Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Деятельность

Давыдов В.В. Деятельность



В создании полидисциплинарного понятия деятельность в XXв. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность. В конце процесса труда, как вполне правомерно отмечает К.Маркс, получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю (МарксК. Капитал. Изд. полит. лит., 1978, с.189). Все виды и формы деятельности так или иначе исторически производны из труда и поэтому имеют ту же принципиальную структуру. Преобразуя природный или социальный предмет, человек всегда руководствуется идеальными представлениями о результате своей деятельности. Свои действия он подчиняет той цели, которая была выработана им в сознании (мышлении) еще до этих реальных действий в качестве их возможного результата, выраженного в идеальном представлении. В английском языке русское слово деятельность звучит как activity, поэтому любой вид практической или познавательной энергии человека называется activity. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его деятельности, подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие слова Tatigkeit и Handlung, которые переводятся русскими словами деятельность и действие или поступок. Л.Выготский в своих работах, посвященных психическому развитию детей, неоднократно использовал слово деятельность. При этом следует иметь в виду, что он был достаточно образованным человеком в области философии, психологии, культурологии и в других гуманитарных дисциплинах, чтобы употреблять это слово в его подлинном понятийном смысле. Например, свой общий генетический закон развития высших психических функций Л.Выготский формулирует следующим образом: Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, с.387). Согласно Л.Выготскому, мышление наперед устанавливает и подготовляет, предварительно организует то, что затем индивид совершает в реальных действиях (там же, с.199). Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями... (ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти тт., т.3, М.: Педагогика, 1993, с.124). Иными словами, человек первоначально мысленно (или идеально) строит то, что затем стремиться получить как результат своих реальных действий. Таким образом, суждения Л.Выготского об особенностях деятельности совпадают с ее пониманием у К.Маркса, который, опираясь на труды Гегеля, многое внес в разработку основ теории деятельности. Поэтому глубоко не правы те, кто полагает, будто Л.Выготский не имел определенного понятия деятельности. Такое понятие у него было, о чем свидетельствуют следующие материалы. В работах Л.Выготского специально отмечается особая роль личной деятельности детей в их воспитании и обучении: В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, с.82). И далее Л.Выготский формулирует особый психологический закон. определяющий место собственной деятельности ребенка в его воспитании: Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какойлибо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будут действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность (там же, с.118). В подлинном образовании главной фигурой, согласно Л.Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может руководить его личной деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Вместе с тем следует иметь в виду, что у Л.Выготского правильно организованное обучение (и воспитание) ведут за собой детское развитие, вызывают к жизни ряд таких процессов, которые вне их вообще были бы невозможными. Обучение есть, таким образом, писал Л.Выготский, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека (там же, с.338). Вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития Л.Выготский решал, опираясь на общий генетический закон развития психических функций у ребенка, обнаруживающийся в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, в процессе его общения со взрослыми и сверстниками (нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими). Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного индивидуального продолжения ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой со стороны взрослого и есть обучение. ...Только то обучение является хорошим, писал Л.Выготский, которое забегает вперед развития (там же, с.386). Вне такого обучения (воспитания) в психической жизни ребенка невозможны процессы, которые связаны с его развитием (в этих положениях Л.Выготского выражено его понимание сущности развивающего обучения и воспитания, т.е. развивающего образования). При ознакомлении с теми суждениями Л.Выготского, в которых подчеркивается роль собственной деятельности ребенка в его воспитании и обучении, у учителя может сложится впечатление, что они льют воду на мельницу концепции свободного воспитания. Но это будет чистым заблуждением. На самом деле Л.Выготский постоянно рассматривает конкретные формы взаимосвязанной деятельности ребенка и воспитателя в ее взаимодействии с активной ролью социальной среды, специально обсуждает этикопедагогические вопросы целей социального воспитания (см.: там же, с.8793). Вместе с тем теория социального воспитания, писал Л.Выготский, не только не обозначает капитуляции перед воспитанием, но, напротив того, знаменует высшую точку в овладении течением воспитательных процессов... Она должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы (там же, с.87). И далее: ...Воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда (там же, с.89). Иными словами, согласно взглядам Л.Выготского, учителя (воспитатели) в процессе своей педагогической деятельности могут, опираясь на вполне определенные цели, организовать и руководить обучением и воспитанием питомцев с пониманием психологических законов их собственной деятельности и педагогических правил изменения их активной социальной среды. Эти взгляды понятны тем учителям (воспитателям), которые умеют творчески работать с самыми разными конкретными детьми в весьма различных и неповторимых ситуациях их жизни. Многие ученики и последователи Л.Выготского (прежде всего А.Леонтьев, Д.Эльконин и др.) в своих работах по общей, возрастной и педагогической психологии конкретизировали и уточняли его понимание деятельности, ее роль в психическом развитии человека, ее значение в обучении и воспитании детей. Так, А.Леонтьев основой психического развития считал качественные изменения самой деятельности на протяжении всей жизни человека. В каждый период человек осуществляет совокупность различных видов деятельности (например, ребенок общается, играет, учится, занимается искусством и т.д.), но лишь выполнение одного из них имеет главное и определяющее значение для возникновения и становления основных психологических новообразований того или иного возрастного периода. Это деятельность была названа ведущим типом деятельности для каждого данного периода жизни человека. Например, для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, для младшего школьного возраста учебная деятельность (см. ЛеонтьевА.Н. К теории развития психики ребенка. Избранные психологические произведения. В 2х тт., т.1., М.: Педагогика, 1993). А.Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности мотивы задачу средства (решения задачи) действия операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. см. ЛеонтьевА.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977). Используя подходы А.Леонтьева к проблеме развития, Д.Эльконин разработал теорию периодизации психического развития в детстве. Согласно этой теории, основным психологическим новообразованием дошкольного возраста является его ориентация в общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в мотивах и нормах отношений людей (в этом возрасте происходит развитие мотивационнопотребностной сферы ребенка). В младшем школьном возрасте у детей появляется новая ведущая деятельность учебная. Ее выполнение способствует развитию у детей прежде всего интеллектуальнопознавательных сил, абстрактноотвлеченного мышления. Другим периодам детства (например, младенчеству или подростковому возрасту) также соответствуют определенные ведущие типы деятельности, развивающие у детей те или иные психологические новообразования, характерные именно для этих возрастных периодов (см.: ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989). В исследованиях проблем развивающего обучения особенно подробно изучены содержание и структура учебной деятельности, процессы ее интериоризации, ее влияние на развитие у детей теоретического сознания и мышления, памяти, воображения, личности (см.: ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986). В настоящее время в России разворачиваются работы, связанные с изучением ведущей деятельности школьниковподростков, с развитием у них на основе этой деятельности умения общаться и практического сознания. Результаты этих исследований демонстрируют исключительное значение полидисциплинарного понятия деятельность для раскрытия и описания достаточно тонких закономерностей психического развития человека, закономерностей построения развивающего образования. Своеобразное учение о деятельности в контексте так называемой критической психологии разработал немецкий ученый К.Хольцкамп (см.: HolzkampK. Grundlagen der Psychologie. FrankfurtN.Y., 1983). Большой интерес представляет работа финского ученого Ю.Энгештрема, в которой рассмотрены важные вопросы исторического развития самой человеческой деятельности, процессы ее исторической дифференциации (в том числе исторические условия происхождения учебной деятельности), а также основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке (см.: EngestromY. Learning by expanding. An activitytheoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987). В последнее десятилетие в России проведен ряд серьезных философских, логических и общепсихологических исследований деятельности (см.: Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Изд. полит. изд., 1990). Было показано, что преобразующий характер любой деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе программы. В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурноисторического творчества людей. Современная полидисциплинарная теория деятельности оказывает все большее влияние на различные сферы социальной практики, в том числе и на сферу образования. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Завилянской методики контрастной психотерапии

Завилянской методики контрастной психотерапии (Завилянская Л.И., 1968). Основаны на учете патогенной роли патологически измененных ассоциаций в формировании психопатологических структур. Характер вызываемых ассоциаций видоизменяется в зависимости от клинической картины, динамики заболевания и личностных особенностей больного. Методика положительных ассоциаций используется при лечении неврастении, циклотимической депрессии, церебрастенических симптомокомплексов. При алкоголизме используется методика отрицательных ассоциаций, способствующая корригированию характерологических особенностей больного и вызыванию негативной эмоциональной реакции на дальнейшее проявление болезненного...

Зависимость от поля — независимость от поля

Зависимость от поля независимость от поля (fielddependent fieldindependent) когнитивный стиль, как целостный симптомокомплекс взаимосвязанных операциональные черт личности, основанный на способности к дифференциации личностных сигналов от внешних воздействий. У отдельно взятого индивида может преобладать либо зависимость от поля, либо независимость от поля. Зависимость от поля предстает как синтетичность, зрительная и пространственная ориентированность, быстрота опознавания. Независимость от поля аналитичность, вербализация, ориентированность на временные последовательности элементов восприятия, медленность опознавания. Диагностируется при помощи ряда тестов (Rod and Frame Test, Embedded Figure Test). Автор Г.Виткин . Литература. WitkinG.A. DykeR.B., FatersonH.F., GoodenoughD.R., KarpS.A. Psychological Differentiation: Studies of Development. Chicago,...

Зависимость от психотерапевта

Зависимость от психотерапевта представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независимости - зависимости в процессе социализации претерпевает изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н....

Задатки

Задатки анатомофизиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1.Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2.Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного...

Задача Майера

Комната, в которой находятся следующие предметы: жердь, хомутик, зажимы, плоскогубцы, шнуры, стол, стул. К потолку комнаты подвешены две веревки, таким образом, что если взять в руки одну веревку, то достать другую будет невозможно. Нужно соединить вместе концы этих веревок, используя предметы, находящиеся в комнате. Автор Г.Майер...

Задержка мочи истерическая

Задержка мочи истерическая. Обусловлена спазмом сфинктеров, в некоторых случаях - утратой позывов на мочеиспускание, возможно, в связи с анестезией слизистой оболочки мочевыводящих путей. Длится до нескольких суток, устраняется внушением в гипнозе или косвенным в бодрственном...

Задержка психического развития

Задержка психического развития парциальное недоразвитие высших психических функций , которое может, в отличие от олигофрении , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте . В качестве причины задержки психического развития могут выступать: 1.Дефекты конституционального развития ребенка, изза которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников (гapмонический инфантилизм); 2.Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети); 3.Органические поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособность, памяти и внимания , затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также...

Задержки психические

Задержки психические (нем. Sperrungen) (Kraepelin E). В современном понимании, по E. Bleuler, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом. Первоначально задержки психические были отмечены E. Kraepelin при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. K. Jaspers (1913) определял задержки психические как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. Задержки психические длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. От кататонического ступора задержка психическая отличается...

Заззо тест животных

Заззо тест животных (Zazzo R., 1960). Проективная личностная методика для исследования детей в возрасте от 5 до 12 лет. Состоит из набора вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, и почему. Используется для выявления личностных тенденций и ценностей ребенка, его эмоциональной реактивности и...

Заикание

Заикание. Нарушение речи, основой которого является преходящее выключение голосообразования (Куршев В. А., 1973). В связи с этим феноменом возникают судорогоподобные симптомы, непроизвольные запинки, повторение отдельных звуков и слогов. Нередки фобические явления, способствующие фиксированности механизмов заикания по механизмам невроза ожидания. По В. А. Куршеву, основным фактором в патогенезе заикания является психическая травма, другие вредные факторы действуют опосредованно, через нее. Различают заикание невротическое (логоневроз) и неврозоподобное, возникающее в связи с резидуальной органической патологией головного...

Зайферт К. Профессиональное развитие

I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты...

Закаливание

Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает. Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее...

Закон Блоха

Закон Блоха величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической...

Закон Бугера – Вебера

Закон Бугера Вебера один из основных законов психофизики, открытый французским ученым П.Бугером, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Так, исследуя способность человека распознавать тень на экране, который одновременно освещался другим источником света, Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение &/I - величина постоянная. К выявлению такой же закономерности пришел несколько позднее, но независимо от Бугера немецкий ученый Э.Вебер . Он проводил эксперименты на...

Закон Дондерса

Закон Дондерса закон суммативности психического (познавательного) процесса, основанный на постулате о аддитивности, или неперекрываемости, отдельных его стадий. На материале исследования времени реакции как процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, Ф.Дондерс обосновал метод вычитания, призванный обеспечить возможность определения длительности отдельных стадий. Так, после измерения времени простой реакции, это время необходимо вычесть из времени более сложной реакции, чтобы получить время, которое тратится на стадиях обнаружения, различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Но в дальнейшем была показана возможность параллельно осуществляющихся психических реакций, что опровергло постулат об их...

Закон Йоста

Закон Йоста эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А.Йостом , согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную...

Закон Клерамбо

Закон Клерамбо (Clerambault G., 1927). Устанавливает зависимость тяжести исхода психического заболевания от возраста к началу его и массивности поражения головного мозга: чем раньше возникло поражение головного мозга и чем оно массивнее, тем тяжелее последствия. Подтверждается исследованиями М. Я. Цуцульковской (1967), В. М. Лупандина (1967), М. С. Вроно (1971). См. Вроно концепция возрастного...

Закон осознания Клапареда

Закон осознания Клапареда отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Этот закон был сформулирован на материале изучения детской интроспекции: для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, а не то, что они имеют общего. Таким образом, сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с ними, а их различия вызывают нарушение привычного хода действий и ведут за собой особую (ориентировочную) реакцию. Автор Э.Клапаред . Литература. Claparede Ed. La conscience de la ressenmblance et la difference chez l'enfant // Archive de Psychologie, 1918, vol.XVII, N65,...

Закон Пипера

Закон Пипера эмпирическая закономерность, согласно которой порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1угловой...

Закон Питра

Закон Питра (Pitres A., 1897). При афазиях у полиглотов может сохраниться возможность говорить на одном из языков, известных им до болезни. Чаще всего это язык детства или язык, наиболее связанный с ситуацией. Эта же закономерность наблюдается при восстановлении речи после афазии у полиглотов: прежде всего появляется способность говорить на одном из указанных языков. Син.: правило...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Деятельность