Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Психология

Давыдов В.В. Психология



Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов. На разных стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный орган нервная система и мозг, определенной функцией которых является психика. Мозг как особая часть тела человека является органом его психики (сознания). Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественноисторическую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов. К.Маркс, характеризуя связь идеальных образов с общественным характером труда человека, писал: ...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой он осуществляет вместе с тем и сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинить свою волю (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.189). Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественноисторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного. Ориентация поведения животного и деятельности человека осуществляется различными по содержанию нуждами, потребностями, эмоциями и целями, а также образами различного типа перцептивными, мнемическими и интеллектуальными. В основе поведения животных лежат их инстинкты, т.е. единство врожденных нужд и потребностей с врожденными же способами их удовлетворения. Деятельность человека, сохраняя врожденность органических нужд и потребностей, вместе с тем не имеет врожденных способов их удовлетворения, т.е. не имеет инстинктивной основы. Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественнокультурное происхождение. Сознательный характер деятельности человека определяет своеобразие его перцептивных, мнемических и интеллектуальных образов, своеобразие его чувств и воли (например, люди в отличие от всех животных обладают воображением и абстрактноречевым мышлением). Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.). В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории потребности, образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива и т.д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основание, стволом всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, психогенетика, психодиагностика, психосемантика, психология искусства, психология спорта, психология труда, психология управления, психотерапия, психофизиология, социальная психология, сравнительная психология и др.). Дифференциальноинтеграционные процессы, превратившие психологию в куст отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Исторический очерк. Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозномифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином душа). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь? Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие. Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих так или иначе объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что всетаки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности. Парадоксальность описка состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты О душе, Происхождение животных и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: (Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным) (Аристотель. О душе. М., 1937, с.42). Предвидение это усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой (душой), осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем, в будущем, которого еще нет! Образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта. Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: Ожидание относится к вещам будущим, память к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет (Августин. Творения. Киев, 19001905, ч.2, с.302303). В XVIIXVIIIвв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию ассоциаций как закономерных связей психических явлений, определяемых связями телесных явлений. В XVIIIв. была поставлена проблема различных уровней нервнопсихической организации (Д.Дидро, П.Ж.Кабинис и др.) и проблема развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (К.Гельвеций). В психофизиологии XIXв. Г.Гельмгольц показал недостаточность анатомофизиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют бессознательные умозаключения. Ч.Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В.Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии). На рубеже XIXXXвв. сложился созданный З.Фрейдом психоанализ, исследующий сферу бессознательного (неосознаваемого в психике человека). В начале XXв. важным течением психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать динамику внешних телесных реакций на стимул. Это направление стремилось найти всем проявлениям психики чисто поведенческие эквиваленты (мышление реакции речевого аппарата; чувство реакции внутренних органов и т.п.). Другой влиятельной школой в психологии выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психики. В 3070гг. сложилась научная школа Ж.Пиаже, изучающая становление интеллектуальных структур в процессе онтогенеза (представителя этой школы начали широко исследовать достижения математической логики). В середине века в недрах психоанализа возник неофрейдизм, связывающий бессознательную психику с социальными факторами (Э.Фромм и др.). Возникла так называемая гуманистическая психология, утверждающая, что использование объективных методов изучения личности ведет ее к дегуманизации (А.Маслоу и др.). В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 2030гг. была разработана культурноисторическая теория психического развития человека (научная школа Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и др.). В научных школах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н.Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна и др.). Серьезное воздействие на развитие мировой психологии оказывает происшедшая в условиях современной научнотехнической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являющихся прежде уникальным достоянием человеческой психики функции накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретикоинформационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логикоматематического аппарата, компьютеров и других средств. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научнотехнический прогресс. Изучение проблем искусственного интеллекта, с одной стороны, творчества с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как функциональных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическом анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дельнейшего развития. Литература. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. В 2х тт. М., 1980. БернштейнН.А. Физиология движений и активность. М., 1990. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6ти тт. М., 19821984. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. ПиажеЖ. Избранные психологические труды. М., 1969. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М., 1989. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961. Экспериментальная психология: Пер. с фр. 15 тт. Ред.сост. П.Фресс и Ж.Пиаже. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. М., 1985. MisiakH., SextonV. History of Psychology. N.Y.L., 1968. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Интенсивность ощущения

Интенсивность ощущения субъективная выраженность ощущения, связанного с какимлибо раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Были предложны различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г.Фехнера эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой. В законе С.Стивенса она имеет вид степенной зависимости. Существенное влияние на характер связи ощущения с раздражителем имеет функциональное состояние анализатора...

Интенция

Интенция (от лат. intentio внимание, стремление) направленность сознания на тот или иной...

Интерактивная психотерапия

Интерактивная психотерапия (от англ. interactive взаимодействующие друг с другом) метод глубинной психотерапии, условием которого является достижение его участников измененных состояниях сознания. Весь процесс состоит из предварительного обучения, когда вырабатываются навыки работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания; реальных погружений в измененные состояния сознания, когда проводится активная рефлективной работой с последующим анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий; использования навыков интерактивной рефлективной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни. Для погружения в измененные состояния сознания могут использоваться: интенсивное дыхание; медиативная практика; гипнотическое воздействие, а также естественные сновидные состояния до сна или сразу после него....

Интеракционизм

Интеракционизм (от англ. interaction взаимодействие) психологическое направление. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные...

Интервальная шкала

Интервальная шкала метрическая шкала, отображающая помимо отношений наименований и порядка еще и отношение расстояний между парами объектов. Для такой шкалы возможно любое положительное линейное преобразование. По интервальной шкале происходит измерение физической температуры (шкалы Цельсия, Фаренгейта), а также различных субъективных феноменов по методу парного...

Интерес

Интерес эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой...

Интерорецепторы

Интерорецепторы (от лат. interior внутренний и receptor принимающий) окончания центростремительных нервов, находящиеся во внутренних органах или тканях организма и служащие для индикации постоянства внутренней среды организма. Интерорецепторы находятся в сосудах, тканях, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках. По функциям, которые выполняют интерорецепторы, выделяют механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей; хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма; терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры; осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления; ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние...

Интерференция

Интерференция (от лат. inter взаимно, между собой и ferio ударяю, поражаю) взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания...

Интерференция навыков

Интерференция навыков перенос уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие , приводящий к затруднениям выполнения нового...

Интроверсия по Айзенку

Интроверсия по Айзенку (от лат. intrо внутри) личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться, холоден. Ориентирован на...

Интроверсия по Юнгу

Интроверсия по К.Г.Юнгу (от лат. intrо внутри) личностная ориентация. Интроверт характеризуется как сознающий, думающий и судящий...

Интроекция

Интроекция (от лат. intrо внутри) психоаналитическое понятие, автор Ш.Ференци . Включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. FerencziS. Introjektion und Ubertragung // Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch. 1, 1910, p.422457, в рус.пер. Интроекция и перенесение. Одесса,...

Интроспективная психология

Интроспективная психология ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р.Декарта и Дж.Локка , основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом чужое сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения . К данному направлению можно отнести школу В.Вундта , структурную психологию Э.Титченера , психологию акта Ф.Брентано , Вюрцбургскую школу , а также Л.М.Лопатина , Г.И.Челпанова...

Интроспекция

Интроспекция (от лат. introspecto смотрю внутрь) метод психологического анализа . Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта , который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка , разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую , систематическую и феноменологическое самонаблюдение...

Интуиция

Интуиция (от лат. intueri пристально, внимательно смотреть) отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических...

Инфантилизм

Инфантилизм (от лат. infantilis детский) форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве,...

Инфляция

Инфляция (от лат. inflatio вздутие) состояние сознания, автор К.Г.Юнг . Затопление сознания содержанием, берущим начало в коллективном бессознательном и связанным, прежде всего, с энергией либидо . Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь, то происходит нарушение рациональных установок Я и возможно бегство в психоз, т.е. возвращение индивида в коллективное бессознательное. Рассматривается как ступень индивидуации , которую необходимо пройти. Этот процесс является противоположным дефляции...

Информационная модель

Информационная модель система сигналов, свидетельствующих о динамике объекта управления, условиях внешней среды и состоянии самой системы управления. В качестве информационной модели могут служить наглядные изображения (фото, кино, видео), знаки (текст, знаковое табло), графические модели (график, чертеж, блоксхема) и комбинированные изображения (мнемосхема,...

Информационное поле рабочего места человека–оператора

Информационное поле рабочего места человекаоператора субъективное пространство человекаоператора, в котором размещены ключевые источники поступающих сигналов о выполняемых в его деятельности операциях...

Информационный подход

Информационный подход методологическая установка, в соответствии с которой все психологические процессы рассматриваются как сложная система процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определенные видоизменения, происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия . В результате применения подобного подхода происходит построение модели исследуемого психического процесса, которая составлена из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и реализующих определенные...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Психология