Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Деятельность

Давыдов В.В. Деятельность



В создании полидисциплинарного понятия деятельность в XXв. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность. В конце процесса труда, как вполне правомерно отмечает К.Маркс, получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю (МарксК. Капитал. Изд. полит. лит., 1978, с.189). Все виды и формы деятельности так или иначе исторически производны из труда и поэтому имеют ту же принципиальную структуру. Преобразуя природный или социальный предмет, человек всегда руководствуется идеальными представлениями о результате своей деятельности. Свои действия он подчиняет той цели, которая была выработана им в сознании (мышлении) еще до этих реальных действий в качестве их возможного результата, выраженного в идеальном представлении. В английском языке русское слово деятельность звучит как activity, поэтому любой вид практической или познавательной энергии человека называется activity. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его деятельности, подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие слова Tatigkeit и Handlung, которые переводятся русскими словами деятельность и действие или поступок. Л.Выготский в своих работах, посвященных психическому развитию детей, неоднократно использовал слово деятельность. При этом следует иметь в виду, что он был достаточно образованным человеком в области философии, психологии, культурологии и в других гуманитарных дисциплинах, чтобы употреблять это слово в его подлинном понятийном смысле. Например, свой общий генетический закон развития высших психических функций Л.Выготский формулирует следующим образом: Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, с.387). Согласно Л.Выготскому, мышление наперед устанавливает и подготовляет, предварительно организует то, что затем индивид совершает в реальных действиях (там же, с.199). Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями... (ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти тт., т.3, М.: Педагогика, 1993, с.124). Иными словами, человек первоначально мысленно (или идеально) строит то, что затем стремиться получить как результат своих реальных действий. Таким образом, суждения Л.Выготского об особенностях деятельности совпадают с ее пониманием у К.Маркса, который, опираясь на труды Гегеля, многое внес в разработку основ теории деятельности. Поэтому глубоко не правы те, кто полагает, будто Л.Выготский не имел определенного понятия деятельности. Такое понятие у него было, о чем свидетельствуют следующие материалы. В работах Л.Выготского специально отмечается особая роль личной деятельности детей в их воспитании и обучении: В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, с.82). И далее Л.Выготский формулирует особый психологический закон. определяющий место собственной деятельности ребенка в его воспитании: Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какойлибо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будут действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность (там же, с.118). В подлинном образовании главной фигурой, согласно Л.Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может руководить его личной деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Вместе с тем следует иметь в виду, что у Л.Выготского правильно организованное обучение (и воспитание) ведут за собой детское развитие, вызывают к жизни ряд таких процессов, которые вне их вообще были бы невозможными. Обучение есть, таким образом, писал Л.Выготский, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека (там же, с.338). Вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития Л.Выготский решал, опираясь на общий генетический закон развития психических функций у ребенка, обнаруживающийся в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, в процессе его общения со взрослыми и сверстниками (нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими). Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного индивидуального продолжения ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой со стороны взрослого и есть обучение. ...Только то обучение является хорошим, писал Л.Выготский, которое забегает вперед развития (там же, с.386). Вне такого обучения (воспитания) в психической жизни ребенка невозможны процессы, которые связаны с его развитием (в этих положениях Л.Выготского выражено его понимание сущности развивающего обучения и воспитания, т.е. развивающего образования). При ознакомлении с теми суждениями Л.Выготского, в которых подчеркивается роль собственной деятельности ребенка в его воспитании и обучении, у учителя может сложится впечатление, что они льют воду на мельницу концепции свободного воспитания. Но это будет чистым заблуждением. На самом деле Л.Выготский постоянно рассматривает конкретные формы взаимосвязанной деятельности ребенка и воспитателя в ее взаимодействии с активной ролью социальной среды, специально обсуждает этикопедагогические вопросы целей социального воспитания (см.: там же, с.8793). Вместе с тем теория социального воспитания, писал Л.Выготский, не только не обозначает капитуляции перед воспитанием, но, напротив того, знаменует высшую точку в овладении течением воспитательных процессов... Она должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы (там же, с.87). И далее: ...Воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда (там же, с.89). Иными словами, согласно взглядам Л.Выготского, учителя (воспитатели) в процессе своей педагогической деятельности могут, опираясь на вполне определенные цели, организовать и руководить обучением и воспитанием питомцев с пониманием психологических законов их собственной деятельности и педагогических правил изменения их активной социальной среды. Эти взгляды понятны тем учителям (воспитателям), которые умеют творчески работать с самыми разными конкретными детьми в весьма различных и неповторимых ситуациях их жизни. Многие ученики и последователи Л.Выготского (прежде всего А.Леонтьев, Д.Эльконин и др.) в своих работах по общей, возрастной и педагогической психологии конкретизировали и уточняли его понимание деятельности, ее роль в психическом развитии человека, ее значение в обучении и воспитании детей. Так, А.Леонтьев основой психического развития считал качественные изменения самой деятельности на протяжении всей жизни человека. В каждый период человек осуществляет совокупность различных видов деятельности (например, ребенок общается, играет, учится, занимается искусством и т.д.), но лишь выполнение одного из них имеет главное и определяющее значение для возникновения и становления основных психологических новообразований того или иного возрастного периода. Это деятельность была названа ведущим типом деятельности для каждого данного периода жизни человека. Например, для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, для младшего школьного возраста учебная деятельность (см. ЛеонтьевА.Н. К теории развития психики ребенка. Избранные психологические произведения. В 2х тт., т.1., М.: Педагогика, 1993). А.Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности мотивы задачу средства (решения задачи) действия операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. см. ЛеонтьевА.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977). Используя подходы А.Леонтьева к проблеме развития, Д.Эльконин разработал теорию периодизации психического развития в детстве. Согласно этой теории, основным психологическим новообразованием дошкольного возраста является его ориентация в общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в мотивах и нормах отношений людей (в этом возрасте происходит развитие мотивационнопотребностной сферы ребенка). В младшем школьном возрасте у детей появляется новая ведущая деятельность учебная. Ее выполнение способствует развитию у детей прежде всего интеллектуальнопознавательных сил, абстрактноотвлеченного мышления. Другим периодам детства (например, младенчеству или подростковому возрасту) также соответствуют определенные ведущие типы деятельности, развивающие у детей те или иные психологические новообразования, характерные именно для этих возрастных периодов (см.: ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989). В исследованиях проблем развивающего обучения особенно подробно изучены содержание и структура учебной деятельности, процессы ее интериоризации, ее влияние на развитие у детей теоретического сознания и мышления, памяти, воображения, личности (см.: ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986). В настоящее время в России разворачиваются работы, связанные с изучением ведущей деятельности школьниковподростков, с развитием у них на основе этой деятельности умения общаться и практического сознания. Результаты этих исследований демонстрируют исключительное значение полидисциплинарного понятия деятельность для раскрытия и описания достаточно тонких закономерностей психического развития человека, закономерностей построения развивающего образования. Своеобразное учение о деятельности в контексте так называемой критической психологии разработал немецкий ученый К.Хольцкамп (см.: HolzkampK. Grundlagen der Psychologie. FrankfurtN.Y., 1983). Большой интерес представляет работа финского ученого Ю.Энгештрема, в которой рассмотрены важные вопросы исторического развития самой человеческой деятельности, процессы ее исторической дифференциации (в том числе исторические условия происхождения учебной деятельности), а также основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке (см.: EngestromY. Learning by expanding. An activitytheoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987). В последнее десятилетие в России проведен ряд серьезных философских, логических и общепсихологических исследований деятельности (см.: Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Изд. полит. изд., 1990). Было показано, что преобразующий характер любой деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе программы. В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурноисторического творчества людей. Современная полидисциплинарная теория деятельности оказывает все большее влияние на различные сферы социальной практики, в том числе и на сферу образования. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Achievement-Anxiety-Test

Тест . Тест экзаменационной тревожности. Авторы . Alpert, Haber, 1960. Структура . Опросник включает в себя шкалы: 1.Способствующие опасения. 2.Тормозящие опасения. Источник . FrischR., SchmaltH.D. Vergleich von TAT und Fragebogendaten der Leistungmotivation // Z. exp. und ang. Psychol. 1970, N4. Текст методики...

Achievement-Anxiety-Test

1.Беспокойство на экзамене или при тестировании мешает мне хорошо работать. 2.Плодотворнее всего я работаю тогда, когда решаемая задача имеет большое для меня значение. 3.Если я не очень готов к лекции или семинару, боязнь моего неудачного выступления парализует все мои мыслительные возможности. 4.Мое внутреннее напряжение все возрастает по мере того, как подходит время экзаменов. 5.Если я плохо подготовился к экзамену или тесту, я теряю уверенность и делаю задания хуже, чем позволяют мои знания. 6.Чем важнее экзамен, тем менее успешно, как мне кажется, я выполняю задания. 7.Если я уверен, что хорошо подготовился к экзамену, меня не мучает страх. 8.В условиях особой...

Addictive Behaviors

Журнал Аддиктивное поведение. Научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4 номера в год. Редактор: П.М.Миллер. Журнал представляет собой междисциплинарный орган, где публикуются оригинальные экспериментальные и теоретические статьи, критические рецензии, посвященные проблеме токсикоманий алкоголизму, курению, перееданию и пр. На страницах журнала печатаются статьи специалистов по биохимии, психологии, социологии, психиатрии, неврологии,...

Adolescent Discouragement Indicator

Тест . Методика для определения степени упадка духа. Структура . Методика включает в себя субшкалы (по 5 пунктов): общий тонус, работа, дружба, образ Я, любовь. Источник . LinggM., WilbornB. Adolescent discouragement: Development of an assessment instrument/ Individ. Psychol., 1992, 48, N1,...

Advanced Occupational Interest Inventory

Тест . Опросник профессиональных интересов. Структура . Опросник имеет 228 пунктов и включает в себя шкалы: A.Люди. I.Помощь: 1)медицина; 2)консультирование; 3)образование. II.Влияние: 1)контроль; 2)коммерция; 3)управление. B.Данные. I.Канцелярские и процедурные занятия: 1)администрирование; 2)юриспруденция. II.Нумерические данные: 1)экономика; 2)обработка данных. III.Вербальные данные: 1)информация; 2)средства массовой коммуникации. C.Практические занятия. I.Прикладные искусства: 1)масс-медиа; 2)дизайн, прикладное искусство. II. Наука: 1)физика; 2)биология. III.Инженерия: 1)технология; 2)механика; 3)конструирование; 4)электродело. Источник . SHL. Occupational Test. Saville & Holdsworth Ltd....

Advances in Behaviour Research & Therapy

Журнал Успехи в поведенческих исследованиях и терапии. Научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4номера в год. Редактор: C.Рахман. Журнал публикует развернутые сообщения и обзоры теоретических и практических исследований, касающихся поведенческой...

Aggression-Motiv-Gitter (AMG)

Тест . Решетка мотивов агрессии шкалы. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: агрессия и торможение...

Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten

Тест . Опросник поведения решения проблем в ситуациях агрессии. Создан на основе Problem Solving Inventory (P.P.Heppner, Ch.H.Peterson, 1982). Структура . Опросник включает в себя шкалы: 1.Доверие к собственному решению проблем. 2.Поведение избегания. 3.Влияние на нарушение порядка и агрессию учащихся. Литература . TrennstadtK.C., KrauseF., HumpertW., DannH.D. Das Konstanzer Trainingmodell. Huber, 1987. Исследования . Текст методики...

Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten

1.Если я не достигаю успеха на уроке при нарушениях дисциплины, обычно я не выясняю, почему это произошло. 2.Если я сталкиваюсь на уроке со сложными проблемами нарушения порядка и агрессивности учащихся, я не стараюсь получить дополнительную информацию о причинах этого. 3.Если первые шаги по решению подобных проблем не удаются, то я стараюсь их обойти. 4.После завершения моего урока, я не анализирую, что я делал правильно или неправильно. 5.Обычно мне не удается найти действенный путь к решению проблем нарушения порядка на уроке. 6.После ряда шагов, направленных на решение проблемы, я стараюсь сравнить реальный результат с ожидаемым. 7.Когда я сталкиваюсь с подобными...

Aktivirung-Desaktivirungs-Fragebogen

Тест . Опросник активациидезактивации. Автор . J.P.Leonard (1983). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: грезы, расслабление и...

Alpern and Boll Developmental Profile

Тест . Профиль развития Альперна и Болла. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: физическое, академическое, коммуникативное развитие и...

American Journal of Community Psychology

Журнал Американский журнал общественной психологии. Теоретикоэкспериментальный журнал, орган Союза общественных исследований и действий, Отделения общественной психологии Американской психологической ассоциации, издаваемый с 1973г. книгоиздательством Плинем Пресс (Plenum Press) в НьюЙорке и Лондоне. Периодичность: 6 номеров в год. Редактор: Дж.Раппапорт. Журнал публикует эмпирические исследования и теоретические статьи, посвященные широкому кругу вопросов взаимоотношений индивида и социальных...

Analisis & Intervention in Development Disabilities

Журнал Анализ задержек развития и коррекционное вмешательство. Научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4 номера в год. Редактор: А.Ринкаве. Журнал публикует оригинальные сообщения и обзоры по результатам теоретических и практических исследований, касающихся задержек психического развития. Статьи журнала организованы по следующим отделам: задержки социального и эмоционального развития, ретардации изза разлучения, аутистическое поведение, детская шизофрения, выученные задержки развития, генетически обусловленные...

Analytischer Intelligenztest (AIT)

Тест . Аналитический тест интеллекта. Автор . R.Meili. Структура . Методика включает в себя ряд шкал. Источник . MeiliR. Analytischer Intelligenztest (AIT)/ Verlag H.Huber, Bern, Stuttgart, Toronto,...

Angstfragebogen fur Schuler

PA1.Когда в классе внезапно объявляют контрольную работу, я чувствую приступ страха. MA2.В классе у меня очень часто сильно колотится сердце. MA3.Иногда мне хочется, чтобы никто не обращал на меня внимание. SE4.Я всегда говорю правду. MA5.Часто мне приходится сдерживаться, чтобы не получить плохую оценку по поведению. SU6.Я всегда с радостью иду в школу. PA7.Когда меня взывают к доске, я всегда чувствую страх, что могу сказать чтото не так. MA8.Очень часто я не могу долго заснуть, т.к. на ум приходит много мыслей. SE9.В всегда чувствую себя радостным и оживленным. SU10.Утром уже одна только мысль, что надо идти в школу, меня очень...

Angstfragebogen fur Schuler (AFS)

Тест . Опросник тревожности для учащихся. Автор . WieczerkowskiW.(1975). Структура . Методика включает в себя ряд шкал: выраженная тревожность (Manifeste Angst), страх экзаменов (Prufung Angst), неудовлетворенность школой (SchulUnlust), социальная желательность (Soz. Erwunschtheit). Источник . WieczerkowskiW. 1975 / B.Fittkau (Hrsg). Padagogischpsychologische Hilfen fur Erzihung, Unterricht und Beratung. Bd.1, Westermann: Braunschweig. 1983. 310S. Текст методики...

Applied Research in Mental Retardation. A Multidisciplinary Journal

Журнал Прикладные исследования ментальных ретардаций. Междисциплинарный научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4номера в год. Редактор: Дж.Л.Мэтсон. Журнал публикует развернутые сообщения и обзоры по результатам теоретических и практических исследований специалистов в таких областях, как физиология, эпидемиология, антропология, психофармакология, экология, генетика по проблемам задержек психического развития и их устранения, в частности посредством модификации...

Carus

Carus (греч, karos — сильная слабость). Крайняя степень выраженности коматозного состояния (см. Кома), характеризуется полным исчезновением рефлексов и грубыми сосудодвигательными и дыхательными...

Delirium acutum

Delirium acutum (синоним: мания Белла, шизомания) - психическое расстройство, характеризующееся резким двигательным возбуждением и помрачением сознания, сопровождающееся повышением температуры тела, нарастающим физическим истощением. Delirium acutum может возникать при инфекционных болезнях (холере, брюшном и сыпном тифе и др.), пневмонии, плеврите, сепсисе, интоксикациях (например, отравлении тетраэтилсвинцом), а также при галопирующей форме прогрессивного паралича, фебрильной шизофрении, реже эпилепсии. Delirium acutum - следствие гиперергической реакции сенсибилизированных тканей головного мозга на повреждающий фактор, часто незначительный. Возможно, в патогенезе большое значение имеет развитие острой недостаточности надпочечников. При Delirium acutum двигательное возбуждение в одних случаях напоминает кататоническое (см. Кататонический синдром), в других носит хаотический характер. Часто наблюдается неистовое...

Emotion Profile Index

Тест . Индекс эмоционального профиля. Автор . R.Plutnick, H.Kollermann (1974). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: общительность, подавленность, контроль, дисконтроль, агрессивность, робость, доверчивость,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Деятельность