Exit Project: Глоссарий: Зависимость от психотерапевта

Зависимость от психотерапевта



Зависимость от психотерапевта представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независимости - зависимости в процессе социализации претерпевает изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую зависимость как черту характера. В психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с таким типом поведения, когда пациенту кажется, что он может добиться прогресса только в той мере, в которой он получает от психотерапевта нечто, отсутствующее у него самого. Он опирается на врача, а не работает с ним, стремится избежать расставания, а не добиться независимости (Лоуэр — Lower R. В., 1967).


Согласно психоаналитическим представлениям, зависимость является проявлением посредничества Я в интрапсихическом конфликте, выражением сопротивления и защиты. Эта зависимость проистекает из недостаточной удовлетворенности и формирования чрезмерных требований в период оральной фазы психосексуального развития, а также из переживания страха расставания в анальной фазе развития. Влечение к доминированию анальной фазы подавляется при продолжительной зависимости, но другие анальные побуждения проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта зависимым пациентом. В своей зависимости больной стремится избежать садистских побуждений, свойственных более поздним фазам. Эти желания победить соперника и отомстить объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте эдипова конфликта), вызывают тревожность, связанную со страхом кастрации и расставания, что является основной мотивирующей силой при регрессии к зависимому поведению.


Зависимость от психотерапевта как сопротивление проявляется в том, что пациент противодействует анализу переноса, сосредоточивает внимание на реальных аспектах взаимоотношений с психотерапевтом и пытается превратить его в самого значимого человека в своей жизни. Психотерапевт воспринимается как главный источник силы. Инсайт не влечет за собой изменения поведения, пациент стремится быть «хорошим», он не меняет свою жизненную ситуацию, так как это «грозит» окончанием лечения и прекращением взаимоотношений с психотерапевтом.


Чтобы фундаментально изменить человека, по мнению Фрейда (Freud S.), необходимо вовлечь его в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать зависимость от психотерапевта для оказания влияния на него в желаемом направлении. В психоанализе появление зависимости от психотерапевта рассматривается как признак прогресса, так как это может способствовать разрешению трансферентного невроза. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психотерапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения. На пути выработки более сильного Я пациент вначале обучается доверять врачу, с тем чтобы на основе доверия - зависимости развить свою независимость. Разумеется, психотерапевт не поощряет зависимость, но может и не предпринимать никаких мер по противодействию углублению зависимости от психотерапевта


В основе зависимости от психотерапевта может быть невротический конфликт зависимости - независимости, который отражает столкновение инфантильных притязаний на опеку и стремления Я к активности и независимости. Нередко манипулятивный поведенческий стереотип проявляется в том, что зависимый и беспомощный пациент, внешне играющий второстепенную роль, фактически пользуется этим для достижения контроля и доминирования над другими людьми. Такой больной инстинктивно вовлекает психотерапевта в подобного рода коммуникацию, при этом он апеллирует к нередко имеющейся у последнего неосознаваемой им потребности быть всемогущим.


В процессе психотерапии важно сфокусировать внимание на проработке конкретных травмирующих переживаний, связанных с зависимостью. Психотерапевт сосредоточивает усилия на мобилизации саногенных личностных ресурсов пациента, на преодолении его привычного стремления отстаивать свою зависимость, переориентируя его в сторону развития независимости. При использовании психофармакотерапии необходимо учитывать возможность хронизации зависимости от психотерапевта у такого пациента, сочетающейся нередко в этом случае с психологической зависимостью от транквилизатора. Даже эмоциональная поддержка как вид психотерапевтического воздействия в отношении зависимых индивидов может таить опасность ограничения роста независимости. Также существенным может быть период завершения психотерапии и прекращения взаимоотношений «пациент — психотерапевт». В трудных случаях может оказаться эффективным участие котерапевта в виде либо постоянной совместной работы, либо поочередных приемов пациента. Иногда полезно предварительно вместе с больным установить конкретный срок окончания лечебного курса и четко ориентироваться в процессе выполнения психотерапевтических задач на эту дату, добиваясь усиления Я пациента и развития его независимости от психотерапевта.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Дружба

Дружба личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности . Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью , основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности , основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так...

Дуализм

Дуализм (от лат. dualis двойственный) философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту , есть две субстанции материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении . При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма ( В.Вундт ,...

Дуалистический интеракционизм

Дуалистический интеракционизм (от лат. dualis двойственный и англ. interaction взаимодействие) методологическая позиция, в рамках которой постулируется онтологическая реальность и идеального, и материального, между которым должны исследоваться возникающие взаимоотношения. Литература. ДубровскийД.И. Проблемы идеального. М., 1983,...

Дуальное единство

Дуальное единство понятие, введенное Л.Сонди для обозначения чрезмерно близкого, невротического контакта, возникающего в некоторых любовных парах, и основанного на регрессии эмоциональной сферы до тех переживаний, которые были сформированы в раннем детстве в отношении собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или...

Дункер (Duncker) Карл

Дункер (Duncker) Карл (2.2.1903, Лейпциг 23.2.1940) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (19231928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США в университете Кларка. По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии . Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект функциональной закрепленности, заключающийся в том, что используемые какимто определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924г. вместе с К.Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных...

Дьюи (Dewey) Джон

Дьюи (Dewey) Джон (20.10.1859 2.06.1952, НьюЙорк) американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по...

Дюбуа Поль Шарль

Дюбуа (Dubois) Поль Шарль (28.11.1848, ШаудеФондс, Швейцария 4.11.1918, Берн) швейцарский невропатолог, психиатр и психотерапевт. Придавал большое значение психологическим факторам возникновения психических болезней. Автор метода рациональной психотерапии...

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 1917) французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902г. в Сорбонне. С 1896г. по 1912г. издавал Социологический ежегодник. Развивал идею о зависимости человеческой психики от...

Дюркгейм Карлфрид

Дюркгейм (Durckheim) Карлфрид (род. 1896) представитель трансперсональной психологии . Исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник глубинной и гуманистической психологии , гештальттерапия , психодрама , биоэнергетический анализ , айкидо, упражнений с луком и пр. Сочинения. Daily Life as Spiritual Exercise. The Way of Transformation. N.Y.,...

Е волна

Еволна (от англ. expectation ожидание) отрицательное изменение электрического потенциала в передних отделах коры мозга между действием настраивающего сигнала и пускового, требующего какуюлибо реакцию испытуемого, которое свидетельствует о состоянии готовности действовать при восприятии сигнала. Еволна возникает через 0,5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли, что позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов произвольного поведения...

Евгеника

Евгеника (от греч. eugenes породистый) улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф.Гальтон . Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики. Литература. МиловановаЛ.С. Евгеника // Вопросы психологии. 1991, N3,...

Евнухоидизм

Эндокpинопатия вследствие гипоплазии половых желез. Больным хаpактеpны: повышенная утомляемость, чувствительность, pобость, застенчивость, неустойчивость настpоения, pаздpажительность. Иногда фоpмиpуются депpессивные...

Единица анализа психического

Единица анализа психического методологическое понятие. Представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация , поведение , гештальт , потребность , деятельность , общение , взаимодействие и...

Единица действия (ЕД)

Доза биологически активного вещества или лекарственного средства, способная дать объективно регистрируемый физиологический или терапевтический эффект. Принимается в качестве единицы измерения при дозировании такого рода препаратов, как, например,...

Еллинека симптом

Еллинека симптом (Jellinek E.M., 1960). Симптом начального алкоголизма, характеризующийся утратой способности контролировать количество употребляемых спиртных напитков уже после приема первой порции алкоголя. Проявление усиления влечения к...

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф.Лазурским в l910г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психологопедагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и...

Жажда

Жажда - совокупность ощущений, выражающихся в непреодолимом стремлении пить воду и вызывающих соответствующие поведенческие реакции. Относится к основным биологическим мотивациям, обеспечивающим сохранение жизни индивидуума и вида в целом. Возникает при уменьшении водных ресурсов организма: при потере воды из внутриклеточных и внеклеточных пространств, что сопровождается повышением осмотической концентрации (гипертоничностью) соответствующих жидкостей, или при нарушении нормального соотношения между водой и минеральными солями (главным образом хлоридом натрия). Конечной реакцией является потребление воды. Т.е., жажда способствует поддержанию на постоянном уровне баланса воды и электролитов (см. Гомеостаз, Водно-солевой обмен). Жажда обычно выражается появлением сухости во рту и глотке, обусловленной уменьшением секреции слюны в результате дефицита...

Жане (Janet) Пьер

Жане (Janet) Пьер (29.05.1859, Париж 24.02.1947) французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии ( неврозы , психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). В 20хгг. на основе категории действия создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся в отличие от памятиреминисценции своим произвольным характером. В целом по отношению к...

Жане концепция психологического автоматизма

Жане концепция психологического автоматизма (Janet P., 1899). Рассмотрение автоматизма в психической деятельности как феномена, выступающего в известных соотношениях с сознанием и служащего проявлением подсознательной деятельности. В сознании P.Janet различал два "этажа": I - высшую структуру, функционирование которой обусловлено волевыми, сознательными моментами и является индетерминированным извне; II — низшую структуру — подсознательную, автоматическую. Взаимосвязь между этими этажами сознания рассматривалась чисто внешне. В случаях психической патологии автоматизм, по P.Janet, захватывает либо часть личности (парциальный автоматизм, примером хоторого являются навязчивые и фиксированные идеи), либо личность в целом (тотальный автоматизм, например каталепсия). Концепция эклектична, в ней чисто механически соединены этажи сознания структуры личности...

Жане тест анестезии

Жане тест анестезии (P.Janet). Прием для дифференциации функциональных и органических нарушений кожной чувствительности. Больной должен сообщать, чувствует ли он прикосновение к коже, словом "да" или "нет". Больные с функциональными расстройствами постоянно говорят "нет", при органической патологии нервной системы —...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зависимость от психотерапевта