Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.
Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).
На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).
Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).
Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).
В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.
Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.
После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).
В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.
Литература:
В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Икскюль (Uxkull) Якоб фон (1864 1944) немецкий биолог, зоопсихолог, философ, один из основателей зоосемиотики. Автор теории функционального круга . Сочинения. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin, 1921; Bedeutunglehre. Leipzig, 1944; Theoretische Biologie. Frankfurt, 1973. Литература. SebeokTh. Theorie und Geschichte der Semiotik. Reinbeck,...
Иллюзии восприятия (от лат. illusere обманывать) частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды иллюзий: 1.Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне. 2.Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными. 3.Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов. 4.Распространение признаков целой фигуры...
Иллюзия Аристотеля осязательная иллюзия , при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два...
Иллюзия луны зрительная иллюзия . Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в...
Иллюзия тяжести А.Шарпантье искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более...
Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск 21.03.1979) отечественный психолог. После окончания московской школы в 1941г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 19461953гг. учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К.Маркса К критике политической экономии. С 1953г. работал сначала младшим, а с 1961г. старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968г. защитил докторскую диссертацию на тему К вопросу о природе мышления. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 60егг. обратился к работам И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, освещающим работу...
Имажинативная психотерапия (от лат imagо образ, подобие и греч. psyche - душа + theraрeia лечение) класс методов психотерапии. Основана на приемах погружения в разные слои психического за счет целенаправленного вызывания образов воображения и дальнейшей работы с обнаруженными таким образом внутренними конфликтами. В отличие от классической психотерапии, главными здесь выступают отношения не пациент терапевт, а пациент его образы. Наиболее известны методы, разработанные Лейнером ( психотерапия кататимного переживания образов ), Epstein,...
Имплицитная теория личности (от англ imрlicit невыраженный и греч. theoria исследование) представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни, авторы Дж.Брунер и Р.Тагиури (1954г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном...
Импрессивная речь (от лат impressio впечатление) понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных...
Импринтинг понятие, введенное К.Лоренцом , обозначающее раннее запечатление у животных . Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции , связанные прежде всего с ориентировкой на...
Импульсивность черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением . При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте. Для диагностики...
Ингруппа группа, к которой индивид относит самого себя, с которой он себя идентифицирует. Противоположна аутгруппе. Автор Г.Тэджфел . Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor,...
Ингрупповой фаворитизм (от греч. favor благосклонность) стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать своей группе ( ингруппе ) в ущерб другой (аутгруппе). Показано, что эта стратегия может не проявляться, если существуют более общие (надгрупповые) цели и ценности, при явности используемых критериев оценки и др. Противоположен аутгруппому фаворитизму . Автор Г.Тэджфел . Синоним внутригрупповой фаворитизм. Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor, 1974; АгеевВ.С. Психология межгрупповых отношений. М.,...
Индивидуальная психология направление глубинной психологии, основанное А.Адлером . В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает неделимый, выражается его кредо исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное . Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за...
Индивидуальная терапия (от лат. individuum неделимое и theraрeia лечение) форма психотерапии , разработанная в рамках индивидуальной психологии , автор А.Адлер . Характеризуется ориентированностью не на устранение отдельных симптомов, а на изменение всего поведения пациента и переориентацию его личности на новые цели. Для этого требуется прежде всего поддержка терапевта в борьбе пациента с чувством собственной неполноценности, которое рассматривается как ядро кристаллизации всех невротических нарушений. Динамика. При проведении проходит ряд этапов: анализа жизненного стиля пациента, который является выражением проблем пациента и одним их основных потребителей его душевной энергии, помощи пациенту в осознании им ложности его целей и образа жизни, инициации больного...
Индивидуальнопсихологические различия достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон индивидуальнопсихологических различий может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования индивидуальнопсихологических различий берет начало в работах Ф.Гальтона , А.Бине . В качестве основных критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. А.Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М.Джордан на рассуждающий и активный типы; У.Джемс на рациональный и эмпирический; Г.Гросс на глубокоузкий и мелкоширокий. Э.Шпрангер , Э.Кречмер , У.Шелдон , К.Г.Юнг также предложили свои типологии. В...
Индивидуальность (от лат. indiduum неделимое, особь) понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному...
Индивидуальные различия памяти преимущественная выраженность у индивида одного из видов памяти, в которой материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, для некоторых информация, существующая в виде текста, лучше запоминается при его зрительном восприятии , для других при восприятии на слух. Наиболее развит оказывается тот вид памяти, который наиболее часто...
Индивидуальный подход психологопедагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого...
Индивидуальный стиль деятельности достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание ,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]