Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Жаргонафазия

Жаргонафазия (фр. jargon — жаргон, греч. aphasia — утрата речи, немота). Один из симптомов выраженной, кортикальной, сенсорной афазии, характеризующийся логорреей и множественными вербальными и литеральными парафазиями. В связи с парафатическими искажениями речь больного становится непонятной. Следует отличать от шизофазии...

Жвачка умственная

Бесплодное...

Желание

Желание субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его...

Желино болезнь

См....

Женевская школа генетической психологии

Женевская школа генетической психологии направление в изучении психического развития ребенка, созданное Ж.Пиаже . В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим. Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования метод клинической беседы, в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению. Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка осуществляется за счет перехода от эгоцентризма через децентрацию...

Жест

Жест элемент пантомимики, выполняемый при помощи действий руками. Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какуюлибо высказываемую мысль, и выразительные , свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное...

Жетонная система (token economy)

Направлена на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения психотерапевтически желательного поведения пациента. Теоретической основой методики является модель оперантного обусловливания Скиннера (Skinner В. F.). Пациент, ведущий себя требуемым образом, получает специальные жетоны, которые может далее обменивать на определенные льготы. Методику предложили Айллон (Ayllon Т.) и Азрин (Azrin N. Н.) в 1968 г. Она наиболее эффективна при лечении пациентов с хроническими нарушениями психики, содействует успеху реабилитации...

Жиля де ла Туретта синдром

Жиля де ла Туретта синдром (Gilles de la Tourette G.E.A.B., 1885). Симптомокомплекс, характеризующийся полиморфными гиперкинезами, миоклоноподобными движениями с постепенным присоединением вокализации, эхолалии и копролалии. Типичны тики, особенно мышц лица и верхней части туловища (вращение глазных яблок, сморщивание носа, круговые движения головой, щелкание, покашливание, выплевывание, подергивание плечами и т.д.). Копролалия и эхолалия носят характер насильственных импульсивных симптомов. Формирование развернутого синдрома длится несколько лет. Выделение в качестве нозологической формы необоснованно. Вопрос об органической или функциональной природе синдрома Жиля де ла Туретта остается дискуссионным. Большинство современных исследователей видят причину в органической патологии головного мозга, особенно в области полосатых тел. Имеются данные...

Жиля синдром

Жиля синдром (Gilles А., 1934). Психопатологические проявления, наблюдающиеся у некоторых больных легочным туберкулезом и характеризующиеся неправильным поведением по отношению к своему заболеванию. Проявляется, в первую очередь, игнорированием своей болезни и пренебрежением связанными с ней мерами ограничительного и лечебного характера, вплоть до полного отказа соблюдать их. Проявления синдрома Жиля протекают на фоне гипоманиакального возбуждения, с веселым, но неустойчивым настроением, часто беспричинным смехом, противоречивыми поступками (Porot M.,...

Жинкин Николай Иванович

Жинкин Николай Иванович (1893, Суздаль 10.10.1979) отечественный психолог. В 1916г. закончил с золотой медалью историкофилологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии, а в 1959г. докторскую диссертацию на тему Механизмы речи, в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им.М.Тореза и на филологическом факультете МГУ. Профессор. Специалист в области психологии языка, речи и мышления, речевых коммуникаций, семантики речи, программированного обучения. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи...

Житейское понятие

Житейское понятие речевое обобщение , формирующееся вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С.Выготского , житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, в то время как развитие научного понятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного...

Жоффруа симптом

Жоффруа симптом (Joffroy А.). Ранний признак деменции при прогрессивном параличе. Больные допускают грубые ошибки в простых задачах на сложение и вычитание. Аналогичен нарушениям счета, обнаруживаемым при отсчитывании по...

Жуйков Сергей Федорович

Жуйков Сергей Федорович (3.10.1911) отечественный психолог. Учился в аспирантуре Института общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1948г. работал в этом институте. Доктор психологических наук. Специалист по проблеме усвоения русского языка младшими школьниками. Разрабатывал концепцию развивающего обучения на основе оптимизации условий умственного развития учащихся. Сочинения. Психология усвоения грамматики в начальных классах. 1964; Формирование орфографических действий (у младших школьников). 1965; Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку....

Журнал прикладной психологии

Основан в 1998г. издательским домом ЭКО, генеральный директор издательства: Е.Н.Нижельская. Периодичность 6номеров в год. Журнал ориентирован на освещение следующих проблем: теория и методология, этнофункциональная психология, психологические проблемы этнологии, религии и культурологии, политическая психология, медицинская психология, психотерапия и психодиагностика, психология профессионального развития, психология обучения и воспитания. Главный редактор: А.В.Сухарев. Редакционный совет: Э.М.Александровская, Е.А.Брюн, Л.И.Вассерман, В.И.Козлов, И.М.Кондаков, А.Ф.Копьев, И.А.Коробейников, В.В.Куликов, В.Н.Куницын, Н.М.Лебедева, М.П.Мирошников, Н.Е.Прохоров, Л.Н.Собчик, Э.Г.Эйдемиллер. Адрес редакции: Москва, СадовоКаретная, д.20/6, стр.2, Медикопсихологический Центр индивидуальности . Email:cpr@ropnet.ru...

Заболеваемость

Заболеваемость. Распространенность болезней среди населения и его отдельных...

Заболеваемость общая

Заболеваемость общая. Показатель заболеваемости. Статистический показатель, вычисляемый из количества общего числа первично обнаруженных, зарегистрированных за определенный период времени больных, приходящихся на 1000, 10 000 или 100 000 человек населения (изучаемого...

Заболевания демиелинизирующие

Заболевания демиелинизирующие. Группа болезней различной, недостаточно ещё изученной этиологии, объединяемых по сходству морфологической картины (поражение преимущественно белого вещества полушарий головного мозга, распад миелина с последующим разрастанием глии). Осевые цилиндры страдают меньше, гибель их происходит на поздних стадиях. К демиелинизирующим заболеваниям относятся рассеянный склероз, Бело болезнь, Шильдера болезнь, ван Богарта лейкоэнцефалит. Син.: прогрессирующие...

Забывание

Забывание активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого...

Завершенный гештальт

Завершенный гештальт (Endgestalt) (от нем. End завершение + Gestalt форма, структура) понятие, использующееся в гештальтпсихологии для обозначения результата актуального образования гештальта из диффузного, чувственноцелостного материала (Vorgestalt). При этом происходит включение этого гештальта в сознательный опыт индивида в виде прегнантного и расчлененного гештальта. В исследованиях К.Конрада показано, что этот процесс нарушается при...

Завилянского симптом алкоголизма

Завилянского симптом алкоголизма (Завилянский И.Я., 1956). Заключается в том, что в ответ на вопрос, какие спиртные напитки приходилось употреблять больному, у него оживляется мимика, лицо озаряется улыбкой и часто, еще до словесного ответа, он облизывается.Своеобразный следовой мимико-вкусовой рефлекс. Встречается при алкоголизме в 50-60% случаев наряду с тенденцией к опохмелению и употреблению суррогатов алкогольных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху