Дункер (Duncker) Карл (2.2.1903, Лейпциг 23.2.1940) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (19231928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США в университете Кларка. По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии . Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект функциональной закрепленности, заключающийся в том, что используемые какимто определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924г. вместе с К.Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа (функциональное решение задачи) и фазы реализации (окончательное решение). Литература .
Дружба личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности . Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью , основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности , основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так...
Дуализм (от лат. dualis двойственный) философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту , есть две субстанции материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении . При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма ( В.Вундт ,...
Дуалистический интеракционизм (от лат. dualis двойственный и англ. interaction взаимодействие) методологическая позиция, в рамках которой постулируется онтологическая реальность и идеального, и материального, между которым должны исследоваться возникающие взаимоотношения. Литература. ДубровскийД.И. Проблемы идеального. М., 1983,...
Дуальное единство понятие, введенное Л.Сонди для обозначения чрезмерно близкого, невротического контакта, возникающего в некоторых любовных парах, и основанного на регрессии эмоциональной сферы до тех переживаний, которые были сформированы в раннем детстве в отношении собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или...
Дункер (Duncker) Карл (2.2.1903, Лейпциг 23.2.1940) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (19231928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США в университете Кларка. По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии . Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект функциональной закрепленности, заключающийся в том, что используемые какимто определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924г. вместе с К.Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных...
Дьюи (Dewey) Джон (20.10.1859 2.06.1952, НьюЙорк) американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по...
Дюбуа (Dubois) Поль Шарль (28.11.1848, ШаудеФондс, Швейцария 4.11.1918, Берн) швейцарский невропатолог, психиатр и психотерапевт. Придавал большое значение психологическим факторам возникновения психических болезней. Автор метода рациональной психотерапии...
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 1917) французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902г. в Сорбонне. С 1896г. по 1912г. издавал Социологический ежегодник. Развивал идею о зависимости человеческой психики от...
Дюркгейм (Durckheim) Карлфрид (род. 1896) представитель трансперсональной психологии . Исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник глубинной и гуманистической психологии , гештальттерапия , психодрама , биоэнергетический анализ , айкидо, упражнений с луком и пр. Сочинения. Daily Life as Spiritual Exercise. The Way of Transformation. N.Y.,...
Еволна (от англ. expectation ожидание) отрицательное изменение электрического потенциала в передних отделах коры мозга между действием настраивающего сигнала и пускового, требующего какуюлибо реакцию испытуемого, которое свидетельствует о состоянии готовности действовать при восприятии сигнала. Еволна возникает через 0,5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли, что позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов произвольного поведения...
Евгеника (от греч. eugenes породистый) улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф.Гальтон . Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики. Литература. МиловановаЛ.С. Евгеника // Вопросы психологии. 1991, N3,...
Эндокpинопатия вследствие гипоплазии половых желез. Больным хаpактеpны: повышенная утомляемость, чувствительность, pобость, застенчивость, неустойчивость настpоения, pаздpажительность. Иногда фоpмиpуются депpессивные...
Единица анализа психического методологическое понятие. Представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация , поведение , гештальт , потребность , деятельность , общение , взаимодействие и...
Доза биологически активного вещества или лекарственного средства, способная дать объективно регистрируемый физиологический или терапевтический эффект. Принимается в качестве единицы измерения при дозировании такого рода препаратов, как, например,...
Еллинека симптом (Jellinek E.M., 1960). Симптом начального алкоголизма, характеризующийся утратой способности контролировать количество употребляемых спиртных напитков уже после приема первой порции алкоголя. Проявление усиления влечения к...
Естественный эксперимент экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф.Лазурским в l910г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психологопедагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и...
Жажда - совокупность ощущений, выражающихся в непреодолимом стремлении пить воду и вызывающих соответствующие поведенческие реакции. Относится к основным биологическим мотивациям, обеспечивающим сохранение жизни индивидуума и вида в целом. Возникает при уменьшении водных ресурсов организма: при потере воды из внутриклеточных и внеклеточных пространств, что сопровождается повышением осмотической концентрации (гипертоничностью) соответствующих жидкостей, или при нарушении нормального соотношения между водой и минеральными солями (главным образом хлоридом натрия). Конечной реакцией является потребление воды. Т.е., жажда способствует поддержанию на постоянном уровне баланса воды и электролитов (см. Гомеостаз, Водно-солевой обмен). Жажда обычно выражается появлением сухости во рту и глотке, обусловленной уменьшением секреции слюны в результате дефицита...
Жане (Janet) Пьер (29.05.1859, Париж 24.02.1947) французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии ( неврозы , психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). В 20хгг. на основе категории действия создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся в отличие от памятиреминисценции своим произвольным характером. В целом по отношению к...
Жане концепция психологического автоматизма (Janet P., 1899). Рассмотрение автоматизма в психической деятельности как феномена, выступающего в известных соотношениях с сознанием и служащего проявлением подсознательной деятельности. В сознании P.Janet различал два "этажа": I - высшую структуру, функционирование которой обусловлено волевыми, сознательными моментами и является индетерминированным извне; II — низшую структуру — подсознательную, автоматическую. Взаимосвязь между этими этажами сознания рассматривалась чисто внешне. В случаях психической патологии автоматизм, по P.Janet, захватывает либо часть личности (парциальный автоматизм, примером хоторого являются навязчивые и фиксированные идеи), либо личность в целом (тотальный автоматизм, например каталепсия). Концепция эклектична, в ней чисто механически соединены этажи сознания структуры личности...
Жане тест анестезии (P.Janet). Прием для дифференциации функциональных и органических нарушений кожной чувствительности. Больной должен сообщать, чувствует ли он прикосновение к коже, словом "да" или "нет". Больные с функциональными расстройствами постоянно говорят "нет", при органической патологии нервной системы —...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]