Exit Project: Глоссарий: Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания



Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в 1974г. Snyder ввел в научный оборот понятие самомониторинга, под которым понималась способность к контролю над экспрессивными реакциями. В другой, содержательно близкой теории самовосприятия, разработанной Duval и Wickland, основаным является понятие Яконцепции, причем функции Я рассматриваются как особенные процедуры, развернутые во времени и имеющие определенный операциональный состав. Этими авторами была сделана попытка описать в научных понятиях тот достаточно очевидный факт, что внимание индивида может обращаться не только на предметы окружающего мира, но и на него самого, и что в результате этого развертываются соответствующие действия (5; 13). Попытка построения развернутой теории дифференциации форм Явнимания была сделана Buss. В его исследованиях (4) было показано, что некоторые люди имеют тенденцию более часто, чем другие, занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Это было обозначено как Явнимание, под которым стала пониматься особая, устойчивая во времени, или диспозициональная, интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов (см.10). Для диагностики индивидуальной выраженности Явнимания был разработан опросник SelfConsciousnessScale (SCS), который состоял из 23пунктов, однозначно распределенных между тремя шкалами (7). Это шкалы: 1)частного (приватного) Явнимания; 2)общественного Явнимания; 3)социального страха. Под приватным Явниманием понималась тенденция индивида обращать особое внимание на внутренние события своего феноменального мира, на такие, к которым доступ имеет только он сам (как телесные процессы, так и чувства, мысли, мотивы). Под общественным Явниманием понималась тенденция обращать внимание на общественные аспекты Я, на такие, которые доступны внешнему наблюдателю и на которые индивид может смотреть как бы глазами другого. Третья шкала опросника, шкала социального страха, имела лишь косвенное отношение к конструкту Явнимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях было показано, что социальный страх, как чувство некомфортности в социальных контактах, достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного Я. Кроме того, суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности индивида на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие предметов внешнего мира. В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Явнимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Но, хотя было показано, что SCS является достаточно надежным средством, имеющим высокие показатели валидности, в исследованиях, которые провел Merz, основанных прежде всего на факторном анализе, была выявлена недостаточно высокая консистентность исходных пунктов. В частности, реакции центрации на собственной внешности, с одной стороны, и переоценка восприятия себя другими, с другой, первоначально отнесенные к одной шкале, оказались мало связанными друг с другом. Это заставило его разработать свой вариант диагностики устойчивых форм Явнимания методику Selbstaufmerksamkeitsfragebogen (SAF), которая и была использована нами в качестве исходного материала для дальнейших разработок. Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Явнимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685человек; средний возраст = 22.5года, (=7.7лет; мужчины составляли 42%, женщины 58%. На первом этапе исследования проверялась структура опросника на отечественной выборке. Текст опросника, представлявший собой перевод на русский язык с минимальной стилистической коррекцией методики SAF, давался каждому испытуемому для оценки выраженности у него той или иной поведенческой реакции, связанной с особенностями его Явнимания. Для ответов предлагалась шкала Лайкерта с четырьмя вариантами от совершенно верно (4балла) до совершенно неверно (1балл). Ответы всех испытуемых проводились через процедуру факторного анализа методом главных компонент с варимаксвращением. В результате было получено несколько матриц с разным количеством выделенных факторов. Среди них, как наиболее удовлетворительное, нами было выбрано трехфакторное решение, которое позволяло объяснить 41% общей дисперсии: с одной стороны, на кривой собственных значений факторов именно после третьего фактора наметился перелом и выход кривой на плато, с другой, именно такое решение полностью соответствовало модели Merz. Правда, некоторые пункты исходного опросника оказались скоррелированы сразу с несколькими факторами, что свидетельствовало о многозначности их восприятия испытуемыми (например, Я часто себя спрашиваю, правильно ли я веду себя с другими) или их недостаточной понятности (Мне совершенно не свойственно интенсивное самонаблюдение). Поэтому они были отброшены и в заключительном факторном анализе не участвовали. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как Общественное Явнимание (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Явнимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор Социального страха (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с Общественным Явниманием, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор Персонального Явниманию (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Явнимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. На втором этапе нашего исследования, после того, как было показано, что структура опросника на отечественной выборке сохранила идентичность исходному варианту, решалась задача проверки конструктной валидности шкал опросника. Это осуществлялось при помощи определения коэффициентов линейной корреляции (по Пирсону) шкал ОЯВ со шкалами некоторых личностных опросников. Для испытуемых той же выборки кроме ОЯВ предлагались такие методики, как Форма по изучению личности (PRF), диагностирующая ценностные ориентации личности в соответствии с классификацией потребностей Г.Мюррея (12), Фрейбургский личностный опросник форм R (FPIR), диагностирующий характерологические особенности личности (6), и Опросник интернальности Крампена (IPC), выявляющий интернальность и два вида экстернальности, обусловленной другими и случаем (см.2). По Опроснику устойчивых форм Явнимания вместе с баллами по трем шкалам, соответствующих факторной структуре опросника, рассчитывался еще и суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель (ИП) ориентации внимания индивида на внутренние процессы, в противоположность ориентации на предметы окружающего мира. При этом существенных расхождений статистических значений для мужчин и женщин обнаружено не было. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Явнимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. меланхолик), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Далее, существенных различий в связях двух форм Явнимания (персонального и общественного) с другими личностными характеристиками обнаружено не было. И та, и другая форма возникает на фоне повешенной эмоциональной лабильности, и сопутствует повышению уровня мотивации достижения. Единственно, что удалось зафиксировать преимущественную связь персонального внимания с более высоким уровнем интеллектуальной активности, о котором можно судить по ориентированности на новые знания (шкала Общей заинтересованности), и общественного внимания с готовностью проводить время в эмоциональном, игровом общении с другими людьми (шкала Ориентации на игру). Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. В заключении можно отметить, что необходимо продолжить работу по апробации Опросника устойчивых форм Явнимания, в частности требуется проверка его экологической валидности и надежности. Вместе с тем, как представляется, в исследовательских целях и для более глубокого анализа отдельных случаев практики он может использоваться уже в настоящем виде. Литература. 1.БернсР. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 2.КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / Психологический журнал. Том16, N1, 1995, 4351. 3.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 4.BussA.H. Selfconsciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980. 5.DuvalS., WicklundR.A. A theory of objective selfawareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 6.FahrenbergJ. Das Freiburger PersonlichkeitsInventar. Gottingen: Hogrefe, 1894. 7.FenigsteinA., ScheierM.F., BussA.H. Public and private selfconsciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522527. 8.HoustonD.M. The relationship between cognitive failure and selffocused attention / British Journal clinical Psychology, 1989, 1, 8586. 9.KammerD., NowackW. Selfmonitorin: Construction and validation of a german twofactor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr.104, 1983. 10.MerzJ. SAF: Fragebogen zur Messung von dispositioneller Selbstaufmerksamkeit / Diagnostica, 1986, 32, Heft2, 142152. 11.PyszczynckiT., GreenbergJ. On the relationship between selffocused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 3445. 12.StumpfH., AngleiterA. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. 13.WicklundR.A. Objective selfawareness. In: BerkowitzL. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. Табл.1. Пункты Опросника устойчивых форм Явнимания. 2.Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 14.Меня очень заботит, как меня оценивают другие. 11.Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 28.Меня не интересует, что говорят обо мне другие люди. 25.Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 35.Я внимательно наблюдаю за тем, как окружающие реагируют на меня и мои действия. 8.Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 20.Обычно я стараюсь произвести хорошее впечатление. 17.Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 18.Я часто чувствую себя неумелым в общении с другими людьми. 27.Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 16.Мне бывает очень неловко, когда приходится говорить перед группой людей. 24.Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 7.Я часто чувствую себя скованно, когда приходится говорить с важной персоной. 13.Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 6.Мне часто приходится перебарывать себя, если надо у когонибудь чтото спросить. 3.Меня очень легко смутить. 5.Мне трудно работать, если при этом на меня ктото смотрит. 32.В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 23.Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков. 36.В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 29.Я очень внимателен к изменению моего настроения. 21.Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 30.Мои мысли часто вращаются вокруг моей собственной персоны. 19.Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 1.Я очень много думаю о себе самом. 33.Если мне чтото не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 4.Я с большим вниманием отношусь к своим внутренним физическим ощущениям. 15.Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (КондаковИ.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Явнимания // Журнал практического психолога, N4, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Обертоны психические, Облигатный, Обломова синдромы, Обморок, Обобщение, Обоняние, Обонятельный анализатор, Оборонительный рефлекс, Образ, Образ воображения, Образ восприятия, Образ мира, Обсессия, Обучаемость, Обучающий эксперимент, Общая одаренность, Общение, Объективная психология, Объективный метод в психологии, Объем внимания, Объем кратковременной памяти, Объем памяти, Оглушение, Одержимость, Окулогравическая иллюзия, Олигофрения, Олпорт Гордон, Ольфактометрия, Онанизм, Онейроидная форма переживаний, Онейроидное состояние сознания, Оно (Es, Id), Онтогенез, Онтогенез процессов восприятия, Оперантное обусловливание, Оперативная единица восприятия, Оперативная настройка, Оперативное поле зрения, Оперативный образ, Оперативный порог, Оперативный порог ощущений, Операционализм, Операция, Операция в концепции Ж. Пиаже, Описание психодиагностической методики, Опознавательные признаки, Опознание, Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания, Опросники креативности, Оптико–геометрические иллюзии, Оптическое смешение цветов, Оральная стадия психосексуального развития, Оральный характер, Орган чувств, Организационный климат, Органические ощущения, Ориентация живого организма, Ориентировочная деятельность, Ориентировочный рефлекс, Орудийные действия животных, Осведомленность, Освещенность, Осгуд Чарльз Эджмертон, Основные симптомы шизофрении, Остранение, Отис Артур Синтон, Отказ человека–оператора, Отклонения в психическом развитии ребенка, Отреагирование, Отрицание, Ошанин Дмитрий Александрович, Ощущение, , ...

 

Жаргонафазия

Жаргонафазия (фр. jargon — жаргон, греч. aphasia — утрата речи, немота). Один из симптомов выраженной, кортикальной, сенсорной афазии, характеризующийся логорреей и множественными вербальными и литеральными парафазиями. В связи с парафатическими искажениями речь больного становится непонятной. Следует отличать от шизофазии...

Жвачка умственная

Бесплодное...

Желание

Желание субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его...

Желино болезнь

См....

Женевская школа генетической психологии

Женевская школа генетической психологии направление в изучении психического развития ребенка, созданное Ж.Пиаже . В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим. Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования метод клинической беседы, в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению. Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка осуществляется за счет перехода от эгоцентризма через децентрацию...

Жест

Жест элемент пантомимики, выполняемый при помощи действий руками. Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какуюлибо высказываемую мысль, и выразительные , свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное...

Жетонная система (token economy)

Направлена на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения психотерапевтически желательного поведения пациента. Теоретической основой методики является модель оперантного обусловливания Скиннера (Skinner В. F.). Пациент, ведущий себя требуемым образом, получает специальные жетоны, которые может далее обменивать на определенные льготы. Методику предложили Айллон (Ayllon Т.) и Азрин (Azrin N. Н.) в 1968 г. Она наиболее эффективна при лечении пациентов с хроническими нарушениями психики, содействует успеху реабилитации...

Жиля де ла Туретта синдром

Жиля де ла Туретта синдром (Gilles de la Tourette G.E.A.B., 1885). Симптомокомплекс, характеризующийся полиморфными гиперкинезами, миоклоноподобными движениями с постепенным присоединением вокализации, эхолалии и копролалии. Типичны тики, особенно мышц лица и верхней части туловища (вращение глазных яблок, сморщивание носа, круговые движения головой, щелкание, покашливание, выплевывание, подергивание плечами и т.д.). Копролалия и эхолалия носят характер насильственных импульсивных симптомов. Формирование развернутого синдрома длится несколько лет. Выделение в качестве нозологической формы необоснованно. Вопрос об органической или функциональной природе синдрома Жиля де ла Туретта остается дискуссионным. Большинство современных исследователей видят причину в органической патологии головного мозга, особенно в области полосатых тел. Имеются данные...

Жиля синдром

Жиля синдром (Gilles А., 1934). Психопатологические проявления, наблюдающиеся у некоторых больных легочным туберкулезом и характеризующиеся неправильным поведением по отношению к своему заболеванию. Проявляется, в первую очередь, игнорированием своей болезни и пренебрежением связанными с ней мерами ограничительного и лечебного характера, вплоть до полного отказа соблюдать их. Проявления синдрома Жиля протекают на фоне гипоманиакального возбуждения, с веселым, но неустойчивым настроением, часто беспричинным смехом, противоречивыми поступками (Porot M.,...

