Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Индивидуация

Индивидуация (от лат. individuum неделимое) теоретический конструкт аналитической психологии , автор К.Г.Юнг . Человеческое развитие на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта. Начиная с детского возраста, когда индивидуальность ребенка еще неотделима от семейного окружения, может продолжаться всю жизнь, достигая, как правило, особого драматизма к 35годам жизни (возраст поворота жизни), когда человек должен оставить все то, что принадлежало ему в первой стадии его жизни. За счет переработки неосознаваемое до сих пор содержание личного или коллективного бессознательного ( архетипы , комплексы) включается в душевную организацию как особая ценность. При этом Я индивида начинает ориентироваться не на внешний мир, а на самость...

Индиго

Индиго этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления регрессии поведения с внезапно наступающим изменением сознания с неконтролируемым стремлением есть человеческое мясо (ParkerS. The wittiko psychosis in the context of Ojiba personality and culture, Amer. Antropologist, 1960, 62, p.603623). Первоначально был описан у индейцев Канады именно как отклонение от нормального состояния и принятых правил еще в ХVIII столетии, но по свидетельству М.Купера имел место и нашем столетии...

Индикатор

Индикатор Индикатор (от лат. indicator указатель) техническое устройство для символического отображения информации о процессах, происходящих в предмете...

Индукция

Индукция (от лат. inductio выведение) процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие: всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие); всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина; если варьирует причина, варьирует и феномен; если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные...

Индуцированные цвета

Индуцированные цвета цвета, которые можно получить за счет вращения со скоростью 56 оборотов/с. диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, и на белой половине которого нанесены концентрические черные дуги. Цвет, который воспринимается наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра...

Индуцированный психоз

Индуцированный психоз (от лат. inducere вводить и греч. psyche душа) форма психоза . Изначально непроизвольное и навязанное воспроизведение индивидом тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком, с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаше всего параноика или кверулянта. Чаще всего идеи преследования, контролирования извне, убеждения в высшем происхождении. Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия (контроль за питанием при боязни отравления, укрепление жилища при бреде преследования, религиозные бдения и...

Инертность

Инертность (от лат. inertia неподвижность, бездеятельность) понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности нервной системы. Характеризуется трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной, и наоборот. При патологических нарушениях, например при поражении лобных долей, инертность может выражаться в виде персеверации...

Инженерная психология

Инженерная психология раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: 1.Изучение структуры операторской деятельности , ее психофизиологических и психологических аспектов; 2.Инженернопсихологическое проектирование; 3.Психологическое обеспечение научной организации труда ; 4. Профессиональный отбор , подбор, обучение и расстановка...

Инкубация

Инкубация (от лат. incubatiо высиживание яиц) третья стадия творческого процесса, автор Г.Уоллес (1926г.). Уоллес выделял четыре стадии творческого процесса: подготовку, созревание (инкубацию), озарение и проверку. На стадии инкубации индивид на некоторое время откладывает решение проблемы и переключается на другую деятельность. Считается, что на этой стадии проблема обрабатывается в фоновом режиме, в области бессознательного (сновидения, ассоциации и...

Иностранная психология

Научный журнал, издаваемый Институтом психологии Российской академии наук с 1993г. в Москве. Периодичность: 2номера в год. Главный редактор: Т.Н.Ушакова. Журнал ставит своей целью знакомство отечественной читательской аудитории как с фундаментальными, так и с практическими разработками в области психологии и смежных наук за рубежом. Статьи, прежде всего переводные, организованы по рубрикам: тематическое ядро, объединяющее ряд статей по какойлибо одной проблеме, специальные области психологии, методики, психологические центры, обзоры и...

Инсайт

Инсайт (от англ. insight проницательность, проникновение в суть) понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925г. В.Келером . Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К.Дункером и М.Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления , при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате...

Инстинкты животных

Инстинкты животных (от лат. instinctus побуждение) генетически запрограммированные формы поведения животных, связанные прежде всего с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида. Обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения , выразительные позы , психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более...

Инструментальная агрессия

Инструментальная агрессия агрессивное поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат какимто позитивным...

Инструментальное осязание

Инструментальное осязание процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные сигналы, обусловлены соприкосновением руки с...

Инструментальные и терминальные ценности

Инструментальные и терминальные ценности модель ценностных ориентаций. Автор М.Рокич. В основе этой модели лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяется два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения обычных целей (инструментальные). В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором. Терминальными ценностями, т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода,...

Интегративная психология

Интегративная психология (от лат. integer целый и греч. psyche душа + logos учение) направление в немецкой характерологии , автор Э.Йенш . Выделение характерологических типов было основано на выраженности и особенностях образных (эйдетических) представлений. Это было зафиксировано в типологии эйдетических представлений...

Интеллект

Интеллект (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурногенетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций . В факторноаналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы ( Ч.Спирмен , Л.Терстоун , Х.Айзенк , С.Барт , Д.Векслер , Ф.Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство...

Интеллектуализация

Интеллектуализация форма психологической защиты. Характеризуется неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации...

Интеллектуальные операции

Интеллектуальные операции термин, предложенный Ж.Пиаже для обозначения действий , перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние и возвращение его к исходному). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятий сохранения . Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональном мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций (от 11 12...

Интеллектуальные персеверации

Интеллектуальные персеверации навязчивое воспроизведение одних и тех же, часто неадекватных интеллектуальных операций , которое возникает при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью . Чаще всего появляются в виде серийных интеллектуальных действий (арифметический счет, установление аналогий,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)