Exit Project: Глоссарий: Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих

Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих



Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих (1898, Карлсруе 1976, Лондон) немецкоанглийский психотерапевт. Обучался в университете Франкфурта у К.Гольдштейна , психоанализ осваивал в Вене и Франкфурте. В 1933г. эмигрировал в Лондон, с 1940г. занимался групповой психотерапией в г.Эксетере, Девоншир. Одним из первых стал организовывать терапевтическую общность пациентов военного лазарета (19421946): обращение к групповым методам психотерапии было обусловлено задачей быстрого излечения, в том числе военного невроза, большого количества людей (Introduction to groupanalytic psychotherapy, L., 1948). В 1952г. основал в Лондоне Общество группового анализа. Опирался на мысль К.Гольдштейна о том, что человек представляет собой элемент в целостной системе коммуникаций, группа же представляет собой некую металичность, обладающую действенной силой, использование которой способно привести к излечению. Литература .

Другие статьи : Фабри Курт Эрнестович, Фагофобия, Фаза, Фазмофобия, Фазофрении, Факоматозы, Фактор близости, Фактор общей судьбы, Фактор подобия, Фактор хорошего продолжения, Фаллическая стадия психосексуального развития, Фаллический характер, Фантомный образ, Федерн Пауль, Фельдштейн Давид Иосифович, Феминность, Фенихель (Fenichel) Отто, Феномен 30 октября 1938 г., Феномен Ауберта, Феномен Ауберта – Ферстера, Феномен Ауберта – Фляйшля, Феномен Бецольда – Брюкке, Феномен Брока — Зульцера, Феномен дополнительной апперцептивной проекции, Феномен Панума, Феномен стабильности видимого мира, Феномен Шеришевского, Феноменальное поле, Феноменологическое самонаблюдение, Феноменология, Феномены несохранения, Фенотип, Ференци (Ferenczi) Шандор, Фестингер (Festinger) Леон, Фетишизм, Фехнер Густав Теодор, Фехнеровские цвета, Физиогномическая редукция, Физиологическая акустика, Физиологическая психология, Физиологические механизмы внимания, Физиологические механизмы памяти, Физическая агрессия, Филогенез, Флегматик, Флюгель (Flugel) Джон Карл, Фобии, Фокальная терапия, Фокальный анализ, Фолькельт (Volkelt) Ханс, Фон, Фонема, Фонематический слух, Фоновые языковые знания, Фонологический метод Леви–Стросса, Форель (Forel) Август, Формальная абстракция, Формальные операции, Формирование двигательного навыка, Формирование произвольных движений, Формирование человеческих потребностей в онтогенезе, Формы жизни, Фотизмы, Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих, Франкл Виктор, Французская социологическая школа, Французский структурализм, Фрейд Анна, Фрейд Зигмунд, Фрейдизм, Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф, Фресс (Fraisse) Поль, Фромм Эрик, ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), Фрустрация, Фрустрация у детей, Функции речи, Функционализм, Функциональная автономия, Функциональная единица памяти, Функциональная психология, Функциональная система, Функциональная эквивалентность образов, Функциональное удовольствие, Функциональный мотив, Функциональный орган, , ...

 

Диссимуляция

Диссимуляция (от лат. dissimulatio сокрытие) стремление скрыть свои болезненные состояния или расстройства, прежде всего...

Дистресс

Дистресс (от греч. dys приставка, означающая расстройство + англ. stress напряжение) стресс , связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, автор Г.Селье . Литература. СельеГ. Стресс без дистресса. М., 1979,...

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология раздел психологии, занимающийся изучением индивидуальнопсихологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900г. В.Штерном . В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими...

Дифференциальная психофизиология

Дифференциальная психофизиология раздел психофизиологии, изучающий зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой...

Дифференциальный порог

Дифференциальный порог сенсорный порог , характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для...

Дифференциальный порог ощущений

Дифференциальный порог ощущений минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие...

Дихотическое слушание

Дихотическое слушание метод, используемый при исследовании эхоической памяти , избирательности внимания , межполушарной асимметрии . Заключается в распознавании испытуемым слуховой информации, которая поступает по двум независимым каналам через наушники на левое и правое...

Длительность ощущения

Длительность ощущения особенность восприятия . Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения...

Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович (18.05.1890, Бобруйск, Белоруссия 18.03.1981) отечественный психолог. Родился в семье священника. После окончания в 1908г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историкофилологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915г. по специальности психология. Был призван на военную службу. В 19191920гг. служил в Красной Армии. После демобилизации в 1922г. поступил в аспирантуру при Научноисследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г.И.Челпанова . В 1925г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Колебания внимания. Работал в Московском государственном индустриальнопедагогическом институте им.К.Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935г. по 1941г. профессора...

Додонов Борис Игнатьевич

Додонов Борис Игнатьевич (1922 3.05.1985) отечественный психолог. В 1950г. окончил Крымский педагогический институт им.М.В.Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980г. докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. Сочинения. Эмоция как ценность....

Долговременная память

Долговременная память блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является...

Доминанта

Доминанта (от лат. domimns господствующий) понятие, предложенное А.А.Ухтомским , обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит переключение раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение накапливается, а работа других нервных центров тормозится. Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты, совместная работа которых находит свое выражение в вегетативной и гуморальной динамике. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения...

Дондерс Франс Корнелис

Дондерс (Donders) Франс Корнелис (1818 1889) нидерландский физиолог. Иностранный член Петербургской АН (1887). В 1869г. создал методику изучения времени сложных реакций, которая основана на том, что из времени сложной реакции (выбор, различение и пр.) вычитается время простой (двигательное реагирование на сигнал). Данная методика получила название закона Дондерса...

Донжуанизм

Донжуанизм клиническое состояние мужчины, характеризующееся его стремлением к постоянной смене партнерши и неспособностью видеть в отношениях между мужчиной и женщиной ничего кроме телесного аспекта. В соответствии с психоаналитической трактовкой такой отказ от духовного общения с женщиной обусловлен его неосознанным желанием отомстить всем женщинам за отсутствие душевной теплоты у его собственной матери. Литература...

Дооперациональное мышление

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж.Пиаже . Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления . Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении , но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить...

Дополнительные сенсорные характеристики

Дополнительные сенсорные характеристики (от лат. sensus чувство, ощущение) феномен, выступающий одним из оснований зонной модели порога ощущения , автор К.В.Бардин. В опыте определения порогов чувствительности в припороговой области испытуемые для принятия решения о наличии сигнала часто используют неосновные признаки (например, при определении громкости звук может восприниматься как звонкий или глухой, пронизывающий, гладкий, блестящий и пр.). Тогда, когда условия опыта допускают такую переорганизацию сенсорного пространства из одномерного в многомерное, эффективность различения возрастает. Литература. БардинК.В. Работа наблюдателя в припороговой области // Психологический журнал. 1982, N1,...

Дополнительные цвета

Дополнительные цвета цвета, при оптическом смешении которых возникает ощущение ахроматического цвета. Например, такими цветами являются синий и желтый, красный и...

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст этап психического развития от 3 до 67 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра . Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения . Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного ,...

Дрейф

Дрейф относительно медленные микродвижения глаз с амплитудой от 0,8 до 10 угловых мин./с. и амплитудой 330 угловых мин., служащие дестабилизации ретинального изображения. Препятствует появлению пустого поля, когда объект перестает...

Дриш Ханс

Дриш (Driesch) Ханс (28.10.1867, Кройцнах 16.04.1941, Лейпциг) немецкий биолог, основатель неовитализма. Профессор философии. Занимался проблемами регенерации и репродукции. На основе своих исследований эмбрионального развития организма сформулировал закон, согласно которому динамика развития каждой части зародыша зависит от ее места в целостном организме. Наделял все живое энтелехией , которую рассматривал как силу, обусловливающую существование и развитие организма, и которой приписывал функцию отбора из всех потенциальных путей развития. Разум, по его представлениям, также есть проявление энтелехии. Сочинения. Philosophie des Organischen. 1909; Витализм, его история и система. М., 1915; Leib und Seele. Lpz.: Reinicke, 1923; Der Mensch und der Welt. Lpz., 1928; The...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих