Exit Project: Глоссарий: ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд



ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд Давид. Британский психолог, психиатр, основатель течения, известного под названием “антипсихиатрия”.

Родился 7 октября 1927 года, в Гованхилле, Глазго, Западная Шотландия, Великобритания. Единственный сын Дэвида Макнейра Лэйнга и Амелии Лэйнг, урожденной Кирквуд. Во время беременности его мать постоянно скрывала этот факт и, выходя из дома, надевала широкое пальто. Рональд Лэйнг позднее утверждал, что помнит момент своего рождения.

Август 1932. В возрасте четырех лет начал посещать начальную школу Джона Картбертсона в Глазго.

1936 – 1945 годы. Посещает Грамматическую школу Хатчесона для мальчиков, где стал отличным учеником. Интенсивно изучает классику, греческий и латынь, проявляет незаурядные музыкальные способности. 30 марта 1944 года избран в качестве Лицензиата ( получает право вести профессиональную деятельность – Ю.Л. ) , а затем 1 апреля 1945 года – члена Королевского Музыкального Колледжа. В период обучения изучает многочисленные работы по философии, включая Фрейда, Маркса, Ницше и в особенности Кьеркегора.

1945 – 1951 годы. Изучает медицину в Университете Глазго. Встретил свою первую подругу, француженку (студентку по обмену) Марсель Винсент. В начале 1950 года провалил выпускные экзамены, которые впоследствии (декабрь 1950 года) успешно пересдал. Провел короткий период в качестве интерна в психиатрической лечебнице, что вдохновило его на дальнейшее изучение психиатрии. В этот период он встречает Аарона Эстерсона, в соавторстве с которым впоследствии напишет Здоровье, безумие и семья”.

1951 год. Провел шесть месяцев в качестве интерна в Киллернском неврологическом отделении недалеко от Глазго.

1951 - 1953 годы. Призван на службу в Медицинский корпус Королевской армии в качестве офицера. Направлен в Психиатрическое подразделение в Нетли, неподалеку от Саутгемптона, а затем в военный госпиталь в Кеттерик, Йоркшир.

11 октября 1953 года. Женится на своей подруге Анне Хёрн, которая к тому времени уже ждала от него ребенка.

7 декабря 1952 года. Жена Анне родила девочку, которую назвали Фиона.

Июль 1953 года. В журнале Медицинского корпуса опубликована статья Лэйнга под названием Случай синдрома Ганзера”.

Конец 1953–1956 годы. Ушел из армии. Перевелся в Госпиталь Гартнейвил для душевнобольных с целью завершения своего психиатрического образования. Здесь он начинает осуществлять экспериментальный подход к лечению, который назвал “Комната игр” , где пациенты, больные шизофренией, проводят время в комфортной обстановке. Они, равно как и персонал больницы, носят обычную одежду, им позволяется заниматься творчеством и готовить себе пищу, что создает обстановку, при которой пациенты могут общаться с персоналом и друг с другом в достаточно привычной и обычной манере вместо официально-институтской. В результате эксперимента оказалось, что состояние всех пациентов значительно улучшилось.

Позднее Лэйнг получает высокий пост в Южном Общем Госпитале.

Сентябрь 1954 года. Рождается вторая дочь Лэйнга, Сьюзан.

Ноябрь 1955 года. Появляется на свет третья дочь, Карен.

1 января 1956 года. Получает квалификацию психиатра.

Май 1956 года. Читает недавно опубликованную книгу Колина Уилсона “Посторонний”. Клянется превзойти её и приступает к написанию “Расколотого Я”.

Конец 1956 года. Получает высокий пост в клинике Тэвисток в Лондоне. Принят на стажировку в качестве психоаналитика в Институт Психоанализа.

1957 год. Родился сын Пол.

1958 год. Начал исследования, приведшие впоследствии к написанию “Здоровье, безумие и семья”. Кроме того, организовал серию семинаров, куда привлек ряд лиц, впоследствии ставших его основными сотрудниками. Среди них Аарон Эстерсон и Дэвид Купер (автор термина “антипсихиатрия”).

Апрель 1958 года. Родился Адриан Лэйнг.

1960 год. В Тэвисток Пабликейшнз издано “Расколотое Я”. Лэйнг использовал в ней не только литературу клиницистов европейской феноменологической школы (Л.Бинсвангер, Минковски, М.Босс,), но также труды философов и писателей (Ж.П.Сартр, Беккет, Тиллих, М.Хайдеггер, и даже Гегель), что, по словам П.Сиджуика (одного из исследователей творчества Лэйнга) “было, по меньшей мере редкостью для родившегося и сформировавшегося в Великобритании автора”. Книга получила положительные отзывы, однако поначалу продавалась плохо, Лэйнг получил квалификацию психоаналитика и открыл частную практику в Лондоне по улице Уимпоул, 21. Начал эксперименты с наркотиками, преимущественно ЛСД.

1961 год. В Тэвисток Пабликейшнз опубликована “Я и Другие”.

Начало 1962 года. Во время научной командировки в США знакомится с Грегори Бейтсоном. К этому времени его существующий брак начал распадаться и Лэйнг завязывает роман с журналисткой из Дейли Экспресс по имени Салли Винсент. Назначен Клиническим Директором в клинику Лэнгхем в Лондоне.

1963 год. Начинает появляться в популярных средствах массовой информации.

1964 год. Написаны, в основном, все статьи, которые впоследствии войдут в книгу “Политика опыта и Райская птица”.

Пять раз появляется на Британском телевидении.

Репутация Лэйнга как профессионала психиатра связана, прежде всего, с умением описывать психические расстройства своих пациентов. Ему отдают должное и его критики – психиатры, которые признают, что Лэйнг добивался успеха при лечении, казалось бы, безнадежных больных – психотиков. Тем не менее, популярность его книг прежде всего основана на том, что их автор выступает как критик современной цивилизации пророческого склада. Работы Лэйнга вызвали больший интерес у философов, богословов, социологов, писателей, чем у его коллег.

В соавторстве с Аароном Эстерсоном опубликована “Здоровье, безумие и семья” , а совместно с Дэвидом Купером – “Разум и насилие”, предисловие к которой написал сам Сартр, высоко оценивший как способ изложения основных идей, так и экзистенциалистский подход в психиатрии.

В Нью-Йорке знакомится с Тимоти Лири.

1965 год. Завязал очередной роман с немкой, графиком-дизайнером Джуттой Вернер. “Расколотое Я”, переизданное Пенгуин Букс, мгновенно стало бестселлером. Начал осуществление проекта Кингсли-Холл с Аароном Эстерсоном, Дэвидом Купером и другими. Это было эспериментальное неиерархическое сообщество, где больным шизофренией была предоставлена возможность преодолевать свои психозы, не прибегая к наркотикам, ЭСТ – терапии и хирургии. Вдохновение черпалось из успешных проектов Лэйнга “Комната игр”, Купера – “Вилла 21”, где пациенты общались без различия в отношениях между персоналом и больными, а также опытов Эстерсона, в ходе которых был создан кибуц для страдающих шизофренией в Израиле.

1966 год. Выходит в свет коллективная работа “Межличностное восприятие”.

15-30 июля 1967 года. Принял участие в конгрессе Диалектика освобождения , направленном на сближение левого крыла политиков и психоанализа. Произнес речь “Очевидное”, которая позднее была опубликована в трудах конгресса.

1967 год. “Политика опыта”, книга имевшая наибольший коммерческий успех, опубликована одновременно в издательстве Пенгуин и Пантеон (США).

Исследует проблемы семьи и межличностных отношений, активно выступает против существующей практики подавления личности через разветвленную сеть психиатрических лечебниц.

Сентябрь 1967 года. Джутта Вернер родила сына Адама.

1970 год. Завершился проект Кингсли-Холл.

Апрель 1970 года. У Джутты Вернер родилась девочка, которую назвали Наташей.

1971 год. В Британии и США опубликованы “Узлы”.

Март 1971 года. Лэйнг с Вернер и двумя детьми отправляется на Цейлон, где провел два месяца, изучая медитацию в Буддийском храме. После того, как срок виз закончился, перебрался в Индию, где провел три недели, обучаясь под руководством Гангроти Баба, индуистского аскета, посвятившего Лэйнга в культ индийской богини Кали. Также проводит время, изучая Санскрит и посещая Говинда Ламу, который к тому времени уже был гуру для Тимоти Лири и Ричарда Олперта.

Апрель 1972 года. Возвращение в Лондон.

С 5 ноября 1972 года по 8 декабря 1972 года. Отправляется с лекциями в США. Выступает на телевидении с Норманом Мэйлером. Знакомится с Элизабет Фер, психотерапевтом, использовавшей “возрождающие” психодрамы для лечения пациентов. В дальнейшем Лэйнг примет эти методы на вооружение и будет применять их самостоятельно.

Конец 1973 года. Начал проведение регулярных “возрождающих” сессий.

День Святого Валентина, 1974 год. Женится на Джутте Вернер.

24 июня 1975 года. У Джутты рождается третий ребенок, Макс.

1976 год. Опубликованы “Ты меня любишь?” и “Факты из жизни”. Книги довольно плохо продавались в Британии и Америке, однако были популярны в континентальной Европе.

Март 1976 года. Сьюзи Лэйнг, дочь от первого брака, умерла от лейкемии.

1978 год. Опубликована “Разговоры с детьми”.

21 апреля 1978 года. В 17.15 умер отец Лэйнга. Это время в точности совпало со временем рождения самого Лэйнга.

Сентябрь 1980 года. Принял участие в трехнедельной конференции Психотерапия будущего в Сарагосе, Испания. В ней также участвовали такие известные личности, как Фритьоф Капра, Станислав Гроф, Жан Хьюстон и Ролло Мэй.

15 сентября 1984 года. У подруги Лэйнга, Сью Санкель, родился девятый сын Рональда, Бенджамин.

Февраль 1985 года. Опубликована автобиография Лэйнга “Мудрость, сумасшествие и дурость”.

В национальной галерее портретов Шотландии выставлен его портрет.

1986 год. Развод с Джуттой Лэйнг.

1987 год. Вынужден выйти из состава Генерального Медицинского Совета, что привело к невозможности в дальнейшем заниматься медицинской практикой.

6 января 1988 года. Маргарита Ромайн-Кендон, привязанность Лэйнга в последние годы, родила ему сына Чарлза.

1988 год. Принял участие в канадском документальном фильме “Это Вы были Р.Д. Лэйнгом?”.

23 августа 1989 года. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис в Сан-Тропе, Франция.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовили Ольга Кретинина,
Сергей Востриков,
перевод с английского Юрий Лозоцев
14.12.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Закон Рибо

Закон Рибо (RibotTh., 1881). Закон регрессии (возвращения) памяти при прогрессирующей амнезии. Вначале ослабляется память на недавние события, затем ухудшается репродукция и старого багажа памяти, и постепенно амнезия охватывает весь умственный запас, не распространяясь лишь на чувства и аффекты. После поражения аффективной памяти некоторое время сохранными остаются лишь автоматизированные двигательные акты. Не является...

Закон Рикко

Закон Рикко закономерность, открытая в 1877г., согласно которому такие характеристики порогового раздражителя, как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. В качестве его механизма указывается нервная суммация раздражителей, за счет которой происходит настройка глаза к восприятию света малой...

Закон специфических энергий

Закон специфических энергий постулат, сформулированный в 1827г. И.Мюллером как общий принцип сенсорной психофизики, согласно которому каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего...

Закон Стивенса

Закон Стивенса модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом и психофизиологом С.Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Фехнера , а степенная зависимость: Y=k*S в степени n, где Y субъективная величина, ощущение; S стимул; n показатель степени функции; k константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара...

Закон Тальбота

Закон Тальбота закономерность, согласно которой видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового...

Закон Фехнера

Закон Фехнера сформулированный в 1860г. Г.Фехнером в Элементах психофизики закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера , в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и может быть использован в качестве единицы измерения...

Закон Хика

Закон Хика утверждение, что время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885г. немецким психологом И.Меркелем, а в 1952г. получила экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Э.Хика , в которых она приобрела вид логарифмической функции: ВР=а*log(n+1), где ВР среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n число равновероятных альтернативных сигналов; а коэффициент пропорциональности. Единица в формулу введена для учета еще одной альтернативы, в виде пропуска...

Закон Эбнея

Закон Эбнея эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового...

Закон Эммерта

Закон Эммерта закономерность, выведенная немецким психологом Ф.Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 1015 м.) расстояниях до экрана, а также при...

Законы аддитивного смешения цветов

Законы аддитивного смешения цветов правила, сформулированные первоначально И.Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания: 1.Для каждого цвета существует другой единственный цвет (дополнительный), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет; 2.Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава; 3.При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. 4.При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. На основе этих законов была создана...

Законы Йеркса — Додсона

Законы Р.М.Йеркса и Дж.Д.Додсона эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей. Литература. YerkesR., DodsonJ. The relation of strength of stimulus to rapidity of habitformation // j.Comp. Neurol. Psychol. 1908, N18,...

Закса-Витебского реакция

Закса-Витебского реакция (Sachs H., Wltebsky E., 1928). Ускоренная реакция преципитации для серодиагностики сифилиса. Син.: цитохолевая...

Закса-Георги реакция

Закса-Георги реакция (Sachs H., Georgy W.). Реакция, использовавшаяся для серодиагностики сифилиса. Цитохолевый антиген, прибавляемый к сыворотке крови, не был концентрированным и реакция протекала медленно, что послужило основанием для замены ее реакцией...

Замкнутость

Особенность личности, наблюдаемая как в норме (у акцентуированных личностей), так и у психопатических личностей (шизоидная психопатия) и при некоторых психозах (в структуре...

Зангвилла синдром

Зангвилла синдром. См....

Занков Леонид Владимирович

Занков Леонид Владимирович (1901 27.11.1977) отечественный психолог. В 19181923гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С.Выготского . В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Сочинения. Память школьника. 1944; Память. 1949; Обучение и развитие....

Запах

Запах ощущение, обусловленное действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Запахи могут быть расклассифицированы по пахучим веществам, вызывающим качественно разные субъективные впечатления. Получили большое распространение классификации запахов Цваардемакера и Хеннинга , также существует выделение из запахов сильно пахучих, колющих и вкусовых. Особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле раздражителя особых атомных группировок (эфирной, фенольной, альдегидной). При смешивании веществ может возникать новый запах, качество которого зависит от концентрации и состава исходных...

Запечатление у животных

Запечатление у животных форма раннего научения животных . Характеризуется связыванием некоторых врожденных поведенческих реакций ( инстинктов ) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение . В естественных условиях в качестве подобных объектов выступают прежде всего такие, которые важны для биологического выживания особи: родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги. При этом возможности для запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, которой в силу этого получил название сенсибильного (или критического), а сам процесс совершается очень быстро, иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления, и происходит он без...

Запоминание

Запоминание активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных...

Запорожец Александр Владимирович

Запорожец Александр Владимирович (1905 1981) советский психолог, ученик Л.С.Выготского . В 30егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе , занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А.Н.Леонтьевым ). Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия , в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых перцептивных действий , в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЛЭНГ Рональд

SetLinks error: Incorrect password!