Жинкин Николай Иванович

Жинкин Николай Иванович (1893, Суздаль 10.10.1979) отечественный психолог. В 1916г. закончил с золотой медалью историкофилологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии, а в 1959г. докторскую диссертацию на тему Механизмы речи, в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им.М.Тореза и на филологическом факультете МГУ. Профессор. Специалист в области психологии языка, речи и мышления, речевых коммуникаций, семантики речи, программированного обучения. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи...

Житейское понятие

Житейское понятие речевое обобщение , формирующееся вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С.Выготского , житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, в то время как развитие научного понятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного...

Жоффруа симптом

Жоффруа симптом (Joffroy А.). Ранний признак деменции при прогрессивном параличе. Больные допускают грубые ошибки в простых задачах на сложение и вычитание. Аналогичен нарушениям счета, обнаруживаемым при отсчитывании по...

Жуйков Сергей Федорович

Жуйков Сергей Федорович (3.10.1911) отечественный психолог. Учился в аспирантуре Института общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1948г. работал в этом институте. Доктор психологических наук. Специалист по проблеме усвоения русского языка младшими школьниками. Разрабатывал концепцию развивающего обучения на основе оптимизации условий умственного развития учащихся. Сочинения. Психология усвоения грамматики в начальных классах. 1964; Формирование орфографических действий (у младших школьников). 1965; Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку....

Журнал прикладной психологии

Основан в 1998г. издательским домом ЭКО, генеральный директор издательства: Е.Н.Нижельская. Периодичность 6номеров в год. Журнал ориентирован на освещение следующих проблем: теория и методология, этнофункциональная психология, психологические проблемы этнологии, религии и культурологии, политическая психология, медицинская психология, психотерапия и психодиагностика, психология профессионального развития, психология обучения и воспитания. Главный редактор: А.В.Сухарев. Редакционный совет: Э.М.Александровская, Е.А.Брюн, Л.И.Вассерман, В.И.Козлов, И.М.Кондаков, А.Ф.Копьев, И.А.Коробейников, В.В.Куликов, В.Н.Куницын, Н.М.Лебедева, М.П.Мирошников, Н.Е.Прохоров, Л.Н.Собчик, Э.Г.Эйдемиллер. Адрес редакции: Москва, СадовоКаретная, д.20/6, стр.2, Медикопсихологический Центр индивидуальности . Email:cpr@ropnet.ru...

Заболеваемость

Заболеваемость. Распространенность болезней среди населения и его отдельных...

Заболеваемость общая

Заболеваемость общая. Показатель заболеваемости. Статистический показатель, вычисляемый из количества общего числа первично обнаруженных, зарегистрированных за определенный период времени больных, приходящихся на 1000, 10 000 или 100 000 человек населения (изучаемого...

Заболевания демиелинизирующие

Заболевания демиелинизирующие. Группа болезней различной, недостаточно ещё изученной этиологии, объединяемых по сходству морфологической картины (поражение преимущественно белого вещества полушарий головного мозга, распад миелина с последующим разрастанием глии). Осевые цилиндры страдают меньше, гибель их происходит на поздних стадиях. К демиелинизирующим заболеваниям относятся рассеянный склероз, Бело болезнь, Шильдера болезнь, ван Богарта лейкоэнцефалит. Син.: прогрессирующие...

Забывание

Забывание активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого...

Завершенный гештальт

Завершенный гештальт (Endgestalt) (от нем. End завершение + Gestalt форма, структура) понятие, использующееся в гештальтпсихологии для обозначения результата актуального образования гештальта из диффузного, чувственноцелостного материала (Vorgestalt). При этом происходит включение этого гештальта в сознательный опыт индивида в виде прегнантного и расчлененного гештальта. В исследованиях К.Конрада показано, что этот процесс нарушается при...

Завилянского симптом алкоголизма

Завилянского симптом алкоголизма (Завилянский И.Я., 1956). Заключается в том, что в ответ на вопрос, какие спиртные напитки приходилось употреблять больному, у него оживляется мимика, лицо озаряется улыбкой и часто, еще до словесного ответа, он облизывается.Своеобразный следовой мимико-вкусовой рефлекс. Встречается при алкоголизме в 50-60% случаев наряду с тенденцией к опохмелению и употреблению суррогатов алкогольных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания