Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .
Абсолютный верхний порог ощущений максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности...
Абсолютный нижний порог ощущений минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение...
Абсолютный порог вид сенсорного порога , описанный Г.Фехнером . Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения . Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений , средней ошибки...
Абсолютный слух способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте . Точность абсолютного слуха наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. При пассивном абсолютном слухе правильно определяется высота слышимого звука, но он не может воспроизводиться голосом по заданному названию. При активном абсолютном слухе звуки могут и называться, и воспроизводиться по их высоте. Следует отличать от псевдоабсолютного слуха...
Абсорбция (от лат. absorptio поглощение) характеристика личности . Восприимчивость индивида к особым состояниям сознания (гипнозу, наркотикам, медитации). В обычных ситуациях проявляется в повышении уровня фантазирования. Показано, что абсорбция связана с другими личностными характеристиками (положительно с разноплановостью мотивов, социальной приспособляемостью, образностью мышления, коммуникативностью, тревожностью, а также со слабостью и динамичностью нервной системы; отрицательно с самоконтролем, социальным статусом в малой группе, уровнем притязаний, а также с подвижностью нервной системы). Литература. ГримакЛ.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: Наука, 1978; PekalaR.J., WengerC.F., LevineP. Individual differences in phenomenological experience: states of consciousness as a function of absorption // J.Pers. and Soc. Psychol. 1985,...
(Лат. abstinentia - воздержание). 1. Человек, сознательно воздерживающийся от приема алкогольных напитков и наркотиков. 2 Больной, находящийся в состоянии абстиненции (алкогольной, барбитуровой, гашишной, кодеиновой, морфинной и...
Вынужденное, принудительное или сознательное, добровольное снижение половой активности, обычно ситуационно обусловленное. Может быть парциальной, при которой субъект прибегает к заменителям полового акта с оргазмом, и тотальной, характеризующейся полным отказом от сексуальной деятельности. Син.: депривация...
Синдром психических и физических расстройств, наступающих при внезапном прекращении поступления в организм больного алкоголя, наркотических и токсических веществ, по отношению к которым имеется токсикоманическая зависимость. Может наблюдаться и при приеме препаратов, являющихся антагонистами к перечисленным. Наблюдается также при лечении бензодиазепинами и (реже) антидепрессантами. Син.: синдром...
Абстрактная грамматика поведения (abstract performance grammar) Ч.Осгуда семантикокомпонентная модель, созданная в рамках репрезентативного необихевиоризма, основанная на положении, что когнитивные структуры, обеспечивающие интерпретацию воспринятых языковых предложений и порождение новых, основаны на долингвистическом опыте (как филогенетическом, так и индивидуальном), приобретенном в процессе адаптации поведения к различным аспектам окружающей среды. В результате исследований было показано, что глубинная когнитивная структура семантична и что она является общей для нелингвистического (перцептивного) и лингвистического каналов обработки информации. Литература. OsgoodC.E. Lectures on language performance. N.Y.: Springer Verlag, 1980,...
(Лат. abstractio - отвлечение). Операция мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остального. Результатом является построение умственного продукта (понятия, модели, теории и др.), который также обозначается термином...
Абстракция (от лат. abstractio отвлечение) когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции...
(Лат. abusus - злоупотребление, излишество). Эпизодическое употребление (в течение одного или нескольких дней) большого количества алкогольных напитков или наркотиков, приводящее к выраженной интоксикации. Син.: abusus in Baccho (лат. Бахус - бог...
Злоупотребление лекарственными средствами в количествах, превышающих лечебные дозы, и при отсутствии показаний к их применению. Син.:...
(А + греч. bule - воля). Нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности. Абулия может быть врожденной (при глубоких степенях олигофрении) или вследствие волевого снижения при некоторых психических заболеваниях (при депрессиях, ступорозных состояниях, органических поражениях головного мозга, особенно конвекситатно-лобной локализации, при шизофрении, некоторых формах наркомании). При сочетании Абулии с апатией говорят об апатико-абулическом синдроме, с обездвиженностью - об абулически-акинетическом...
Абулия (от греч. a отрицат. частица, bule воля) психопатологический синдром . Характеризуется вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желания и побуждения к какойлибо деятельности . Может обусловливаться органическими причинами (глубокой олигофренией , поражениями головного мозга) или психическими заболеваниями ( депрессией , шизофренией, циркулярным психозом, наркоманией ). Также наблюдается при некоторых пограничных состояниях, при психоневрозах . Абулия может рассматриваться как индикатор начала психического...
Августин (354 430) философ, религиозный деятель. Развивал учение о изначальном существовании знания в душе, которое посредством волевой активности может найти свою реализацию в материальном мире. Душа, при обращении к самой себе, обнаруживает источник истинных знаний, которые принципиально отличны от тех, которые приобретаются в чувственном и рациональном познании. Свои взгляды на душевные процессы описал в...
Аверсивная психотерапия (aversion отвращение) форма поведенческой психотерапии . Основана на образовании связи между нежелательным поведением и субъективно неприятным переживанием. Первый опыт применения аверсивной психотерапии в клинических целях был в России в 20х годах ХХ века (Н.В.Канторович, И.Ф.Случевский, А.А.Фрикен). На Западе она стала использоваться с 1935г., когда гомосексуально ориентированные пациенты лечились с использованием электрошока. Процедура аверсивной психотерапии заключается в том, что раздражители, вызывающие у пациента крайне неприятные, но не опасные для его жизни, ощущения (электрошок, боль, ужас, фрустрация потребностей ), предъявляются во временной близости с такими раздражителями (например, алкоголь), которые провоцируют неприемлемое и поэтому затормаживаемое поведение. В соответствии со схемой...
Аверсивные методики (лат. aversion - отвращение) лежали в основе практического применения экспериментальных теорий научения. Их можно разделить на методики, основанные на модели И.П.Павлова (классическое обусловливание) и на модели Скиннера (Skinner B.F.) (оперантное обусловливание). В методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются привлекательные стимулы (например, алкоголь или обильная еда) с болезненным, неприятным, вызывающим отвращение стимулом (инъекцией апоморфина, приводящей к рвоте, электрическим разрядом, вызывающим сильную боль и др.) Методики подвергаются критике, исходя из этических соображений. Методики, в которых используется оперантная модель, основаны на принципе успешного решения задачи, избавляющего пациента от неприятных стимулов, например электрического разряда. Аверсивная терапия применяется при лечении алкоголизма, хронического...
(Лат. avis - птица, греч. phobos - страх). 1. Навязчивый страх веред птицами. 2. Невротический страх перед путешествием в самолете. Син.:...
Отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет Авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект Авиационной психологии - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект Авиационной психологии - летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД, стюардессы и т.д. Как научно-практическое направление зародилась на рубеже XIX и XX вв. в связи с изобретением летательных аппаратов и возрастающей ролью человеческого фактора в эффективном и безопасном управлении ими. Возникновение и развитие Авиационной психологии как научной дисциплины связано с трудами И.С.Сеченова, С.Е.Минца, А.П.Нечаева, Н.М.Добротворского, С.Г.Геллерштейна, К.К.Платонова,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]