Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Закон Рибо

Закон Рибо (RibotTh., 1881). Закон регрессии (возвращения) памяти при прогрессирующей амнезии. Вначале ослабляется память на недавние события, затем ухудшается репродукция и старого багажа памяти, и постепенно амнезия охватывает весь умственный запас, не распространяясь лишь на чувства и аффекты. После поражения аффективной памяти некоторое время сохранными остаются лишь автоматизированные двигательные акты. Не является...

Закон Рикко

Закон Рикко закономерность, открытая в 1877г., согласно которому такие характеристики порогового раздражителя, как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. В качестве его механизма указывается нервная суммация раздражителей, за счет которой происходит настройка глаза к восприятию света малой...

Закон специфических энергий

Закон специфических энергий постулат, сформулированный в 1827г. И.Мюллером как общий принцип сенсорной психофизики, согласно которому каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего...

Закон Стивенса

Закон Стивенса модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом и психофизиологом С.Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Фехнера , а степенная зависимость: Y=k*S в степени n, где Y субъективная величина, ощущение; S стимул; n показатель степени функции; k константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара...

Закон Тальбота

Закон Тальбота закономерность, согласно которой видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового...

Закон Фехнера

Закон Фехнера сформулированный в 1860г. Г.Фехнером в Элементах психофизики закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера , в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и может быть использован в качестве единицы измерения...

Закон Хика

Закон Хика утверждение, что время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885г. немецким психологом И.Меркелем, а в 1952г. получила экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Э.Хика , в которых она приобрела вид логарифмической функции: ВР=а*log(n+1), где ВР среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n число равновероятных альтернативных сигналов; а коэффициент пропорциональности. Единица в формулу введена для учета еще одной альтернативы, в виде пропуска...

Закон Эбнея

Закон Эбнея эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового...

Закон Эммерта

Закон Эммерта закономерность, выведенная немецким психологом Ф.Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 1015 м.) расстояниях до экрана, а также при...

Законы аддитивного смешения цветов

Законы аддитивного смешения цветов правила, сформулированные первоначально И.Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания: 1.Для каждого цвета существует другой единственный цвет (дополнительный), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет; 2.Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава; 3.При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. 4.При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. На основе этих законов была создана...

Законы Йеркса — Додсона

Законы Р.М.Йеркса и Дж.Д.Додсона эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей. Литература. YerkesR., DodsonJ. The relation of strength of stimulus to rapidity of habitformation // j.Comp. Neurol. Psychol. 1908, N18,...

Закса-Витебского реакция

Закса-Витебского реакция (Sachs H., Wltebsky E., 1928). Ускоренная реакция преципитации для серодиагностики сифилиса. Син.: цитохолевая...

Закса-Георги реакция

Закса-Георги реакция (Sachs H., Georgy W.). Реакция, использовавшаяся для серодиагностики сифилиса. Цитохолевый антиген, прибавляемый к сыворотке крови, не был концентрированным и реакция протекала медленно, что послужило основанием для замены ее реакцией...

Замкнутость

Особенность личности, наблюдаемая как в норме (у акцентуированных личностей), так и у психопатических личностей (шизоидная психопатия) и при некоторых психозах (в структуре...

Зангвилла синдром

Зангвилла синдром. См....

Занков Леонид Владимирович

Занков Леонид Владимирович (1901 27.11.1977) отечественный психолог. В 19181923гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С.Выготского . В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Сочинения. Память школьника. 1944; Память. 1949; Обучение и развитие....

Запах

Запах ощущение, обусловленное действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Запахи могут быть расклассифицированы по пахучим веществам, вызывающим качественно разные субъективные впечатления. Получили большое распространение классификации запахов Цваардемакера и Хеннинга , также существует выделение из запахов сильно пахучих, колющих и вкусовых. Особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле раздражителя особых атомных группировок (эфирной, фенольной, альдегидной). При смешивании веществ может возникать новый запах, качество которого зависит от концентрации и состава исходных...

Запечатление у животных

Запечатление у животных форма раннего научения животных . Характеризуется связыванием некоторых врожденных поведенческих реакций ( инстинктов ) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение . В естественных условиях в качестве подобных объектов выступают прежде всего такие, которые важны для биологического выживания особи: родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги. При этом возможности для запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, которой в силу этого получил название сенсибильного (или критического), а сам процесс совершается очень быстро, иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления, и происходит он без...

Запоминание

Запоминание активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных...

Запорожец Александр Владимирович

Запорожец Александр Владимирович (1905 1981) советский психолог, ученик Л.С.Выготского . В 30егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе , занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А.Н.Леонтьевым ). Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия , в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых перцептивных действий , в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)