Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов , контингента солдат групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсииинтроверсии и нейротизма (Dimensions of Personality, L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами (The Scientific Study of Personality, L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсиюинтроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения : для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение , представляющее собой избегание условнорефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность , является самоценным. В работе Биологические основы индивидуальности (The Biological Basis of Personality, Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей . В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию трехфакторной теории личности. Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента . В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз , который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактораналитические исследования различных психологических процессов памяти , интеллекта , социальных установок. На основе трехфакторной модели личности им были созданы психодиагностические методики EPI (Manual of the Eysenck Personality Inventory (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных MMQ, MPI(Manual of the Maudsley Personality Inventory, L., 1959). Айзенк один из авторов трехфазной теории возникновения невроза концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций (The Causes and Cures of Neuroses (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность . Литература .
Завилянской методики контрастной психотерапии (Завилянская Л.И., 1968). Основаны на учете патогенной роли патологически измененных ассоциаций в формировании психопатологических структур. Характер вызываемых ассоциаций видоизменяется в зависимости от клинической картины, динамики заболевания и личностных особенностей больного. Методика положительных ассоциаций используется при лечении неврастении, циклотимической депрессии, церебрастенических симптомокомплексов. При алкоголизме используется методика отрицательных ассоциаций, способствующая корригированию характерологических особенностей больного и вызыванию негативной эмоциональной реакции на дальнейшее проявление болезненного...
Зависимость от поля независимость от поля (fielddependent fieldindependent) когнитивный стиль, как целостный симптомокомплекс взаимосвязанных операциональные черт личности, основанный на способности к дифференциации личностных сигналов от внешних воздействий. У отдельно взятого индивида может преобладать либо зависимость от поля, либо независимость от поля. Зависимость от поля предстает как синтетичность, зрительная и пространственная ориентированность, быстрота опознавания. Независимость от поля аналитичность, вербализация, ориентированность на временные последовательности элементов восприятия, медленность опознавания. Диагностируется при помощи ряда тестов (Rod and Frame Test, Embedded Figure Test). Автор Г.Виткин . Литература. WitkinG.A. DykeR.B., FatersonH.F., GoodenoughD.R., KarpS.A. Psychological Differentiation: Studies of Development. Chicago,...
Зависимость от психотерапевта представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независимости - зависимости в процессе социализации претерпевает изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н....
Задатки анатомофизиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1.Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2.Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного...
Комната, в которой находятся следующие предметы: жердь, хомутик, зажимы, плоскогубцы, шнуры, стол, стул. К потолку комнаты подвешены две веревки, таким образом, что если взять в руки одну веревку, то достать другую будет невозможно. Нужно соединить вместе концы этих веревок, используя предметы, находящиеся в комнате. Автор Г.Майер...
Задержка мочи истерическая. Обусловлена спазмом сфинктеров, в некоторых случаях - утратой позывов на мочеиспускание, возможно, в связи с анестезией слизистой оболочки мочевыводящих путей. Длится до нескольких суток, устраняется внушением в гипнозе или косвенным в бодрственном...
Задержка психического развития парциальное недоразвитие высших психических функций , которое может, в отличие от олигофрении , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте . В качестве причины задержки психического развития могут выступать: 1.Дефекты конституционального развития ребенка, изза которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников (гapмонический инфантилизм); 2.Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети); 3.Органические поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособность, памяти и внимания , затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также...
Задержки психические (нем. Sperrungen) (Kraepelin E). В современном понимании, по E. Bleuler, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом. Первоначально задержки психические были отмечены E. Kraepelin при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. K. Jaspers (1913) определял задержки психические как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. Задержки психические длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. От кататонического ступора задержка психическая отличается...
Заззо тест животных (Zazzo R., 1960). Проективная личностная методика для исследования детей в возрасте от 5 до 12 лет. Состоит из набора вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, и почему. Используется для выявления личностных тенденций и ценностей ребенка, его эмоциональной реактивности и...
Заикание. Нарушение речи, основой которого является преходящее выключение голосообразования (Куршев В. А., 1973). В связи с этим феноменом возникают судорогоподобные симптомы, непроизвольные запинки, повторение отдельных звуков и слогов. Нередки фобические явления, способствующие фиксированности механизмов заикания по механизмам невроза ожидания. По В. А. Куршеву, основным фактором в патогенезе заикания является психическая травма, другие вредные факторы действуют опосредованно, через нее. Различают заикание невротическое (логоневроз) и неврозоподобное, возникающее в связи с резидуальной органической патологией головного...
I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты...
Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает. Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее...
Закон Блоха величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической...
Закон Бугера Вебера один из основных законов психофизики, открытый французским ученым П.Бугером, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Так, исследуя способность человека распознавать тень на экране, который одновременно освещался другим источником света, Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение &/I - величина постоянная. К выявлению такой же закономерности пришел несколько позднее, но независимо от Бугера немецкий ученый Э.Вебер . Он проводил эксперименты на...
Закон Дондерса закон суммативности психического (познавательного) процесса, основанный на постулате о аддитивности, или неперекрываемости, отдельных его стадий. На материале исследования времени реакции как процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, Ф.Дондерс обосновал метод вычитания, призванный обеспечить возможность определения длительности отдельных стадий. Так, после измерения времени простой реакции, это время необходимо вычесть из времени более сложной реакции, чтобы получить время, которое тратится на стадиях обнаружения, различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Но в дальнейшем была показана возможность параллельно осуществляющихся психических реакций, что опровергло постулат об их...
Закон Йоста эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А.Йостом , согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную...
Закон Клерамбо (Clerambault G., 1927). Устанавливает зависимость тяжести исхода психического заболевания от возраста к началу его и массивности поражения головного мозга: чем раньше возникло поражение головного мозга и чем оно массивнее, тем тяжелее последствия. Подтверждается исследованиями М. Я. Цуцульковской (1967), В. М. Лупандина (1967), М. С. Вроно (1971). См. Вроно концепция возрастного...
Закон осознания Клапареда отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Этот закон был сформулирован на материале изучения детской интроспекции: для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, а не то, что они имеют общего. Таким образом, сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с ними, а их различия вызывают нарушение привычного хода действий и ведут за собой особую (ориентировочную) реакцию. Автор Э.Клапаред . Литература. Claparede Ed. La conscience de la ressenmblance et la difference chez l'enfant // Archive de Psychologie, 1918, vol.XVII, N65,...
Закон Пипера эмпирическая закономерность, согласно которой порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1угловой...
Закон Питра (Pitres A., 1897). При афазиях у полиглотов может сохраниться возможность говорить на одном из языков, известных им до болезни. Чаще всего это язык детства или язык, наиболее связанный с ситуацией. Эта же закономерность наблюдается при восстановлении речи после афазии у полиглотов: прежде всего появляется способность говорить на одном из указанных языков. Син.: правило...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]