БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;
Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
Запредельное торможение развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой...
Глубинные техники Активная психотерапия (ФроммРайхманн). Анализ бытия (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера ( В.Райх ). Анализ Я ( Х.Кохут , Э.Эриксон ). Аналитическая игротерапия ( М.Кляйн ). Аналитическая терапия семьи (Richter). Антропологическая психотерапия ( Вайцзекер ). Векторная терапия ( Ф.Г.Александер ). Гуманитарный психоанализ ( Э.Фромм ). Динамическая психотерапия (Аммон). Динамическая психотерапия (Furstenau). Индивидуальная терапия (Адлер). Интерперсональный анализ ( Г.С.Салливен ). Синтетикогерменевтическая терапия (Юнг). Неопсихоанализ (SchulzHencke). Персональный анализ ( О.Ранк ). Позитивная психотерапия (Пезешкиан). Прямой психоанализ (Штекель). Психоанализ (Фрейд). Психосинтез (Wiesenhutter). Психосоматический анализ ( Г.Гроддек ). Регулирующий анализ (Langen). Самоанализ ( К.Хорни ). Социальный психоанализ (Mitscherlich). Темоцентрированная интраперсональная терапия...
Застойный сосок зрительного нерва (лат. papilla oedematosa n.optici). Офтальмологический симптом, основной причиной которого является повышение внутричерепного давления. Наблюдается чаще всего при опухолях головного мозга, но также и при наличии в мозгу гумм, солитарных туберкулом, при опухолях мозговых оболочек и костей черепа, некоторых формах менингитов, псевдоступорозных состояниях различной этиологии и др. Характеризуется отеком соска с выпячиванием его над уровнем сетчатки. Границы соска расплывчаты, цвет серовато-красный, центральные вены расширены, артерии сужены, извиты. В возникновении симптома играет роль не столько характер опухоли и ее величина, сколько локализация и темп ее роста. Особенно рано застойный сосок проявляется при быстро растущих опухолях мозжечка, в...
Затенение методическая процедура для исследования слухового внимания , которая заключается в том, что испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором. Например, при дихотическом слушании требуется повторить сообщение, поступающее через правое ухо, при игнорировании поступающего через...
Особенность протекания психических процессов. Различают заторможенность психическую двигательную (моторную) и в мышлении (идеаторную). Наблюдается при различных психических заболеваниях (при депрессивной фазе МДП, в структуре брадипсихизма у больных эпилепсией, при некоторых видах паркинсонического синдрома и...
Захс Ханс(1881 1947) австрийский психоаналитик и юрист. Член Венского психоаналитического общества. Совместно с О.Ранком был редактором журнала Имаго. В 1933г. эмигрировал в США, где продолжал свои занятия психоанализом. Специалист по проблем теоретического и клинического психоанализа. Сочинения. Значение психоанализа в науках о духе. СПб., 1913 (совм. с...
Защитные рефлексы - сложные непроизвольные движения парализованных или паретичных частей тела, возникающие в ответ на раздражение кожи или глубоколежащих тканей; служат проявлением спинномозгового автоматизма при выключении центральных (пирамидных и экстрапирамидных) влияний. См. Рефлексы, в...
Звезда Э.Геринга зрительная иллюзия восприятия . При наложении фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются...
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа. Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей (условия труда, быта, материальное положение, возрастно-половой состав населения, его расселенность, природно-климатические условия и др.), представляющих собой объективную сторону жизни общества. С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье людей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное...
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900 1988) советский психолог. Психологическое образование получила в 20егг. в Германии в лаборатории К.Левина , где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник . В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления , используя при этом методологию деятельностного подхода...
Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз (Зейгарник Б. В., 1934). Патопсихологическая методика для исследования особенностей мышления. Выявляет такие расстройства мышления, как соскальзывания, разноплановость, нарушения целенаправленности, непродуктивность. Состоит из набора пословиц и метафор, к каждой из которых обследуемый должен подобрать соответствующую ей по переносному смыслу фразу из другого набора. Последний содержит также фразы, лишь внешне сходные с пословицами и метафорами. Важна для диагностики шизофренических расстройств...
Зейгарник феномен (Зейгарник Б. В., 1927). Лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнестической деятельности. Эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не обнаруживается у больных шизофренией с выраженными эмоционально-волевыми...
Зельц Отто (1881 1944) немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской психологической школы . Автор книги Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности (1924). Проводил исследования мышления , в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий проблемный комплекс, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций , благодаря которым возможно такое завершение ( абстракция , репродукция свойств и...
Зинченко Петр Иванович (1903 1969) советский психолог. В 30егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных...
Знак одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного...
Знаковая индикация способ кодирования информации об управляемом объекте для дальнейшего ее визуального распознавания оператором, где в качестве элементов используются цифры, буквы, простые геометрические фигуры и другие условные...
Знаковое опосредствование базовое понятие культурноисторической теории Л.С.Выготского , обозначающее способ управления поведением , осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности...
Значение обобщенная форма отражения индивидом общественноисторического опыта, запечатленного в схемах действий , понятиях , социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности . В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические...
В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим...
Значимость сигнала психологическая характеристика сигнала, выражающая собой степень отношения принимаемой информации к задаче, решаемой...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]