АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.
Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.
В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.
В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".
С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".
В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.
В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.
В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.
В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.
В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.
В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").
Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.
В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.
Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Основные работы:
"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);
"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);
"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);
"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);
"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).
ЛИТЕРАТУРА
Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Абсолютный верхний порог ощущений максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности...
Абсолютный нижний порог ощущений минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение...
Абсолютный порог вид сенсорного порога , описанный Г.Фехнером . Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения . Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений , средней ошибки...
Абсолютный слух способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте . Точность абсолютного слуха наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. При пассивном абсолютном слухе правильно определяется высота слышимого звука, но он не может воспроизводиться голосом по заданному названию. При активном абсолютном слухе звуки могут и называться, и воспроизводиться по их высоте. Следует отличать от псевдоабсолютного слуха...
Абсорбция (от лат. absorptio поглощение) характеристика личности . Восприимчивость индивида к особым состояниям сознания (гипнозу, наркотикам, медитации). В обычных ситуациях проявляется в повышении уровня фантазирования. Показано, что абсорбция связана с другими личностными характеристиками (положительно с разноплановостью мотивов, социальной приспособляемостью, образностью мышления, коммуникативностью, тревожностью, а также со слабостью и динамичностью нервной системы; отрицательно с самоконтролем, социальным статусом в малой группе, уровнем притязаний, а также с подвижностью нервной системы). Литература. ГримакЛ.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: Наука, 1978; PekalaR.J., WengerC.F., LevineP. Individual differences in phenomenological experience: states of consciousness as a function of absorption // J.Pers. and Soc. Psychol. 1985,...
(Лат. abstinentia - воздержание). 1. Человек, сознательно воздерживающийся от приема алкогольных напитков и наркотиков. 2 Больной, находящийся в состоянии абстиненции (алкогольной, барбитуровой, гашишной, кодеиновой, морфинной и...
Вынужденное, принудительное или сознательное, добровольное снижение половой активности, обычно ситуационно обусловленное. Может быть парциальной, при которой субъект прибегает к заменителям полового акта с оргазмом, и тотальной, характеризующейся полным отказом от сексуальной деятельности. Син.: депривация...
Синдром психических и физических расстройств, наступающих при внезапном прекращении поступления в организм больного алкоголя, наркотических и токсических веществ, по отношению к которым имеется токсикоманическая зависимость. Может наблюдаться и при приеме препаратов, являющихся антагонистами к перечисленным. Наблюдается также при лечении бензодиазепинами и (реже) антидепрессантами. Син.: синдром...
Абстрактная грамматика поведения (abstract performance grammar) Ч.Осгуда семантикокомпонентная модель, созданная в рамках репрезентативного необихевиоризма, основанная на положении, что когнитивные структуры, обеспечивающие интерпретацию воспринятых языковых предложений и порождение новых, основаны на долингвистическом опыте (как филогенетическом, так и индивидуальном), приобретенном в процессе адаптации поведения к различным аспектам окружающей среды. В результате исследований было показано, что глубинная когнитивная структура семантична и что она является общей для нелингвистического (перцептивного) и лингвистического каналов обработки информации. Литература. OsgoodC.E. Lectures on language performance. N.Y.: Springer Verlag, 1980,...
(Лат. abstractio - отвлечение). Операция мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остального. Результатом является построение умственного продукта (понятия, модели, теории и др.), который также обозначается термином...
Абстракция (от лат. abstractio отвлечение) когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции...
(Лат. abusus - злоупотребление, излишество). Эпизодическое употребление (в течение одного или нескольких дней) большого количества алкогольных напитков или наркотиков, приводящее к выраженной интоксикации. Син.: abusus in Baccho (лат. Бахус - бог...
Злоупотребление лекарственными средствами в количествах, превышающих лечебные дозы, и при отсутствии показаний к их применению. Син.:...
(А + греч. bule - воля). Нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности. Абулия может быть врожденной (при глубоких степенях олигофрении) или вследствие волевого снижения при некоторых психических заболеваниях (при депрессиях, ступорозных состояниях, органических поражениях головного мозга, особенно конвекситатно-лобной локализации, при шизофрении, некоторых формах наркомании). При сочетании Абулии с апатией говорят об апатико-абулическом синдроме, с обездвиженностью - об абулически-акинетическом...
Абулия (от греч. a отрицат. частица, bule воля) психопатологический синдром . Характеризуется вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желания и побуждения к какойлибо деятельности . Может обусловливаться органическими причинами (глубокой олигофренией , поражениями головного мозга) или психическими заболеваниями ( депрессией , шизофренией, циркулярным психозом, наркоманией ). Также наблюдается при некоторых пограничных состояниях, при психоневрозах . Абулия может рассматриваться как индикатор начала психического...
Августин (354 430) философ, религиозный деятель. Развивал учение о изначальном существовании знания в душе, которое посредством волевой активности может найти свою реализацию в материальном мире. Душа, при обращении к самой себе, обнаруживает источник истинных знаний, которые принципиально отличны от тех, которые приобретаются в чувственном и рациональном познании. Свои взгляды на душевные процессы описал в...
Аверсивная психотерапия (aversion отвращение) форма поведенческой психотерапии . Основана на образовании связи между нежелательным поведением и субъективно неприятным переживанием. Первый опыт применения аверсивной психотерапии в клинических целях был в России в 20х годах ХХ века (Н.В.Канторович, И.Ф.Случевский, А.А.Фрикен). На Западе она стала использоваться с 1935г., когда гомосексуально ориентированные пациенты лечились с использованием электрошока. Процедура аверсивной психотерапии заключается в том, что раздражители, вызывающие у пациента крайне неприятные, но не опасные для его жизни, ощущения (электрошок, боль, ужас, фрустрация потребностей ), предъявляются во временной близости с такими раздражителями (например, алкоголь), которые провоцируют неприемлемое и поэтому затормаживаемое поведение. В соответствии со схемой...
Аверсивные методики (лат. aversion - отвращение) лежали в основе практического применения экспериментальных теорий научения. Их можно разделить на методики, основанные на модели И.П.Павлова (классическое обусловливание) и на модели Скиннера (Skinner B.F.) (оперантное обусловливание). В методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются привлекательные стимулы (например, алкоголь или обильная еда) с болезненным, неприятным, вызывающим отвращение стимулом (инъекцией апоморфина, приводящей к рвоте, электрическим разрядом, вызывающим сильную боль и др.) Методики подвергаются критике, исходя из этических соображений. Методики, в которых используется оперантная модель, основаны на принципе успешного решения задачи, избавляющего пациента от неприятных стимулов, например электрического разряда. Аверсивная терапия применяется при лечении алкоголизма, хронического...
(Лат. avis - птица, греч. phobos - страх). 1. Навязчивый страх веред птицами. 2. Невротический страх перед путешествием в самолете. Син.:...
Отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет Авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект Авиационной психологии - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект Авиационной психологии - летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД, стюардессы и т.д. Как научно-практическое направление зародилась на рубеже XIX и XX вв. в связи с изобретением летательных аппаратов и возрастающей ролью человеческого фактора в эффективном и безопасном управлении ими. Возникновение и развитие Авиационной психологии как научной дисциплины связано с трудами И.С.Сеченова, С.Е.Минца, А.П.Нечаева, Н.М.Добротворского, С.Г.Геллерштейна, К.К.Платонова,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]