Exit Project: Глоссарий: Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям



МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением , которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям . Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями , так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства : удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности . МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна , организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик ( Г.У.Олпорт , Г.А.Мюррей , Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш ). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Ивановой методика обучающего эксперимента

Ивановой методика обучающего эксперимента (Иванова А.Я., 1965, 1969, 1976). Экспериментально-психологическая методика для оценки умственного развития детей. В основе - идея Л.С.Выготского о необходимости при изучении интеллектуального уровня детей учитывать зону ближайшего развития. Определяются степень и виды нарушения обучаемости. Помощь исследующего при этом дозируется количеством уроков-подсказох. Используются приемы классификации геометрических фигур, кубики Кооса. Методика позволяет дифференцировать различные формы аномалий умственного развития...

Иглоукалывание

Иглоукалывание. Один из методов рефлексотерапии, основанный на воздействии на физиологически активные точки поверхности тела, соответствующие проекции различных внутренних органов и систем организма.Син.: акупунктура, иглотерапия,...

Игра

Игра активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности . Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыты видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К.Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается...

Игра у животных

Игра у животных активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим, особенно хищникам и обезьянам, направленная на условное моделирование той или иной биологической формы взаимодействия с окружающим миром. Как правило, она возникает как сенсорнодвигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, направленная на предметы, которые в процессе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение сенсорных эталонов, совершенствование движений , координация элементов видоспецифического поведения...

Игровая терапия

Игровая терапия психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности . В начале 20хгг. Я.Морено предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека и назвал новый метод психодрамой. Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации , разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка...

Игровая терапия аутических детей

Игровая терапия аутических детей психотерапевтический метод, основанный на игровых занятиях с аутичными детьми, ориентированных прежде всего на установление положительного эмоционального контакта между ними и терапевтом. В этом процессе корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе), он становится более открытым к общению , увеличивается диапазон доступных ребенку действий с предметами. При этом используются рисование, игры с разнообразными игрушками, водой,...

Идеальное

Идеальное (от греч. idea вид, образ) философская категория, которая определяется, как правило, негативно, как противоположное...

Идентификация

Идентификация форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему...

Идентификация личности

Идентификация личности механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального научения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности , определение ценностных ориентаций и полоролевой...

Идеомоторика

Идеомоторика представление о реально выполнявшемся движении , в структуре которого имеются не только перцептивные элементы зрительные и мышечные образы, но и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче...

Идиотия

Наиболее глубокая умственная отсталость с отсутствием pечи и дpугих психических функций. Больные беспомощны, нуждаются в надзоpе и уходе. Pезко снижены и извpащены pеакции на окpужающее. Они не pазличают съедобного от несъедобного. Инстинкт самосохpанения отсутствует. Pезко снижены все виды чувствительности. Движения плохо кооpдиниpованы. Пpи отсутствии pечи они поpой издают нечленоpаздельные звуки. Чужую pечь не понимают. Hаpушено самообслуживание. Тpудовые навыки не выpабатываются. Очень легко возникает аффект...

Изард Кэррол

Изард (Izard) Кэррол (род. 1923) американский психолог. Защитил докторскую диссертацию в Сиракузском университете в НьюЙорке. Профессор психологии Делаверского университета. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций выделил три уровня: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интересвозбуждение, радость, удивление, горестраданиедепрессия, гневотвращениепрезрение, страхтревожность, стыдзастенчивость, вина. очинения. Эмоции человека. М.: Изд. Мос. Унив.,...

Избранные чаньские изречения

В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее....

Измерения в психологии

Измерения в психологии процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946г. американским психологом и психофизиком С.Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений , интервальная , порядковая и номинальная...

Изобразительные способности

Изобразительные способности система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка в 10, Микеланджело в 13. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие и опорные свойства. К ведущими относятся: художественное мышление и творческое воображение ; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированность сенсомоторных операций . Для проявления изобразительных способностей имеет значение не только умение передавать в изображении сходство с предметом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства , волевые качества...

Изолят

Изолят популяция ограниченной численности, которая на протяжении нескольких поколений находится в брачной изоляции от соседних групп. Выступает уникальным объектом психогенетических исследований, т.к. в таких группах могут ярко проявляться филогенетические признаки. Литература. ГаджиевА.Г. Антропология малых популяций Дагестана. Махачкала,...

Изоляция

Изоляция исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов , при психических заболеваниях). В подобных условиях проявляются побочные следствия изоляции в виде возникновения состояний дремоты, апатии , раздражительности, происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации...

Изоляция в психологии личности

Изоляция в психологии личности форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их...

Изохроматические таблицы

Изохроматические таблицы таблицы, служащие для проверки цветового зрения, на которых среди пятен одного цвета находятся пятна (цифры, буквы, фигуры) другого цвета с той же яркостью и насыщенностью. При дефектах цветового зрения эти пятна не различаются. Одним из вариантов подобных таблиц являются таблицы...

Иконическая память

Иконическая память (от греч. eikon изображение) сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям