Exit Project: Глоссарий: Психология обучения

Психология обучения



Психология обучения раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности . Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности .

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Запредельное торможение

Запредельное торможение развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой...

Зарубежные психотерапевтические техники

Глубинные техники Активная психотерапия (ФроммРайхманн). Анализ бытия (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера ( В.Райх ). Анализ Я ( Х.Кохут , Э.Эриксон ). Аналитическая игротерапия ( М.Кляйн ). Аналитическая терапия семьи (Richter). Антропологическая психотерапия ( Вайцзекер ). Векторная терапия ( Ф.Г.Александер ). Гуманитарный психоанализ ( Э.Фромм ). Динамическая психотерапия (Аммон). Динамическая психотерапия (Furstenau). Индивидуальная терапия (Адлер). Интерперсональный анализ ( Г.С.Салливен ). Синтетикогерменевтическая терапия (Юнг). Неопсихоанализ (SchulzHencke). Персональный анализ ( О.Ранк ). Позитивная психотерапия (Пезешкиан). Прямой психоанализ (Штекель). Психоанализ (Фрейд). Психосинтез (Wiesenhutter). Психосоматический анализ ( Г.Гроддек ). Регулирующий анализ (Langen). Самоанализ ( К.Хорни ). Социальный психоанализ (Mitscherlich). Темоцентрированная интраперсональная терапия...

Застойный сосок зрительного нерва

Застойный сосок зрительного нерва (лат. papilla oedematosa n.optici). Офтальмологический симптом, основной причиной которого является повышение внутричерепного давления. Наблюдается чаще всего при опухолях головного мозга, но также и при наличии в мозгу гумм, солитарных туберкулом, при опухолях мозговых оболочек и костей черепа, некоторых формах менингитов, псевдоступорозных состояниях различной этиологии и др. Характеризуется отеком соска с выпячиванием его над уровнем сетчатки. Границы соска расплывчаты, цвет серовато-красный, центральные вены расширены, артерии сужены, извиты. В возникновении симптома играет роль не столько характер опухоли и ее величина, сколько локализация и темп ее роста. Особенно рано застойный сосок проявляется при быстро растущих опухолях мозжечка, в...

Затенение

Затенение методическая процедура для исследования слухового внимания , которая заключается в том, что испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором. Например, при дихотическом слушании требуется повторить сообщение, поступающее через правое ухо, при игнорировании поступающего через...

Заторможенность психическая

Особенность протекания психических процессов. Различают заторможенность психическую двигательную (моторную) и в мышлении (идеаторную). Наблюдается при различных психических заболеваниях (при депрессивной фазе МДП, в структуре брадипсихизма у больных эпилепсией, при некоторых видах паркинсонического синдрома и...

Захс Ханс

Захс Ханс(1881 1947) австрийский психоаналитик и юрист. Член Венского психоаналитического общества. Совместно с О.Ранком был редактором журнала Имаго. В 1933г. эмигрировал в США, где продолжал свои занятия психоанализом. Специалист по проблем теоретического и клинического психоанализа. Сочинения. Значение психоанализа в науках о духе. СПб., 1913 (совм. с...

Защитные рефлексы

Защитные рефлексы - сложные непроизвольные движения парализованных или паретичных частей тела, возникающие в ответ на раздражение кожи или глубоколежащих тканей; служат проявлением спинномозгового автоматизма при выключении центральных (пирамидных и экстрапирамидных) влияний. См. Рефлексы, в...

Звезда Геринга

Звезда Э.Геринга зрительная иллюзия восприятия . При наложении фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются...

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа. Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей (условия труда, быта, материальное положение, возрастно-половой состав населения, его расселенность, природно-климатические условия и др.), представляющих собой объективную сторону жизни общества. С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье людей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное...

Зейгарник Блюма Вульфовна

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900 1988) советский психолог. Психологическое образование получила в 20егг. в Германии в лаборатории К.Левина , где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник . В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления , используя при этом методологию деятельностного подхода...

Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз

Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз (Зейгарник Б. В., 1934). Патопсихологическая методика для исследования особенностей мышления. Выявляет такие расстройства мышления, как соскальзывания, разноплановость, нарушения целенаправленности, непродуктивность. Состоит из набора пословиц и метафор, к каждой из которых обследуемый должен подобрать соответствующую ей по переносному смыслу фразу из другого набора. Последний содержит также фразы, лишь внешне сходные с пословицами и метафорами. Важна для диагностики шизофренических расстройств...

Зейгарник феномен

Зейгарник феномен (Зейгарник Б. В., 1927). Лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнестической деятельности. Эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не обнаруживается у больных шизофренией с выраженными эмоционально-волевыми...

Зельц Отто

Зельц Отто (1881 1944) немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской психологической школы . Автор книги Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности (1924). Проводил исследования мышления , в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий проблемный комплекс, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций , благодаря которым возможно такое завершение ( абстракция , репродукция свойств и...

Зинченко Петр Иванович

Зинченко Петр Иванович (1903 1969) советский психолог. В 30егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных...

Знак

Знак одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного...

Знаковая индикация

Знаковая индикация способ кодирования информации об управляемом объекте для дальнейшего ее визуального распознавания оператором, где в качестве элементов используются цифры, буквы, простые геометрические фигуры и другие условные...

Знаковое опосредствование

Знаковое опосредствование базовое понятие культурноисторической теории Л.С.Выготского , обозначающее способ управления поведением , осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности...

Значение

Значение обобщенная форма отражения индивидом общественноисторического опыта, запечатленного в схемах действий , понятиях , социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности . В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические...

Значение работы медсестер в психотерапии

В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим...

Значимость сигнала

Значимость сигнала психологическая характеристика сигнала, выражающая собой степень отношения принимаемой информации к задаче, решаемой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психология обучения