Exit Project: Глоссарий: Методики оценки дивергентного мышления

Методики оценки дивергентного мышления



Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Абсолютный верхний порог ощущений

Абсолютный верхний порог ощущений максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности...

Абсолютный нижний порог ощущений

Абсолютный нижний порог ощущений минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение...

Абсолютный порог

Абсолютный порог вид сенсорного порога , описанный Г.Фехнером . Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения . Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений , средней ошибки...

Абсолютный слух

Абсолютный слух способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте . Точность абсолютного слуха наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. При пассивном абсолютном слухе правильно определяется высота слышимого звука, но он не может воспроизводиться голосом по заданному названию. При активном абсолютном слухе звуки могут и называться, и воспроизводиться по их высоте. Следует отличать от псевдоабсолютного слуха...

Абсорбция

Абсорбция (от лат. absorptio поглощение) характеристика личности . Восприимчивость индивида к особым состояниям сознания (гипнозу, наркотикам, медитации). В обычных ситуациях проявляется в повышении уровня фантазирования. Показано, что абсорбция связана с другими личностными характеристиками (положительно с разноплановостью мотивов, социальной приспособляемостью, образностью мышления, коммуникативностью, тревожностью, а также со слабостью и динамичностью нервной системы; отрицательно с самоконтролем, социальным статусом в малой группе, уровнем притязаний, а также с подвижностью нервной системы). Литература. ГримакЛ.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: Наука, 1978; PekalaR.J., WengerC.F., LevineP. Individual differences in phenomenological experience: states of consciousness as a function of absorption // J.Pers. and Soc. Psychol. 1985,...

Абстинент

(Лат. abstinentia - воздержание). 1. Человек, сознательно воздерживающийся от приема алкогольных напитков и наркотиков. 2 Больной, находящийся в состоянии абстиненции (алкогольной, барбитуровой, гашишной, кодеиновой, морфинной и...

Абстиненция сексуальная.

Вынужденное, принудительное или сознательное, добровольное снижение половой активности, обычно ситуационно обусловленное. Может быть парциальной, при которой субъект прибегает к заменителям полового акта с оргазмом, и тотальной, характеризующейся полным отказом от сексуальной деятельности. Син.: депривация...

Абстиненция.

Синдром психических и физических расстройств, наступающих при внезапном прекращении поступления в организм больного алкоголя, наркотических и токсических веществ, по отношению к которым имеется токсикоманическая зависимость. Может наблюдаться и при приеме препаратов, являющихся антагонистами к перечисленным. Наблюдается также при лечении бензодиазепинами и (реже) антидепрессантами. Син.: синдром...

Абстрактная грамматика поведения Осгуда

Абстрактная грамматика поведения (abstract performance grammar) Ч.Осгуда семантикокомпонентная модель, созданная в рамках репрезентативного необихевиоризма, основанная на положении, что когнитивные структуры, обеспечивающие интерпретацию воспринятых языковых предложений и порождение новых, основаны на долингвистическом опыте (как филогенетическом, так и индивидуальном), приобретенном в процессе адаптации поведения к различным аспектам окружающей среды. В результате исследований было показано, что глубинная когнитивная структура семантична и что она является общей для нелингвистического (перцептивного) и лингвистического каналов обработки информации. Литература. OsgoodC.E. Lectures on language performance. N.Y.: Springer Verlag, 1980,...

Абстракция

(Лат. abstractio - отвлечение). Операция мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остального. Результатом является построение умственного продукта (понятия, модели, теории и др.), который также обозначается термином...

Абстракция

Абстракция (от лат. abstractio отвлечение) когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции...

Абузус

(Лат. abusus - злоупотребление, излишество). Эпизодическое употребление (в течение одного или нескольких дней) большого количества алкогольных напитков или наркотиков, приводящее к выраженной интоксикации. Син.: abusus in Baccho (лат. Бахус - бог...

Абузус лекарственный

Злоупотребление лекарственными средствами в количествах, превышающих лечебные дозы, и при отсутствии показаний к их применению. Син.:...

Абулия

(А + греч. bule - воля). Нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности. Абулия может быть врожденной (при глубоких степенях олигофрении) или вследствие волевого снижения при некоторых психических заболеваниях (при депрессиях, ступорозных состояниях, органических поражениях головного мозга, особенно конвекситатно-лобной локализации, при шизофрении, некоторых формах наркомании). При сочетании Абулии с апатией говорят об апатико-абулическом синдроме, с обездвиженностью - об абулически-акинетическом...

Абулия

Абулия (от греч. a отрицат. частица, bule воля) психопатологический синдром . Характеризуется вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желания и побуждения к какойлибо деятельности . Может обусловливаться органическими причинами (глубокой олигофренией , поражениями головного мозга) или психическими заболеваниями ( депрессией , шизофренией, циркулярным психозом, наркоманией ). Также наблюдается при некоторых пограничных состояниях, при психоневрозах . Абулия может рассматриваться как индикатор начала психического...

Августин

Августин (354 430) философ, религиозный деятель. Развивал учение о изначальном существовании знания в душе, которое посредством волевой активности может найти свою реализацию в материальном мире. Душа, при обращении к самой себе, обнаруживает источник истинных знаний, которые принципиально отличны от тех, которые приобретаются в чувственном и рациональном познании. Свои взгляды на душевные процессы описал в...

Аверсивная психотерапия

Аверсивная психотерапия (aversion отвращение) форма поведенческой психотерапии . Основана на образовании связи между нежелательным поведением и субъективно неприятным переживанием. Первый опыт применения аверсивной психотерапии в клинических целях был в России в 20х годах ХХ века (Н.В.Канторович, И.Ф.Случевский, А.А.Фрикен). На Западе она стала использоваться с 1935г., когда гомосексуально ориентированные пациенты лечились с использованием электрошока. Процедура аверсивной психотерапии заключается в том, что раздражители, вызывающие у пациента крайне неприятные, но не опасные для его жизни, ощущения (электрошок, боль, ужас, фрустрация потребностей ), предъявляются во временной близости с такими раздражителями (например, алкоголь), которые провоцируют неприемлемое и поэтому затормаживаемое поведение. В соответствии со схемой...

Аверсивная терапия

Аверсивные методики (лат. aversion - отвращение) лежали в основе практического применения экспериментальных теорий научения. Их можно разделить на методики, основанные на модели И.П.Павлова (классическое обусловливание) и на модели Скиннера (Skinner B.F.) (оперантное обусловливание). В методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются привлекательные стимулы (например, алкоголь или обильная еда) с болезненным, неприятным, вызывающим отвращение стимулом (инъекцией апоморфина, приводящей к рвоте, электрическим разрядом, вызывающим сильную боль и др.) Методики подвергаются критике, исходя из этических соображений. Методики, в которых используется оперантная модель, основаны на принципе успешного решения задачи, избавляющего пациента от неприятных стимулов, например электрического разряда. Аверсивная терапия применяется при лечении алкоголизма, хронического...

Авиафобия

(Лат. avis - птица, греч. phobos - страх). 1. Навязчивый страх веред птицами. 2. Невротический страх перед путешествием в самолете. Син.:...

Авиационная психология

Отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет Авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект Авиационной психологии - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект Авиационной психологии - летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД, стюардессы и т.д. Как научно-практическое направление зародилась на рубеже XIX и XX вв. в связи с изобретением летательных аппаратов и возрастающей ролью человеческого фактора в эффективном и безопасном управлении ими. Возникновение и развитие Авиационной психологии как научной дисциплины связано с трудами И.С.Сеченова, С.Е.Минца, А.П.Нечаева, Н.М.Добротворского, С.Г.Геллерштейна, К.К.Платонова,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Методики оценки дивергентного мышления