Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .
Индивидуация (от лат. individuum неделимое) теоретический конструкт аналитической психологии , автор К.Г.Юнг . Человеческое развитие на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта. Начиная с детского возраста, когда индивидуальность ребенка еще неотделима от семейного окружения, может продолжаться всю жизнь, достигая, как правило, особого драматизма к 35годам жизни (возраст поворота жизни), когда человек должен оставить все то, что принадлежало ему в первой стадии его жизни. За счет переработки неосознаваемое до сих пор содержание личного или коллективного бессознательного ( архетипы , комплексы) включается в душевную организацию как особая ценность. При этом Я индивида начинает ориентироваться не на внешний мир, а на самость...
Индиго этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления регрессии поведения с внезапно наступающим изменением сознания с неконтролируемым стремлением есть человеческое мясо (ParkerS. The wittiko psychosis in the context of Ojiba personality and culture, Amer. Antropologist, 1960, 62, p.603623). Первоначально был описан у индейцев Канады именно как отклонение от нормального состояния и принятых правил еще в ХVIII столетии, но по свидетельству М.Купера имел место и нашем столетии...
Индикатор Индикатор (от лат. indicator указатель) техническое устройство для символического отображения информации о процессах, происходящих в предмете...
Индукция (от лат. inductio выведение) процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие: всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие); всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина; если варьирует причина, варьирует и феномен; если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные...
Индуцированные цвета цвета, которые можно получить за счет вращения со скоростью 56 оборотов/с. диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, и на белой половине которого нанесены концентрические черные дуги. Цвет, который воспринимается наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра...
Индуцированный психоз (от лат. inducere вводить и греч. psyche душа) форма психоза . Изначально непроизвольное и навязанное воспроизведение индивидом тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком, с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаше всего параноика или кверулянта. Чаще всего идеи преследования, контролирования извне, убеждения в высшем происхождении. Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия (контроль за питанием при боязни отравления, укрепление жилища при бреде преследования, религиозные бдения и...
Инертность (от лат. inertia неподвижность, бездеятельность) понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности нервной системы. Характеризуется трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной, и наоборот. При патологических нарушениях, например при поражении лобных долей, инертность может выражаться в виде персеверации...
Инженерная психология раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: 1.Изучение структуры операторской деятельности , ее психофизиологических и психологических аспектов; 2.Инженернопсихологическое проектирование; 3.Психологическое обеспечение научной организации труда ; 4. Профессиональный отбор , подбор, обучение и расстановка...
Инкубация (от лат. incubatiо высиживание яиц) третья стадия творческого процесса, автор Г.Уоллес (1926г.). Уоллес выделял четыре стадии творческого процесса: подготовку, созревание (инкубацию), озарение и проверку. На стадии инкубации индивид на некоторое время откладывает решение проблемы и переключается на другую деятельность. Считается, что на этой стадии проблема обрабатывается в фоновом режиме, в области бессознательного (сновидения, ассоциации и...
Научный журнал, издаваемый Институтом психологии Российской академии наук с 1993г. в Москве. Периодичность: 2номера в год. Главный редактор: Т.Н.Ушакова. Журнал ставит своей целью знакомство отечественной читательской аудитории как с фундаментальными, так и с практическими разработками в области психологии и смежных наук за рубежом. Статьи, прежде всего переводные, организованы по рубрикам: тематическое ядро, объединяющее ряд статей по какойлибо одной проблеме, специальные области психологии, методики, психологические центры, обзоры и...
Инсайт (от англ. insight проницательность, проникновение в суть) понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925г. В.Келером . Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К.Дункером и М.Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления , при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате...
Инстинкты животных (от лат. instinctus побуждение) генетически запрограммированные формы поведения животных, связанные прежде всего с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида. Обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения , выразительные позы , психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более...
Инструментальная агрессия агрессивное поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат какимто позитивным...
Инструментальное осязание процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные сигналы, обусловлены соприкосновением руки с...
Инструментальные и терминальные ценности модель ценностных ориентаций. Автор М.Рокич. В основе этой модели лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяется два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения обычных целей (инструментальные). В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором. Терминальными ценностями, т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода,...
Интегративная психология (от лат. integer целый и греч. psyche душа + logos учение) направление в немецкой характерологии , автор Э.Йенш . Выделение характерологических типов было основано на выраженности и особенностях образных (эйдетических) представлений. Это было зафиксировано в типологии эйдетических представлений...
Интеллект (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурногенетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций . В факторноаналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы ( Ч.Спирмен , Л.Терстоун , Х.Айзенк , С.Барт , Д.Векслер , Ф.Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство...
Интеллектуализация форма психологической защиты. Характеризуется неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации...
Интеллектуальные операции термин, предложенный Ж.Пиаже для обозначения действий , перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние и возвращение его к исходному). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятий сохранения . Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональном мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций (от 11 12...
Интеллектуальные персеверации навязчивое воспроизведение одних и тех же, часто неадекватных интеллектуальных операций , которое возникает при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью . Чаще всего появляются в виде серийных интеллектуальных действий (арифметический счет, установление аналогий,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]