Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Дружба

Дружба личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности . Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью , основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности , основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так...

Дуализм

Дуализм (от лат. dualis двойственный) философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту , есть две субстанции материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении . При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма ( В.Вундт ,...

Дуалистический интеракционизм

Дуалистический интеракционизм (от лат. dualis двойственный и англ. interaction взаимодействие) методологическая позиция, в рамках которой постулируется онтологическая реальность и идеального, и материального, между которым должны исследоваться возникающие взаимоотношения. Литература. ДубровскийД.И. Проблемы идеального. М., 1983,...

Дуальное единство

Дуальное единство понятие, введенное Л.Сонди для обозначения чрезмерно близкого, невротического контакта, возникающего в некоторых любовных парах, и основанного на регрессии эмоциональной сферы до тех переживаний, которые были сформированы в раннем детстве в отношении собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или...

Дункер (Duncker) Карл

Дункер (Duncker) Карл (2.2.1903, Лейпциг 23.2.1940) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (19231928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США в университете Кларка. По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии . Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект функциональной закрепленности, заключающийся в том, что используемые какимто определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924г. вместе с К.Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных...

Дьюи (Dewey) Джон

Дьюи (Dewey) Джон (20.10.1859 2.06.1952, НьюЙорк) американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по...

Дюбуа Поль Шарль

Дюбуа (Dubois) Поль Шарль (28.11.1848, ШаудеФондс, Швейцария 4.11.1918, Берн) швейцарский невропатолог, психиатр и психотерапевт. Придавал большое значение психологическим факторам возникновения психических болезней. Автор метода рациональной психотерапии...

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 1917) французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902г. в Сорбонне. С 1896г. по 1912г. издавал Социологический ежегодник. Развивал идею о зависимости человеческой психики от...

Дюркгейм Карлфрид

Дюркгейм (Durckheim) Карлфрид (род. 1896) представитель трансперсональной психологии . Исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник глубинной и гуманистической психологии , гештальттерапия , психодрама , биоэнергетический анализ , айкидо, упражнений с луком и пр. Сочинения. Daily Life as Spiritual Exercise. The Way of Transformation. N.Y.,...

Е волна

Еволна (от англ. expectation ожидание) отрицательное изменение электрического потенциала в передних отделах коры мозга между действием настраивающего сигнала и пускового, требующего какуюлибо реакцию испытуемого, которое свидетельствует о состоянии готовности действовать при восприятии сигнала. Еволна возникает через 0,5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли, что позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов произвольного поведения...

Евгеника

Евгеника (от греч. eugenes породистый) улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф.Гальтон . Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики. Литература. МиловановаЛ.С. Евгеника // Вопросы психологии. 1991, N3,...

Евнухоидизм

Эндокpинопатия вследствие гипоплазии половых желез. Больным хаpактеpны: повышенная утомляемость, чувствительность, pобость, застенчивость, неустойчивость настpоения, pаздpажительность. Иногда фоpмиpуются депpессивные...

Единица анализа психического

Единица анализа психического методологическое понятие. Представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация , поведение , гештальт , потребность , деятельность , общение , взаимодействие и...

Единица действия (ЕД)

Доза биологически активного вещества или лекарственного средства, способная дать объективно регистрируемый физиологический или терапевтический эффект. Принимается в качестве единицы измерения при дозировании такого рода препаратов, как, например,...

Еллинека симптом

Еллинека симптом (Jellinek E.M., 1960). Симптом начального алкоголизма, характеризующийся утратой способности контролировать количество употребляемых спиртных напитков уже после приема первой порции алкоголя. Проявление усиления влечения к...

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф.Лазурским в l910г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психологопедагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и...

Жажда

Жажда - совокупность ощущений, выражающихся в непреодолимом стремлении пить воду и вызывающих соответствующие поведенческие реакции. Относится к основным биологическим мотивациям, обеспечивающим сохранение жизни индивидуума и вида в целом. Возникает при уменьшении водных ресурсов организма: при потере воды из внутриклеточных и внеклеточных пространств, что сопровождается повышением осмотической концентрации (гипертоничностью) соответствующих жидкостей, или при нарушении нормального соотношения между водой и минеральными солями (главным образом хлоридом натрия). Конечной реакцией является потребление воды. Т.е., жажда способствует поддержанию на постоянном уровне баланса воды и электролитов (см. Гомеостаз, Водно-солевой обмен). Жажда обычно выражается появлением сухости во рту и глотке, обусловленной уменьшением секреции слюны в результате дефицита...

Жане (Janet) Пьер

Жане (Janet) Пьер (29.05.1859, Париж 24.02.1947) французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии ( неврозы , психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). В 20хгг. на основе категории действия создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся в отличие от памятиреминисценции своим произвольным характером. В целом по отношению к...

Жане концепция психологического автоматизма

Жане концепция психологического автоматизма (Janet P., 1899). Рассмотрение автоматизма в психической деятельности как феномена, выступающего в известных соотношениях с сознанием и служащего проявлением подсознательной деятельности. В сознании P.Janet различал два "этажа": I - высшую структуру, функционирование которой обусловлено волевыми, сознательными моментами и является индетерминированным извне; II — низшую структуру — подсознательную, автоматическую. Взаимосвязь между этими этажами сознания рассматривалась чисто внешне. В случаях психической патологии автоматизм, по P.Janet, захватывает либо часть личности (парциальный автоматизм, примером хоторого являются навязчивые и фиксированные идеи), либо личность в целом (тотальный автоматизм, например каталепсия). Концепция эклектична, в ней чисто механически соединены этажи сознания структуры личности...

Жане тест анестезии

Жане тест анестезии (P.Janet). Прием для дифференциации функциональных и органических нарушений кожной чувствительности. Больной должен сообщать, чувствует ли он прикосновение к коже, словом "да" или "нет". Больные с функциональными расстройствами постоянно говорят "нет", при органической патологии нервной системы —...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки