РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm) - Психоаналитик, последователь Фрейда, в дальнейшем отошедший от ортодоксального Фрейдизма.
Родился 27 марта 1897 года в Галиции, бывшей в ту пору частью Австро-венгерской империи.
Детские годы провел, общаясь почти исключительно со своим младшим братом, в отношениях с которым парадоксально переплетались товарищество и соперничество.
После одной из сцен ревности устроенной мужем, его мать кончает жизнь самоубийством.
В возрасте 17 лет остался сиротой. Умер его отец.
1916 год. Райх оставляет свое разрушенное войной хозяйство и поступает на военную службу. Став офицером сражается в Италии.
После окончания войны поступает в медицинскую школу Венского университета. Здесь он всерьез увлекается психоанализом.
В университете знакомится с Анни Пинк, которая вскоре становится его женой.
1919 год. Райх вступает в Венское психоаналитическое общество и открывает собственную практику.
1922 год. Становится первым клиническим ассистентом Фрейда в основанной тем Венской психоаналитической клинике; позднее Райх становится вице-директором клиники.
1923 год. Выходит работа Райха “Генитальность с точки зрения психоаналитического прогноза и терапии”. Первая формулировка сексуально-экономической теории неврозов.
1924 год. Становится директором Семинара по психоаналитической терапии, первого учебного института психоанализа. Многие начинающие психоаналитики проходят у него личный психоанализ.
Психоаналитический конгресс в Зальцбурге. Райх вводит понятие “оргастической потенции” и формулирует экономический фактор невроза.
1925 год. Выходит в свет книга Райха “Инстинктивный характер”.
1927 год. Райх обращается к Фрейду с просьбой пройти у него личный психоанализ. Фрейд отказывается.
Свет увидела книга “Функция оргазма”.
1928 год. Основал в Вене “Социалистическое общество сексуальных исследований и консультирования по сексуальным вопросам”.
Труд Райха “К технике толкования и анализа сопротивления”. Первое изложение принципов анализа характера.
1929 год. Доклад Райха о профилактике неврозов на одном из ежемесячных собраний в квартире Фрейда поставил перед обществом проблему “Психоанализ и культура”.
Сентябрь 1930 года. Оставив врачебную практику и преподавание психоанализа, перебирается в Берлин. Здесь он глубоко включается в коммунистически ориентированное движение психического здоровья.
Книга Райха “Половая зрелость, воздержание, брачная мораль” – первый анализ проблемы полового воспитания.
Доклад Райха “Невроз как социальная проблема” на Третьем конгрессе сторонников сексуальных реформ.
1931 год. Книга Райха “Взлом сексуальной морали. К истории сексуальной экономики”. Выяснение социально-экономических корней сексуального вытеснения.
Книга “Анализ характера” – первое обстоятельное изложение техники терапии неврозов, основанной на анализе характера.
Апрель 1933 года. Большинство психоаналитиков не разделяют политических взглядов Райха, а политические единомышленники не одобряют его радикальных программ сексуального просвещения. В результате он исключен из компартии.
Выступление на собрании студентов Венского университета.
Книга “Массовая психология фашизма”. Первое применение сексуальной социологии к исследованию проблем политического иррационализма.
1934 год. Книга “Психический контакт и вегетативное течение”. Первый прорыв исследования, основанного на анализе характера, в биологическую основу невроза.
Исключен из Международной психоаналитической ассоциации.
Расставшись со своей женой из-за личных, профессиональных и политических разногласий, уезжает из Германии в Данию. Позднее к нему присоединяется Эльза Линденберг, которая становится его второй женой.
Не задержавшись долго в Дании под давлением общественности, супруги вынуждены перебраться в Швецию. Затем в Норвегию, где удалось прожить пять лет. Ухудшились его отношения с Эльзой, которая в конце концов ушла от него.
1936 год. Книга Райха “Сексуальность в борьбе культур”. Попытка обоснования сексуальной социологии нашего времени на основе сексуальной экономики.
1937 год. Книга “Экспериментальные результаты исследований электрической функции сексуальности и страха”. Экспериментальное обоснование противоречия между сексуальностью и страхом.
1938 год. Книга Райха “Бион. К возникновению вегетативной жизни”. Первое обстоятельное изложение экспериментальных данных о процессе биогенеза.
1939 - 1950 годы. Райху предложен пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, и он переехал в США. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже – третьей женой.
Основан Институт оргона. Райх открывает оргонное излучение у некоторых культур биона.
Сообщение Райха о некоторых промежуточных результатах его деятельности – “Бионные эксперименты над проблемой рака”.
1941 год. Райх открывает оргонное излучение в атмосфере и почве. Начинает эксперименты с оргонным облучением при раковых заболеваниях.
1950 год. Начал экспериментирование с аккумуляторами оргонной энергии.
1954 год. Теория и практика Райха официально объявлены несостоятельными и на использование оргонных аккумуляторов наложен запрет. Райх пытается протестовать, подчеркивая, что научного опровержения его позиции никто так и не представил, а органы правосудия не правомочны выносить вердикт по научной проблеме. Согласно повторному распоряжению, все публикации Райха, посвященные оргонной энергии, подлежат сожжению, а ему самому за неуважение к суду надлежит провести два года в тюрьме.
Ноябрь 1957 года. Там, в пенсильванской тюрьме он и умер от сердечного приступа.
Основные работы:
“Инстинктивный характер” (1925);
“Функция оргазма” (1927);
“Половая зрелость, воздержание, брачная мораль” (1930);
“Взлом сексуальной морали. К истории сексуальной экономики” (1931);
“Анализ характера” (1931);
“Массовая психология фашизма” (1933);
“Психический контакт и вегетативное течение” (1934);
“Сексуальность в борьбе культур” (1936);
“Экспериментальные результаты исследований электрической функции сексуальности и страха” (1937);
“Бион. К возникновению вегетативной жизни” (1938);
“Раковая биопатия” (1948 год);
Литература:
Дж. Браун “Психология Фрейда и постфрейдисты” (М., 1997);
С. Степанов “Психология в лицах” (М., 2001);
В. Райх “Анализ характера” (М., 2000);
В. Райх “Сексуальная революция” (М., 1997);
В. Райх “Функция оргазма” (М., 1997).
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Ивановой методика обучающего эксперимента (Иванова А.Я., 1965, 1969, 1976). Экспериментально-психологическая методика для оценки умственного развития детей. В основе - идея Л.С.Выготского о необходимости при изучении интеллектуального уровня детей учитывать зону ближайшего развития. Определяются степень и виды нарушения обучаемости. Помощь исследующего при этом дозируется количеством уроков-подсказох. Используются приемы классификации геометрических фигур, кубики Кооса. Методика позволяет дифференцировать различные формы аномалий умственного развития...
Иглоукалывание. Один из методов рефлексотерапии, основанный на воздействии на физиологически активные точки поверхности тела, соответствующие проекции различных внутренних органов и систем организма.Син.: акупунктура, иглотерапия,...
Игра активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности . Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыты видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К.Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается...
Игра у животных активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим, особенно хищникам и обезьянам, направленная на условное моделирование той или иной биологической формы взаимодействия с окружающим миром. Как правило, она возникает как сенсорнодвигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, направленная на предметы, которые в процессе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение сенсорных эталонов, совершенствование движений , координация элементов видоспецифического поведения...
Игровая терапия психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности . В начале 20хгг. Я.Морено предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека и назвал новый метод психодрамой. Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации , разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка...
Игровая терапия аутических детей психотерапевтический метод, основанный на игровых занятиях с аутичными детьми, ориентированных прежде всего на установление положительного эмоционального контакта между ними и терапевтом. В этом процессе корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе), он становится более открытым к общению , увеличивается диапазон доступных ребенку действий с предметами. При этом используются рисование, игры с разнообразными игрушками, водой,...
Идеальное (от греч. idea вид, образ) философская категория, которая определяется, как правило, негативно, как противоположное...
Идентификация форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему...
Идентификация личности механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального научения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности , определение ценностных ориентаций и полоролевой...
Идеомоторика представление о реально выполнявшемся движении , в структуре которого имеются не только перцептивные элементы зрительные и мышечные образы, но и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче...
Наиболее глубокая умственная отсталость с отсутствием pечи и дpугих психических функций. Больные беспомощны, нуждаются в надзоpе и уходе. Pезко снижены и извpащены pеакции на окpужающее. Они не pазличают съедобного от несъедобного. Инстинкт самосохpанения отсутствует. Pезко снижены все виды чувствительности. Движения плохо кооpдиниpованы. Пpи отсутствии pечи они поpой издают нечленоpаздельные звуки. Чужую pечь не понимают. Hаpушено самообслуживание. Тpудовые навыки не выpабатываются. Очень легко возникает аффект...
Изард (Izard) Кэррол (род. 1923) американский психолог. Защитил докторскую диссертацию в Сиракузском университете в НьюЙорке. Профессор психологии Делаверского университета. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций выделил три уровня: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интересвозбуждение, радость, удивление, горестраданиедепрессия, гневотвращениепрезрение, страхтревожность, стыдзастенчивость, вина. очинения. Эмоции человека. М.: Изд. Мос. Унив.,...
В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее....
Измерения в психологии процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946г. американским психологом и психофизиком С.Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений , интервальная , порядковая и номинальная...
Изобразительные способности система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка в 10, Микеланджело в 13. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие и опорные свойства. К ведущими относятся: художественное мышление и творческое воображение ; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированность сенсомоторных операций . Для проявления изобразительных способностей имеет значение не только умение передавать в изображении сходство с предметом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства , волевые качества...
Изолят популяция ограниченной численности, которая на протяжении нескольких поколений находится в брачной изоляции от соседних групп. Выступает уникальным объектом психогенетических исследований, т.к. в таких группах могут ярко проявляться филогенетические признаки. Литература. ГаджиевА.Г. Антропология малых популяций Дагестана. Махачкала,...
Изоляция исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов , при психических заболеваниях). В подобных условиях проявляются побочные следствия изоляции в виде возникновения состояний дремоты, апатии , раздражительности, происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации...
Изоляция в психологии личности форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их...
Изохроматические таблицы таблицы, служащие для проверки цветового зрения, на которых среди пятен одного цвета находятся пятна (цифры, буквы, фигуры) другого цвета с той же яркостью и насыщенностью. При дефектах цветового зрения эти пятна не различаются. Одним из вариантов подобных таблиц являются таблицы...
Иконическая память (от греч. eikon изображение) сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]