Exit Project: Глоссарий: Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)



Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа.

Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей.

Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда.

Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге.

В 1907 году он получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Позже при содействии Эугена Блейлера - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельцли в Цюрихе, закончил интернатуру по психиатрии.

В том же (1907) году К.Г. Юнг знакомит его с З.Фрейдом, с которым у Бинсвангера установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктринальные разногласия. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, невзирая на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентов психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер).

Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX века была довольно значительной. Это не могло остаться незамеченным основоположником психоанализа, и он рекомендовал Бинсвангеру принять участие в работе Венского психоаналитического общества. А в 1910 году Бинсвангер был избран президентом этого общества. В группу психоаналитического движения входили такие известные психоаналитики как А. Шторх (Storch A.), М. Босс (Boss M.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.), Ван Ден Берг (Van Den Berg J.H.) и Байтендийк (Buytendijk F.J.).

Период с 1910 по 1920 годы - время, когда Бинсвангер делает попытки переосмыслить учение З.Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В.Дильтея) (Dilthey) и Э. Шпрангера, феноменологии Гуссерля и М. Шелера, и впоследствии отвергает биологизм и детерминизм З.Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений.

В 1911 году Бинсвангер сменил своего отца на посту директора санатория Беллевю в Кройцлингене, и занимал эту должность до 1956 года, когда передал бразды правления своему сыну.

С выходом в 1927 году работы М.Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа.

Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени", то есть рассмотрения человека в единстве с миром человека и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии, утверждая, что аналитика Хайдеггера является основанием любой будущей антропологии.

Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования.

В 1942 году выходит в свет главная работа Бинсвангера "Основные формы и познание человеческого бытия", которая носит преимущественно философский характер. Здесь Бинсвангер пытается дополнить хайдеггеровскую экзистенциальную аналитику философской антропологией М. Шелера и еврейского мыслителя Мартина Бубера (Buber M.), а также идеями русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка.

Работы Бинсвангера получили широкую известность, и оказали влияние на широкий круг западных философов, психологов и психиатров, привели к появлению такого направления как антипсихиатрия, оказали известное влияние на немецкую философию и литературную критику.

Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицинских академий, в 1956 году ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина.

В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.

Умер в 1966 году.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Ольга Кретинина
08.11.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Диссимуляция

Диссимуляция (от лат. dissimulatio сокрытие) стремление скрыть свои болезненные состояния или расстройства, прежде всего...

Дистресс

Дистресс (от греч. dys приставка, означающая расстройство + англ. stress напряжение) стресс , связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, автор Г.Селье . Литература. СельеГ. Стресс без дистресса. М., 1979,...

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология раздел психологии, занимающийся изучением индивидуальнопсихологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900г. В.Штерном . В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими...

Дифференциальная психофизиология

Дифференциальная психофизиология раздел психофизиологии, изучающий зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой...

Дифференциальный порог

Дифференциальный порог сенсорный порог , характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для...

Дифференциальный порог ощущений

Дифференциальный порог ощущений минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие...

Дихотическое слушание

Дихотическое слушание метод, используемый при исследовании эхоической памяти , избирательности внимания , межполушарной асимметрии . Заключается в распознавании испытуемым слуховой информации, которая поступает по двум независимым каналам через наушники на левое и правое...

Длительность ощущения

Длительность ощущения особенность восприятия . Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения...

Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович (18.05.1890, Бобруйск, Белоруссия 18.03.1981) отечественный психолог. Родился в семье священника. После окончания в 1908г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историкофилологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915г. по специальности психология. Был призван на военную службу. В 19191920гг. служил в Красной Армии. После демобилизации в 1922г. поступил в аспирантуру при Научноисследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г.И.Челпанова . В 1925г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Колебания внимания. Работал в Московском государственном индустриальнопедагогическом институте им.К.Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935г. по 1941г. профессора...

Додонов Борис Игнатьевич

Додонов Борис Игнатьевич (1922 3.05.1985) отечественный психолог. В 1950г. окончил Крымский педагогический институт им.М.В.Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980г. докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. Сочинения. Эмоция как ценность....

Долговременная память

Долговременная память блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является...

Доминанта

Доминанта (от лат. domimns господствующий) понятие, предложенное А.А.Ухтомским , обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит переключение раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение накапливается, а работа других нервных центров тормозится. Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты, совместная работа которых находит свое выражение в вегетативной и гуморальной динамике. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения...

Дондерс Франс Корнелис

Дондерс (Donders) Франс Корнелис (1818 1889) нидерландский физиолог. Иностранный член Петербургской АН (1887). В 1869г. создал методику изучения времени сложных реакций, которая основана на том, что из времени сложной реакции (выбор, различение и пр.) вычитается время простой (двигательное реагирование на сигнал). Данная методика получила название закона Дондерса...

Донжуанизм

Донжуанизм клиническое состояние мужчины, характеризующееся его стремлением к постоянной смене партнерши и неспособностью видеть в отношениях между мужчиной и женщиной ничего кроме телесного аспекта. В соответствии с психоаналитической трактовкой такой отказ от духовного общения с женщиной обусловлен его неосознанным желанием отомстить всем женщинам за отсутствие душевной теплоты у его собственной матери. Литература...

Дооперациональное мышление

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж.Пиаже . Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления . Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении , но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить...

Дополнительные сенсорные характеристики

Дополнительные сенсорные характеристики (от лат. sensus чувство, ощущение) феномен, выступающий одним из оснований зонной модели порога ощущения , автор К.В.Бардин. В опыте определения порогов чувствительности в припороговой области испытуемые для принятия решения о наличии сигнала часто используют неосновные признаки (например, при определении громкости звук может восприниматься как звонкий или глухой, пронизывающий, гладкий, блестящий и пр.). Тогда, когда условия опыта допускают такую переорганизацию сенсорного пространства из одномерного в многомерное, эффективность различения возрастает. Литература. БардинК.В. Работа наблюдателя в припороговой области // Психологический журнал. 1982, N1,...

Дополнительные цвета

Дополнительные цвета цвета, при оптическом смешении которых возникает ощущение ахроматического цвета. Например, такими цветами являются синий и желтый, красный и...

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст этап психического развития от 3 до 67 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра . Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения . Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного ,...

Дрейф

Дрейф относительно медленные микродвижения глаз с амплитудой от 0,8 до 10 угловых мин./с. и амплитудой 330 угловых мин., служащие дестабилизации ретинального изображения. Препятствует появлению пустого поля, когда объект перестает...

Дриш Ханс

Дриш (Driesch) Ханс (28.10.1867, Кройцнах 16.04.1941, Лейпциг) немецкий биолог, основатель неовитализма. Профессор философии. Занимался проблемами регенерации и репродукции. На основе своих исследований эмбрионального развития организма сформулировал закон, согласно которому динамика развития каждой части зародыша зависит от ее места в целостном организме. Наделял все живое энтелехией , которую рассматривал как силу, обусловливающую существование и развитие организма, и которой приписывал функцию отбора из всех потенциальных путей развития. Разум, по его представлениям, также есть проявление энтелехии. Сочинения. Philosophie des Organischen. 1909; Витализм, его история и система. М., 1915; Leib und Seele. Lpz.: Reinicke, 1923; Der Mensch und der Welt. Lpz., 1928; The...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)