Exit Project: Глоссарий: ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд



ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд Давид. Британский психолог, психиатр, основатель течения, известного под названием “антипсихиатрия”.

Родился 7 октября 1927 года, в Гованхилле, Глазго, Западная Шотландия, Великобритания. Единственный сын Дэвида Макнейра Лэйнга и Амелии Лэйнг, урожденной Кирквуд. Во время беременности его мать постоянно скрывала этот факт и, выходя из дома, надевала широкое пальто. Рональд Лэйнг позднее утверждал, что помнит момент своего рождения.

Август 1932. В возрасте четырех лет начал посещать начальную школу Джона Картбертсона в Глазго.

1936 – 1945 годы. Посещает Грамматическую школу Хатчесона для мальчиков, где стал отличным учеником. Интенсивно изучает классику, греческий и латынь, проявляет незаурядные музыкальные способности. 30 марта 1944 года избран в качестве Лицензиата ( получает право вести профессиональную деятельность – Ю.Л. ) , а затем 1 апреля 1945 года – члена Королевского Музыкального Колледжа. В период обучения изучает многочисленные работы по философии, включая Фрейда, Маркса, Ницше и в особенности Кьеркегора.

1945 – 1951 годы. Изучает медицину в Университете Глазго. Встретил свою первую подругу, француженку (студентку по обмену) Марсель Винсент. В начале 1950 года провалил выпускные экзамены, которые впоследствии (декабрь 1950 года) успешно пересдал. Провел короткий период в качестве интерна в психиатрической лечебнице, что вдохновило его на дальнейшее изучение психиатрии. В этот период он встречает Аарона Эстерсона, в соавторстве с которым впоследствии напишет Здоровье, безумие и семья”.

1951 год. Провел шесть месяцев в качестве интерна в Киллернском неврологическом отделении недалеко от Глазго.

1951 - 1953 годы. Призван на службу в Медицинский корпус Королевской армии в качестве офицера. Направлен в Психиатрическое подразделение в Нетли, неподалеку от Саутгемптона, а затем в военный госпиталь в Кеттерик, Йоркшир.

11 октября 1953 года. Женится на своей подруге Анне Хёрн, которая к тому времени уже ждала от него ребенка.

7 декабря 1952 года. Жена Анне родила девочку, которую назвали Фиона.

Июль 1953 года. В журнале Медицинского корпуса опубликована статья Лэйнга под названием Случай синдрома Ганзера”.

Конец 1953–1956 годы. Ушел из армии. Перевелся в Госпиталь Гартнейвил для душевнобольных с целью завершения своего психиатрического образования. Здесь он начинает осуществлять экспериментальный подход к лечению, который назвал “Комната игр” , где пациенты, больные шизофренией, проводят время в комфортной обстановке. Они, равно как и персонал больницы, носят обычную одежду, им позволяется заниматься творчеством и готовить себе пищу, что создает обстановку, при которой пациенты могут общаться с персоналом и друг с другом в достаточно привычной и обычной манере вместо официально-институтской. В результате эксперимента оказалось, что состояние всех пациентов значительно улучшилось.

Позднее Лэйнг получает высокий пост в Южном Общем Госпитале.

Сентябрь 1954 года. Рождается вторая дочь Лэйнга, Сьюзан.

Ноябрь 1955 года. Появляется на свет третья дочь, Карен.

1 января 1956 года. Получает квалификацию психиатра.

Май 1956 года. Читает недавно опубликованную книгу Колина Уилсона “Посторонний”. Клянется превзойти её и приступает к написанию “Расколотого Я”.

Конец 1956 года. Получает высокий пост в клинике Тэвисток в Лондоне. Принят на стажировку в качестве психоаналитика в Институт Психоанализа.

1957 год. Родился сын Пол.

1958 год. Начал исследования, приведшие впоследствии к написанию “Здоровье, безумие и семья”. Кроме того, организовал серию семинаров, куда привлек ряд лиц, впоследствии ставших его основными сотрудниками. Среди них Аарон Эстерсон и Дэвид Купер (автор термина “антипсихиатрия”).

Апрель 1958 года. Родился Адриан Лэйнг.

1960 год. В Тэвисток Пабликейшнз издано “Расколотое Я”. Лэйнг использовал в ней не только литературу клиницистов европейской феноменологической школы (Л.Бинсвангер, Минковски, М.Босс,), но также труды философов и писателей (Ж.П.Сартр, Беккет, Тиллих, М.Хайдеггер, и даже Гегель), что, по словам П.Сиджуика (одного из исследователей творчества Лэйнга) “было, по меньшей мере редкостью для родившегося и сформировавшегося в Великобритании автора”. Книга получила положительные отзывы, однако поначалу продавалась плохо, Лэйнг получил квалификацию психоаналитика и открыл частную практику в Лондоне по улице Уимпоул, 21. Начал эксперименты с наркотиками, преимущественно ЛСД.

1961 год. В Тэвисток Пабликейшнз опубликована “Я и Другие”.

Начало 1962 года. Во время научной командировки в США знакомится с Грегори Бейтсоном. К этому времени его существующий брак начал распадаться и Лэйнг завязывает роман с журналисткой из Дейли Экспресс по имени Салли Винсент. Назначен Клиническим Директором в клинику Лэнгхем в Лондоне.

1963 год. Начинает появляться в популярных средствах массовой информации.

1964 год. Написаны, в основном, все статьи, которые впоследствии войдут в книгу “Политика опыта и Райская птица”.

Пять раз появляется на Британском телевидении.

Репутация Лэйнга как профессионала психиатра связана, прежде всего, с умением описывать психические расстройства своих пациентов. Ему отдают должное и его критики – психиатры, которые признают, что Лэйнг добивался успеха при лечении, казалось бы, безнадежных больных – психотиков. Тем не менее, популярность его книг прежде всего основана на том, что их автор выступает как критик современной цивилизации пророческого склада. Работы Лэйнга вызвали больший интерес у философов, богословов, социологов, писателей, чем у его коллег.

В соавторстве с Аароном Эстерсоном опубликована “Здоровье, безумие и семья” , а совместно с Дэвидом Купером – “Разум и насилие”, предисловие к которой написал сам Сартр, высоко оценивший как способ изложения основных идей, так и экзистенциалистский подход в психиатрии.

В Нью-Йорке знакомится с Тимоти Лири.

1965 год. Завязал очередной роман с немкой, графиком-дизайнером Джуттой Вернер. “Расколотое Я”, переизданное Пенгуин Букс, мгновенно стало бестселлером. Начал осуществление проекта Кингсли-Холл с Аароном Эстерсоном, Дэвидом Купером и другими. Это было эспериментальное неиерархическое сообщество, где больным шизофренией была предоставлена возможность преодолевать свои психозы, не прибегая к наркотикам, ЭСТ – терапии и хирургии. Вдохновение черпалось из успешных проектов Лэйнга “Комната игр”, Купера – “Вилла 21”, где пациенты общались без различия в отношениях между персоналом и больными, а также опытов Эстерсона, в ходе которых был создан кибуц для страдающих шизофренией в Израиле.

1966 год. Выходит в свет коллективная работа “Межличностное восприятие”.

15-30 июля 1967 года. Принял участие в конгрессе Диалектика освобождения , направленном на сближение левого крыла политиков и психоанализа. Произнес речь “Очевидное”, которая позднее была опубликована в трудах конгресса.

1967 год. “Политика опыта”, книга имевшая наибольший коммерческий успех, опубликована одновременно в издательстве Пенгуин и Пантеон (США).

Исследует проблемы семьи и межличностных отношений, активно выступает против существующей практики подавления личности через разветвленную сеть психиатрических лечебниц.

Сентябрь 1967 года. Джутта Вернер родила сына Адама.

1970 год. Завершился проект Кингсли-Холл.

Апрель 1970 года. У Джутты Вернер родилась девочка, которую назвали Наташей.

1971 год. В Британии и США опубликованы “Узлы”.

Март 1971 года. Лэйнг с Вернер и двумя детьми отправляется на Цейлон, где провел два месяца, изучая медитацию в Буддийском храме. После того, как срок виз закончился, перебрался в Индию, где провел три недели, обучаясь под руководством Гангроти Баба, индуистского аскета, посвятившего Лэйнга в культ индийской богини Кали. Также проводит время, изучая Санскрит и посещая Говинда Ламу, который к тому времени уже был гуру для Тимоти Лири и Ричарда Олперта.

Апрель 1972 года. Возвращение в Лондон.

С 5 ноября 1972 года по 8 декабря 1972 года. Отправляется с лекциями в США. Выступает на телевидении с Норманом Мэйлером. Знакомится с Элизабет Фер, психотерапевтом, использовавшей “возрождающие” психодрамы для лечения пациентов. В дальнейшем Лэйнг примет эти методы на вооружение и будет применять их самостоятельно.

Конец 1973 года. Начал проведение регулярных “возрождающих” сессий.

День Святого Валентина, 1974 год. Женится на Джутте Вернер.

24 июня 1975 года. У Джутты рождается третий ребенок, Макс.

1976 год. Опубликованы “Ты меня любишь?” и “Факты из жизни”. Книги довольно плохо продавались в Британии и Америке, однако были популярны в континентальной Европе.

Март 1976 года. Сьюзи Лэйнг, дочь от первого брака, умерла от лейкемии.

1978 год. Опубликована “Разговоры с детьми”.

21 апреля 1978 года. В 17.15 умер отец Лэйнга. Это время в точности совпало со временем рождения самого Лэйнга.

Сентябрь 1980 года. Принял участие в трехнедельной конференции Психотерапия будущего в Сарагосе, Испания. В ней также участвовали такие известные личности, как Фритьоф Капра, Станислав Гроф, Жан Хьюстон и Ролло Мэй.

15 сентября 1984 года. У подруги Лэйнга, Сью Санкель, родился девятый сын Рональда, Бенджамин.

Февраль 1985 года. Опубликована автобиография Лэйнга “Мудрость, сумасшествие и дурость”.

В национальной галерее портретов Шотландии выставлен его портрет.

1986 год. Развод с Джуттой Лэйнг.

1987 год. Вынужден выйти из состава Генерального Медицинского Совета, что привело к невозможности в дальнейшем заниматься медицинской практикой.

6 января 1988 года. Маргарита Ромайн-Кендон, привязанность Лэйнга в последние годы, родила ему сына Чарлза.

1988 год. Принял участие в канадском документальном фильме “Это Вы были Р.Д. Лэйнгом?”.

23 августа 1989 года. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис в Сан-Тропе, Франция.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовили Ольга Кретинина,
Сергей Востриков,
перевод с английского Юрий Лозоцев
14.12.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Диссимуляция

Диссимуляция (от лат. dissimulatio сокрытие) стремление скрыть свои болезненные состояния или расстройства, прежде всего...

Дистресс

Дистресс (от греч. dys приставка, означающая расстройство + англ. stress напряжение) стресс , связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, автор Г.Селье . Литература. СельеГ. Стресс без дистресса. М., 1979,...

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология раздел психологии, занимающийся изучением индивидуальнопсихологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900г. В.Штерном . В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими...

Дифференциальная психофизиология

Дифференциальная психофизиология раздел психофизиологии, изучающий зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой...

Дифференциальный порог

Дифференциальный порог сенсорный порог , характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для...

Дифференциальный порог ощущений

Дифференциальный порог ощущений минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие...

Дихотическое слушание

Дихотическое слушание метод, используемый при исследовании эхоической памяти , избирательности внимания , межполушарной асимметрии . Заключается в распознавании испытуемым слуховой информации, которая поступает по двум независимым каналам через наушники на левое и правое...

Длительность ощущения

Длительность ощущения особенность восприятия . Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения...

Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович (18.05.1890, Бобруйск, Белоруссия 18.03.1981) отечественный психолог. Родился в семье священника. После окончания в 1908г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историкофилологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915г. по специальности психология. Был призван на военную службу. В 19191920гг. служил в Красной Армии. После демобилизации в 1922г. поступил в аспирантуру при Научноисследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г.И.Челпанова . В 1925г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Колебания внимания. Работал в Московском государственном индустриальнопедагогическом институте им.К.Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935г. по 1941г. профессора...

Додонов Борис Игнатьевич

Додонов Борис Игнатьевич (1922 3.05.1985) отечественный психолог. В 1950г. окончил Крымский педагогический институт им.М.В.Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980г. докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. Сочинения. Эмоция как ценность....

Долговременная память

Долговременная память блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является...

Доминанта

Доминанта (от лат. domimns господствующий) понятие, предложенное А.А.Ухтомским , обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит переключение раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение накапливается, а работа других нервных центров тормозится. Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты, совместная работа которых находит свое выражение в вегетативной и гуморальной динамике. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения...

Дондерс Франс Корнелис

Дондерс (Donders) Франс Корнелис (1818 1889) нидерландский физиолог. Иностранный член Петербургской АН (1887). В 1869г. создал методику изучения времени сложных реакций, которая основана на том, что из времени сложной реакции (выбор, различение и пр.) вычитается время простой (двигательное реагирование на сигнал). Данная методика получила название закона Дондерса...

Донжуанизм

Донжуанизм клиническое состояние мужчины, характеризующееся его стремлением к постоянной смене партнерши и неспособностью видеть в отношениях между мужчиной и женщиной ничего кроме телесного аспекта. В соответствии с психоаналитической трактовкой такой отказ от духовного общения с женщиной обусловлен его неосознанным желанием отомстить всем женщинам за отсутствие душевной теплоты у его собственной матери. Литература...

Дооперациональное мышление

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж.Пиаже . Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления . Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении , но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить...

Дополнительные сенсорные характеристики

Дополнительные сенсорные характеристики (от лат. sensus чувство, ощущение) феномен, выступающий одним из оснований зонной модели порога ощущения , автор К.В.Бардин. В опыте определения порогов чувствительности в припороговой области испытуемые для принятия решения о наличии сигнала часто используют неосновные признаки (например, при определении громкости звук может восприниматься как звонкий или глухой, пронизывающий, гладкий, блестящий и пр.). Тогда, когда условия опыта допускают такую переорганизацию сенсорного пространства из одномерного в многомерное, эффективность различения возрастает. Литература. БардинК.В. Работа наблюдателя в припороговой области // Психологический журнал. 1982, N1,...

Дополнительные цвета

Дополнительные цвета цвета, при оптическом смешении которых возникает ощущение ахроматического цвета. Например, такими цветами являются синий и желтый, красный и...

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст этап психического развития от 3 до 67 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра . Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения . Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного ,...

Дрейф

Дрейф относительно медленные микродвижения глаз с амплитудой от 0,8 до 10 угловых мин./с. и амплитудой 330 угловых мин., служащие дестабилизации ретинального изображения. Препятствует появлению пустого поля, когда объект перестает...

Дриш Ханс

Дриш (Driesch) Ханс (28.10.1867, Кройцнах 16.04.1941, Лейпциг) немецкий биолог, основатель неовитализма. Профессор философии. Занимался проблемами регенерации и репродукции. На основе своих исследований эмбрионального развития организма сформулировал закон, согласно которому динамика развития каждой части зародыша зависит от ее места в целостном организме. Наделял все живое энтелехией , которую рассматривал как силу, обусловливающую существование и развитие организма, и которой приписывал функцию отбора из всех потенциальных путей развития. Разум, по его представлениям, также есть проявление энтелехии. Сочинения. Philosophie des Organischen. 1909; Витализм, его история и система. М., 1915; Leib und Seele. Lpz.: Reinicke, 1923; Der Mensch und der Welt. Lpz., 1928; The...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЛЭНГ Рональд