Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Икскюль (Uxkull) Якоб фон

Икскюль (Uxkull) Якоб фон (1864 1944) немецкий биолог, зоопсихолог, философ, один из основателей зоосемиотики. Автор теории функционального круга . Сочинения. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin, 1921; Bedeutunglehre. Leipzig, 1944; Theoretische Biologie. Frankfurt, 1973. Литература. SebeokTh. Theorie und Geschichte der Semiotik. Reinbeck,...

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия (от лат. illusere обманывать) частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды иллюзий: 1.Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне. 2.Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными. 3.Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов. 4.Распространение признаков целой фигуры...

Иллюзия Аристотеля

Иллюзия Аристотеля осязательная иллюзия , при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два...

Иллюзия луны

Иллюзия луны зрительная иллюзия . Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в...

Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Иллюзия тяжести А.Шарпантье искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более...

Ильенков Эвальд Васильевич

Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск 21.03.1979) отечественный психолог. После окончания московской школы в 1941г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 19461953гг. учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К.Маркса К критике политической экономии. С 1953г. работал сначала младшим, а с 1961г. старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968г. защитил докторскую диссертацию на тему К вопросу о природе мышления. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 60егг. обратился к работам И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, освещающим работу...

Имажинативная психотерапия

Имажинативная психотерапия (от лат imagо образ, подобие и греч. psyche - душа + theraрeia лечение) класс методов психотерапии. Основана на приемах погружения в разные слои психического за счет целенаправленного вызывания образов воображения и дальнейшей работы с обнаруженными таким образом внутренними конфликтами. В отличие от классической психотерапии, главными здесь выступают отношения не пациент терапевт, а пациент его образы. Наиболее известны методы, разработанные Лейнером ( психотерапия кататимного переживания образов ), Epstein,...

Имплицитная теория личности

Имплицитная теория личности (от англ imрlicit невыраженный и греч. theoria исследование) представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни, авторы Дж.Брунер и Р.Тагиури (1954г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном...

Импрессивная речь

Импрессивная речь (от лат impressio впечатление) понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных...

Импринтинг

Импринтинг понятие, введенное К.Лоренцом , обозначающее раннее запечатление у животных . Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции , связанные прежде всего с ориентировкой на...

Импульсивность

Импульсивность черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением . При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте. Для диагностики...

Ингруппа

Ингруппа группа, к которой индивид относит самого себя, с которой он себя идентифицирует. Противоположна аутгруппе. Автор Г.Тэджфел . Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor,...

Ингрупповой фаворитизм

Ингрупповой фаворитизм (от греч. favor благосклонность) стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать своей группе ( ингруппе ) в ущерб другой (аутгруппе). Показано, что эта стратегия может не проявляться, если существуют более общие (надгрупповые) цели и ценности, при явности используемых критериев оценки и др. Противоположен аутгруппому фаворитизму . Автор Г.Тэджфел . Синоним внутригрупповой фаворитизм. Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor, 1974; АгеевВ.С. Психология межгрупповых отношений. М.,...

Индивидуальная психология

Индивидуальная психология направление глубинной психологии, основанное А.Адлером . В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает неделимый, выражается его кредо исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное . Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за...

Индивидуальная терапия

Индивидуальная терапия (от лат. individuum неделимое и theraрeia лечение) форма психотерапии , разработанная в рамках индивидуальной психологии , автор А.Адлер . Характеризуется ориентированностью не на устранение отдельных симптомов, а на изменение всего поведения пациента и переориентацию его личности на новые цели. Для этого требуется прежде всего поддержка терапевта в борьбе пациента с чувством собственной неполноценности, которое рассматривается как ядро кристаллизации всех невротических нарушений. Динамика. При проведении проходит ряд этапов: анализа жизненного стиля пациента, который является выражением проблем пациента и одним их основных потребителей его душевной энергии, помощи пациенту в осознании им ложности его целей и образа жизни, инициации больного...

Индивидуально–психологические различия

Индивидуальнопсихологические различия достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон индивидуальнопсихологических различий может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования индивидуальнопсихологических различий берет начало в работах Ф.Гальтона , А.Бине . В качестве основных критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. А.Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М.Джордан на рассуждающий и активный типы; У.Джемс на рациональный и эмпирический; Г.Гросс на глубокоузкий и мелкоширокий. Э.Шпрангер , Э.Кречмер , У.Шелдон , К.Г.Юнг также предложили свои типологии. В...

Индивидуальность

Индивидуальность (от лат. indiduum неделимое, особь) понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному...

Индивидуальные различия памяти

Индивидуальные различия памяти преимущественная выраженность у индивида одного из видов памяти, в которой материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, для некоторых информация, существующая в виде текста, лучше запоминается при его зрительном восприятии , для других при восприятии на слух. Наиболее развит оказывается тот вид памяти, который наиболее часто...

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход психологопедагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого...

Индивидуальный стиль деятельности

Индивидуальный стиль деятельности достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание ,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна