.Y.: Norton, 1949; Essays in Applied Psychoanalyse. L.: Hogarth, 1951; Free Association: Memoirs of a Psychoanalyst. N.Y.: Basic Books,...

Диагностика профессиональных установок подростков

В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки). Но уже одно только то, что о выявленных характеристиках нужно рассказать самому подростку, и так, чтобы он это принял личностно, свидетельствует о том, что собственно диагностика должна согласовываться с коррекционным и воспитывающим воздействием. При этом важно знать не только то, на что способен подросток в будущем, но и как он ведет себя в достаточно узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора и, еще уже, в ситуации профессиональной консультации. Вместе с тем очень часто...

Диапазон эквивалентности

Диапазон эквивалентности (от лат. aequus равный + valens имеющий значение) форма когнитивного стиля , автор Х.Гарднер. Преобладающая тенденция усматривать сходства или различия между предметами или явлениями. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность. При этом речь идет не о способности видеть различия, но об ориентированности...

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться) форма мышления . Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной...

Дивергентные движения

Дивергентные движения (от лат. divergentio расхождение) один из видов вергентных движений глаз, представляющий собой разведение зрительных осей при фиксации точки, находящейся пространственно дальше...

Дизартрия

Дизартрия (от греч. dys приставка, означающая расстройство, arthroo членораздельно произношу) нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом изза ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Корректируется с помощью логопедических...

Дизноя

Дизноя (от греч. dys... приставка, обозначающая отделение и noesis восприятие) патопсихологическое нарушение, автор С.С.Корсаков (1891г.). Характеризуется нарушением мышления и сумеречным помрачением сознания . Больному представляется, что он находится в других странах, у него возникает нарушение тождественности собственной личности и галлюцинации . В современной систематике это состояние описывается как острая форма...

Дилемма узника

Дилемма узника (от греч. di дважды + lemma посылка) один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта. Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в какомто незначительном преступлении, таком, например, как мелкая...

Дильтей Вильгельм

Дильтей Вильгельм (1833 1911) немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую (номотетическую), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте атомов и последующего синтеза из них высших процессов сознания, и психологию описательную (идеографическую), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, объективируются в психике отдельного...

Динамическая психиатрия

Динамическая психиатрия (от греч. dynamikos сильный, psyche душа + iatros лечение) направление в современной психиатрии, автор Гюнтер Аммон. Основой выступает процесс понимания и приятия психического больного. Считается, что патопсихологические симптомы должны исчезнуть сами собой, если происходит лечение целостного человека. В этом направлении разработана следующая модель личности: нейрофизиологические и биологические функции; основная область бессознательного, к которой относятся агрессия, страх, креативность, сексуальность; область вторичных человеческих функций, таких как способности и умения. По представлениям Аммона психосоматические заболевания, а также шизофрения, депрессии, мании и пограничные расстройства, представляют собой архаические нарушения структур Я (задержки развития Я), связанные прежде всего с пустотой и безразличием в...

Динамическая психология

Динамическая психология (от греч. dynamikоs сильный и psyche душа + logos учение) ряд направлений психологии. В ней делается акцент на развитии психических процессов, в противоположность понимания их лишь в статике. Основным является вопрос движущих сил психического развития. Этот вопрос решался принципиально различным образом в таких школах, как психоанализ З.Фрейда, понимающая психология В.Дильтея, гормическая психология У.МакДугалла, топологическая психология К.Левина, теория деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева , в теории личности Г.Оллпорта и...

Динамические характеристики психических процессов

Динамические характеристики психических процессов обобщенное понятие, указывающее на количественные, прежде всего скоростные, показатели реализации тех или иных действий . Принято считать, что эти показатели тесно связаны с работой неспецифических структур мозга разных уровней, в частности коркового уровня (медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга). В разных состояниях, в которых может находиться человек ( утомление , возбуждение, стресс ), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Также велики индивидуальные различия. Например, у правшей скоростные показатели при выполнении серийных операций более высоки, чем у левшей. В нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков...

Динамический стереотип

Динамический стереотип понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к...

Диппольдизм

Диппольдизм особым вид садизма, при котором сексуальное наслаждение достигается за счет истязаний своих воспитанников. Получил название по имени домашнего учителя...

Дисграфия

Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу) нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Рассматривается в качестве симптома при алалии , при разных форм афазий , или при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова. Может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и...

Дискомфортное состояние

Дискомфортное состояние переживание нелокализованных отрицательных эмоций, характеризующихся неприятными ощущениями (головная боль) и неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Причинами дискомфортных состояний могут быть фоновые влияния вредных или непривычных воздействий, чрезмерное ограничение или увеличение сенсорной стимуляции, нарушения сна. В качестве средства диагностики дискомфортных состояний могут использоваться электрофизиологические показатели (повышение активности медленных тета и дельта ритмов в...

Дискурсивное мышление

Дискурсивное мышление (от лат. discursus рассуждение) форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют...

Дисморфофобия

Дисморфофобия (от греч. dys затруднение + morphe форма + phobos страх) Идеи физического недостатка, основанные на реальной или мнимой телесной аномалии (рост, вес тела, форма лица), сопровождающиеся стремлением коррекции данной аномалии, автор MorselliE.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Половая жизнь