Exit Project: Глоссарий: Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания



Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в 1974г. Snyder ввел в научный оборот понятие самомониторинга, под которым понималась способность к контролю над экспрессивными реакциями. В другой, содержательно близкой теории самовосприятия, разработанной Duval и Wickland, основаным является понятие Яконцепции, причем функции Я рассматриваются как особенные процедуры, развернутые во времени и имеющие определенный операциональный состав. Этими авторами была сделана попытка описать в научных понятиях тот достаточно очевидный факт, что внимание индивида может обращаться не только на предметы окружающего мира, но и на него самого, и что в результате этого развертываются соответствующие действия (5; 13). Попытка построения развернутой теории дифференциации форм Явнимания была сделана Buss. В его исследованиях (4) было показано, что некоторые люди имеют тенденцию более часто, чем другие, занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Это было обозначено как Явнимание, под которым стала пониматься особая, устойчивая во времени, или диспозициональная, интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов (см.10). Для диагностики индивидуальной выраженности Явнимания был разработан опросник SelfConsciousnessScale (SCS), который состоял из 23пунктов, однозначно распределенных между тремя шкалами (7). Это шкалы: 1)частного (приватного) Явнимания; 2)общественного Явнимания; 3)социального страха. Под приватным Явниманием понималась тенденция индивида обращать особое внимание на внутренние события своего феноменального мира, на такие, к которым доступ имеет только он сам (как телесные процессы, так и чувства, мысли, мотивы). Под общественным Явниманием понималась тенденция обращать внимание на общественные аспекты Я, на такие, которые доступны внешнему наблюдателю и на которые индивид может смотреть как бы глазами другого. Третья шкала опросника, шкала социального страха, имела лишь косвенное отношение к конструкту Явнимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях было показано, что социальный страх, как чувство некомфортности в социальных контактах, достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного Я. Кроме того, суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности индивида на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие предметов внешнего мира. В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Явнимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Но, хотя было показано, что SCS является достаточно надежным средством, имеющим высокие показатели валидности, в исследованиях, которые провел Merz, основанных прежде всего на факторном анализе, была выявлена недостаточно высокая консистентность исходных пунктов. В частности, реакции центрации на собственной внешности, с одной стороны, и переоценка восприятия себя другими, с другой, первоначально отнесенные к одной шкале, оказались мало связанными друг с другом. Это заставило его разработать свой вариант диагностики устойчивых форм Явнимания методику Selbstaufmerksamkeitsfragebogen (SAF), которая и была использована нами в качестве исходного материала для дальнейших разработок. Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Явнимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685человек; средний возраст = 22.5года, (=7.7лет; мужчины составляли 42%, женщины 58%. На первом этапе исследования проверялась структура опросника на отечественной выборке. Текст опросника, представлявший собой перевод на русский язык с минимальной стилистической коррекцией методики SAF, давался каждому испытуемому для оценки выраженности у него той или иной поведенческой реакции, связанной с особенностями его Явнимания. Для ответов предлагалась шкала Лайкерта с четырьмя вариантами от совершенно верно (4балла) до совершенно неверно (1балл). Ответы всех испытуемых проводились через процедуру факторного анализа методом главных компонент с варимаксвращением. В результате было получено несколько матриц с разным количеством выделенных факторов. Среди них, как наиболее удовлетворительное, нами было выбрано трехфакторное решение, которое позволяло объяснить 41% общей дисперсии: с одной стороны, на кривой собственных значений факторов именно после третьего фактора наметился перелом и выход кривой на плато, с другой, именно такое решение полностью соответствовало модели Merz. Правда, некоторые пункты исходного опросника оказались скоррелированы сразу с несколькими факторами, что свидетельствовало о многозначности их восприятия испытуемыми (например, Я часто себя спрашиваю, правильно ли я веду себя с другими) или их недостаточной понятности (Мне совершенно не свойственно интенсивное самонаблюдение). Поэтому они были отброшены и в заключительном факторном анализе не участвовали. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как Общественное Явнимание (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Явнимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор Социального страха (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с Общественным Явниманием, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор Персонального Явниманию (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Явнимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. На втором этапе нашего исследования, после того, как было показано, что структура опросника на отечественной выборке сохранила идентичность исходному варианту, решалась задача проверки конструктной валидности шкал опросника. Это осуществлялось при помощи определения коэффициентов линейной корреляции (по Пирсону) шкал ОЯВ со шкалами некоторых личностных опросников. Для испытуемых той же выборки кроме ОЯВ предлагались такие методики, как Форма по изучению личности (PRF), диагностирующая ценностные ориентации личности в соответствии с классификацией потребностей Г.Мюррея (12), Фрейбургский личностный опросник форм R (FPIR), диагностирующий характерологические особенности личности (6), и Опросник интернальности Крампена (IPC), выявляющий интернальность и два вида экстернальности, обусловленной другими и случаем (см.2). По Опроснику устойчивых форм Явнимания вместе с баллами по трем шкалам, соответствующих факторной структуре опросника, рассчитывался еще и суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель (ИП) ориентации внимания индивида на внутренние процессы, в противоположность ориентации на предметы окружающего мира. При этом существенных расхождений статистических значений для мужчин и женщин обнаружено не было. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Явнимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. меланхолик), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Далее, существенных различий в связях двух форм Явнимания (персонального и общественного) с другими личностными характеристиками обнаружено не было. И та, и другая форма возникает на фоне повешенной эмоциональной лабильности, и сопутствует повышению уровня мотивации достижения. Единственно, что удалось зафиксировать преимущественную связь персонального внимания с более высоким уровнем интеллектуальной активности, о котором можно судить по ориентированности на новые знания (шкала Общей заинтересованности), и общественного внимания с готовностью проводить время в эмоциональном, игровом общении с другими людьми (шкала Ориентации на игру). Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. В заключении можно отметить, что необходимо продолжить работу по апробации Опросника устойчивых форм Явнимания, в частности требуется проверка его экологической валидности и надежности. Вместе с тем, как представляется, в исследовательских целях и для более глубокого анализа отдельных случаев практики он может использоваться уже в настоящем виде. Литература. 1.БернсР. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 2.КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / Психологический журнал. Том16, N1, 1995, 4351. 3.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 4.BussA.H. Selfconsciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980. 5.DuvalS., WicklundR.A. A theory of objective selfawareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 6.FahrenbergJ. Das Freiburger PersonlichkeitsInventar. Gottingen: Hogrefe, 1894. 7.FenigsteinA., ScheierM.F., BussA.H. Public and private selfconsciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522527. 8.HoustonD.M. The relationship between cognitive failure and selffocused attention / British Journal clinical Psychology, 1989, 1, 8586. 9.KammerD., NowackW. Selfmonitorin: Construction and validation of a german twofactor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr.104, 1983. 10.MerzJ. SAF: Fragebogen zur Messung von dispositioneller Selbstaufmerksamkeit / Diagnostica, 1986, 32, Heft2, 142152. 11.PyszczynckiT., GreenbergJ. On the relationship between selffocused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 3445. 12.StumpfH., AngleiterA. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. 13.WicklundR.A. Objective selfawareness. In: BerkowitzL. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. Табл.1. Пункты Опросника устойчивых форм Явнимания. 2.Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 14.Меня очень заботит, как меня оценивают другие. 11.Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 28.Меня не интересует, что говорят обо мне другие люди. 25.Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 35.Я внимательно наблюдаю за тем, как окружающие реагируют на меня и мои действия. 8.Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 20.Обычно я стараюсь произвести хорошее впечатление. 17.Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 18.Я часто чувствую себя неумелым в общении с другими людьми. 27.Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 16.Мне бывает очень неловко, когда приходится говорить перед группой людей. 24.Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 7.Я часто чувствую себя скованно, когда приходится говорить с важной персоной. 13.Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 6.Мне часто приходится перебарывать себя, если надо у когонибудь чтото спросить. 3.Меня очень легко смутить. 5.Мне трудно работать, если при этом на меня ктото смотрит. 32.В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 23.Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков. 36.В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 29.Я очень внимателен к изменению моего настроения. 21.Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 30.Мои мысли часто вращаются вокруг моей собственной персоны. 19.Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 1.Я очень много думаю о себе самом. 33.Если мне чтото не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 4.Я с большим вниманием отношусь к своим внутренним физическим ощущениям. 15.Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (КондаковИ.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Явнимания // Журнал практического психолога, N4, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Обертоны психические, Облигатный, Обломова синдромы, Обморок, Обобщение, Обоняние, Обонятельный анализатор, Оборонительный рефлекс, Образ, Образ воображения, Образ восприятия, Образ мира, Обсессия, Обучаемость, Обучающий эксперимент, Общая одаренность, Общение, Объективная психология, Объективный метод в психологии, Объем внимания, Объем кратковременной памяти, Объем памяти, Оглушение, Одержимость, Окулогравическая иллюзия, Олигофрения, Олпорт Гордон, Ольфактометрия, Онанизм, Онейроидная форма переживаний, Онейроидное состояние сознания, Оно (Es, Id), Онтогенез, Онтогенез процессов восприятия, Оперантное обусловливание, Оперативная единица восприятия, Оперативная настройка, Оперативное поле зрения, Оперативный образ, Оперативный порог, Оперативный порог ощущений, Операционализм, Операция, Операция в концепции Ж. Пиаже, Описание психодиагностической методики, Опознавательные признаки, Опознание, Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания, Опросники креативности, Оптико–геометрические иллюзии, Оптическое смешение цветов, Оральная стадия психосексуального развития, Оральный характер, Орган чувств, Организационный климат, Органические ощущения, Ориентация живого организма, Ориентировочная деятельность, Ориентировочный рефлекс, Орудийные действия животных, Осведомленность, Освещенность, Осгуд Чарльз Эджмертон, Основные симптомы шизофрении, Остранение, Отис Артур Синтон, Отказ человека–оператора, Отклонения в психическом развитии ребенка, Отреагирование, Отрицание, Ошанин Дмитрий Александрович, Ощущение, , ...

 

Золотые стихи Пифагора

Приготовление Должен бессмертным богам приносить ты законченную жертву; Веру свою сохранять; чтить память великих героев; Духам земным воздавать обычное им поклоненье. Очищение Мать и отца уважай вместе с родными по крови. Другом себе избери истинномудрого мужа; Слушай советов его, следуй его ты примеру; Изза ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься. Если в твоей это власти, ибо закон непреложный Тесно связует возможность с необходимостью вместе. Страсти свои побороть свыше дана тебе сила, Так обуздай же в себе мощным усилием воли Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный. Равно один и при людях, бойся дурного поступка; Больше всего...

Зона биологического действия

Один из показателей (количественных), свидетельствующий о возможности хронической интоксикации. Устанавливается диапазоном между дозами, определяющими начало, порог хронического токсического действия и средней летальной дозой. Знание зоны биологического действия важно при лечении нейролептиками, учет ее позволяет избежать возникновения хронического нейролептического...

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития понятие, введенное Л.С.Выготским . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных...

Зона Панума

Зона Панума пределы диспарантности, в которых возможно видение без двоения изображения, и количественные оценки относительной удаленности (глубины), которые увеличиваются при движении от фовеа к...

Зонная модель порога ощущения

Зонная модель порога ощущения пороговая теория, основанная на том факте, что границы между ощущаемыми и неощущаемыми сигналами (или их изменениями) являются не точками, а некоторыми интервалами, величина которых зависит от поставленных перед испытуемыми задачами, а также от их индивидуальных стратегий и когнитивных стилей, автор К.В.Бардин, 1965. Тогда, когда испытуемый строго ориентируется на заданный ему сенсорный параметр, его работа строится по пороговому принципу; когда он ориентируется на дополнительные сенсорные характеристики, его работа строится по непрерывному принципу. Выявлены такие зоны, как зоны абсолютного различения, компаративного различения, вероятностного различения, компенсаторного различения, латентных сомнений и др. Литература. БардинК.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические...

Зоопатия внутренняя

Зоопатия внутренняя (греч. zoon - живое существо, pathos - страдание, болезнь) (Dupre E., Levy, 1903). Один из вариантов бреда одержимости, ипохондрического бреда. Больные говорят о наличии у них в теле какого-либо животного, испытывают ощущения, соответствующие движениям заключенного в них живого существа. По мнению Е. Н. Каменевой (1957), правильнее говорить о бреде «внутреннего существа», так как иногда речь идет не о животном, а о каком-либо другом существе, заключенном в теле больного (например, о нечистой силе, двойнике, о ребенке при бреде ложной беременности). Ср.: архаический...

Зоопсии

Зоопсии (зоо + греч. opsis — зрение). Зрительные галлюцинации, содержанием которых являются животные, чаще всего наблюдаются при делириозных состояниях. Син.: галлюцинации...

Зоопсихология

Зоопсихология раздел психологии, посвященный проявлениям и закономерностям эволюции психики животных, предпосылкам появления человеческого сознания. Основной методологической основой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях того или иного...

Зоосадизм

Зоосадизм (зоо + садизм). Вид перверсии, садизма, при котором чувство полового удовлетворения достигается путем издевательства над какими-либо...

Зоофилия эротическая

Зоофилия эротическая (зоо + греч. philia - влечение, любовь) (Krafft-Ebing R., 1886). Вид перверсии, при которой больные испытывают наслаждение при рассматривании животных или общении с ними, например при верховой езде, дрессировке. При этом отсутствует стремление к совокуплению с животными. Рассматривалась автором как проявление фетишизма. Син.: бестиализм, скотоложество, содомия,...

Зоофобия

Зоофобия (зоо + греч. phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь животных, чаще определенного вида (кошек, куриц и...

Зрение

Зрение (visio, visus) - физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур - зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела (сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры (латеральное коленчатое тело, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов...

Зрительная адаптация

Зрительная адаптация приспособление глаза к различным условиям освещения (к дневному свету, сумеречному свету и темноте). Адаптация к свету, которая зависит от его интенсивности и яркости, происходит в течение 5060 с., к темноте - 3045 мин., когда световая чувствительность повышается в 810 тыс. раз. Зрительная адаптация может проходить за счет фотохимических реакций в сетчатке (с участием зрительного пурпура); переключения зрения с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат; перестройки площади рецептивных полей (пространственная суммация); изменения площади зрачка. Для измерения зрительной адаптации используют...

Зрительная маскировка

Зрительная маскировка ухудшение распознавания признаков предмета актуального восприятия при предъявлении другого стимула, который может действовать одновременно с основным (симультанная зрительная маскировка), предшествовать ему (прямая маскировка) или следовать за ним (обратная...

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой , вестибулярной , кожномышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций ,...

Зурабашвили словесно-семантический эксперимент

(Зурабашвили А. Д., 1955). Модификация ассоциативного эксперимента, учитывающая онтогенетическое развитие речевой сигнализации. Включает следующие варианты ассоциативного эксперимента, отражающие различные эволюционно-динамические ступени второй сигнальной системы: 1) непосредственное раздражение предметами - словесный ответ; 2) словесное раздражение (существительные) - словесный ответ; 3) словесное раздражение (глаголы) - словесный ответ; 4) словесное раздражение (отглагольные существительные) - словесный ответ; 5) словесное раздражение (прилагательные) - словесный ответ; 6) словесное раздражение (название предметов или действий) - ответ письменной речью; 7) раздражение письменной речью (название предметов или действий) - словесный ответ; 8) раздражение письменной речью (названия предметов или действий) - ответ письменной...

Иванова метод активирующей психотерапии

Иванова метод активирующей психотерапии (Иванов Н.В., 1963). Заключается в обучении больного проведению мотивированного самовнушения в целях противодействия определенным симптомам...

Иванова методика коллективной психотерапии

Иванова методика коллективной психотерапии (Иванов Н.В., 1958). Психотерапевтическая методика для лечения больных неврозами. Предполагает три этапа: на первом происходит индивидуальное обследование больного, условий его жизни, отношения к болезни. Цель - преодоление неправильного отношения к болезни. Второй этап характеризуется выявлением с каждым больным неблагоприятных влияний и травмирующих моментов, играющих роль в патогенезе невроза. Происходит эмоциональная перестройка больного, укрепляются новые динамические стереотипы. На заключительном этапе пропагандируется активное участие в общественной и производственной работе. Больные обучаются приемам противодействия некоторым невротическим симптомам. Коллективная психотерапия сочетается с индивидуальной работой с каждым больным группы. ...

Иванова структурно-ассоциативный эксперимент

Иванова структурно-ассоциативный эксперимент (Иванов В., 1965). Вариант ассоциативного эксперимента, цель которого - исследование грамматического и логического "структурирования" речи (мыслительной деятельности). В качестве словесного раздражителя используются незаконченные предложения, отличающиеся синтаксической структурой и отсутствием определенных частей речи. Позволяет обнаружить латентные проявления разорванности мышления, резонерства и начинающегося распада речи в тех случаях, когда клинически они еще мало...

Иванова-Смоленского симптом

Иванова-Смоленского симптом (Иванов-Смоленский А.Г., 1934). Находящийся в кататоническом ступоре больной может на устно задаваемые ему вопросы отвечать...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания