О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания, направленность селективности внимания, чувство, что объект или событие представляет для субъекта значение, приятное чувство, сопровождающее деятельность, которая беспрепятственно достигает цели, чувство, без которого не должно проходить обучение, стремление постоянно воспринимать признаки предмета. Введение. Теория интересов. 1.H.D.Carter (1940) первый, кто попытался дать интеграцию различных эмпирических данных в теории развития профессиональных интересов. При этом он оставался в плане гипотез, не выходивших за рамки наметившихся в научной литературе тенденций. Это были следующие гипотезы: молодой человек, за счет развития профессиональных интересов, пытается практически адаптироваться к условиям окружающего мира; в этой адаптации он ограничен определенными внешними реалиями, которые определяются через домашнее окружение, личность родителей, друзей, доступность культурных ресурсов; кроме того данная адаптация ограничена другими реальностями, которые молодой человек не может контролировать, такими как его врожденные качества (телесные свойства, энергия, психические способности и т.д.); адаптация зависит от субъективных факторов (это, например, идентификация с определенными группами). За счет такой адаптации достигается удовлетворение и завоевывается определенный статус. У человека формируется интерес к определенной деятельности, приобретает опыт в ней, в силу чего достигается соответствие профессии или профессиональной группе. Но подобная адаптация может и не удастся, например, изза недостаточности способностей. Тогда процесс идентификации и адаптации нарушается, и следует новая попытка адаптации. В рамках профессиональной адаптации образец профессиональных интересов постепенно кристаллизируется, тесно увязываясь с чувством самости. Такой образец субъективное образование и принадлежит включается в деятельность по оцениванию предметов окружающего мира, так определенная область становится более предпочтительной, чем другие. Таким образом деятельности начинают переживаться как релевантные или нерелевантные, создавая определенный фон для поступков. Все это обусловливается значимыми оценочными эталонами, которые более мобильны, чем биологические или социальные данные. Попытки адаптации, достигающие успех и доставляющие удовлетворение, придают действенность эталонам оценивания. Но следование неоптимальным в аспекте адаптации образцам ведет к все большему разочарованию и фрустрации, что чревато даже разрушением личности и психозами. Счастье человека зависит, в конченом счете, от удачного выбора соответствующего эталона интересов. Для каждого есть много таких более или менее соответствующих эталонов. В данной теории, профессиональное развитие есть постоянный, вероятностный процесс, но индивидуальное развитие подчас описывается некорректно в силу того, что не выделена определенная хронология с привязкой интересов к возрастам. 2.E.K.Strong (1943) не дает экспликации теории интересов. Но из его опросника Strong Vocational Interest Blank следует, что он понимает под интересами выученные диспозиции, зависящие от заложенных способностей. Он основывается на этой гипотезе, хотя наблюдается достаточно низкая связь между интересами и способностями, проявляющимися в достижениях. Его возражение на это заключается в том, что интересы являются индикаторами не объективных достижений в какойлибо области, а удовлетворенности от деятельности; интересы часто ориентируются не на саму деятельность, а на ее социальную оценку; интересы долгое время могут существовать как скрытые возможности и установки; часто они связаны с обыденными, воспринимающимися несущественными, аспектами деятельности; они только изредка соотносимы с успехом. 3.E.S.Bordin (1943, 1953) исходя из динамической теории Картера, сделал попытку ее уточнить. Для этого он разработал дедуктивную гипотезу, ориентированную на объяснение и прогноз эмпирических данных. Основные гипотезы степень выраженности типа интереса (профиль по шкалам бланка Стронга) варьирует в прямой зависимости от степени принятия определенного профессионального стереотипа, использующегося для самоописания; степень выраженности типа интереса варьирует в прямой зависимости от степени знаний о настоящем профессиональном стереотипе. Бордин видит тесную связь между образцом интересов и личностью, под которой понимает целеориентированного индивида, гибко адаптирующегося к соответствующей ситуации. Им дается следующая интерпретация феноменам интересов: образ Я сына связан с идентификацией с отцом (значимые соотношения между профессией отца и интересами сына); в опроснике интересов задействован тот же тип ответов, что и в личностных опросниках, ориентированных на образ Я (типы интересов различаются в различных типах личности); стереотипы профессии обусловливают влияние образца интересов на выбираемую профессию (положительная связь между шлобальными и измеряемыми интересами); изменения интересов с возрастом не является следствием ошибки измерения, а результат действия ситуаций и целей индивида (зависимость стабильности интересов от стабильности профессиональной ситуации); данные диагностики интересов и достижений индивида лишь некоторые из возможных факторов развития интересов, поэтому они имеют лишь ограниченное значение для прогноза развития профессиональных интересов (умеренная связь между интересами и результатами в тестах достижений). Далее, им были выдвинуты новые гипотезы: чем выше статус отца в его профессии, тем выраженнее связь между профессией отца и типом интересов сына; чем эмоционально ближе отец и сын, тем выше эта связь; чем стабильнее профессия отца во времени, тем выше эта связь; при давлении со стороны отца, растет вероятность разведения профессии отца и типа интересов сына; чем больше знаний о профессиональном стереотипе, тем выше связь между глобальными и измеряемыми интересами; в высоко стереотипизированных профессиях есть высокая связь между глобальными и измеряемыми интересами. 4.R.F.Berdie (1944) обобщает представления о детерминантах профессиональных интересов и дает общее представление о их генезисе: интересы выступают функцией внешних и внутренних влияний, при этом они сохраняют достаточную независимость от этих влияний. Отсутствует единый определяющий фактор (способности, школа, собственный опыт), нот они выступают как некая интеграция. Эталоны интересов конституируются за счет врожденных факторов и раннего опыта, в дальнейшем они изменяются мало, но частные интересы существенно обусловлены реальным опытом. Определенную роль играет фактор осознанной или неосознанной генерализации (неприятный опыт игры в футбол может переносится на другие виды спорта). Все же допускается, что длительные ситуации могут влиять на эталоны интересов и личность. 5.D.E.Super, J.O.Crites (1949, 1962) большое внимание уделяли адекватной теории генезиса интересов. При этом ими использовались такие понятия, как множественное обусловливание, принцип обратной связи, взаимодействие врожденных факторов и факторов среды. Адекватная теория должна иметь следующие составляющие: интересы есть результат взаимодействия врожденных (нервных и эндокринных) факторов, с одной стороны, и действий и социальных оценок, с другой. То, что индивид хорошо делает за счет своих способностей, дает ему удовлетворение и признание товарищей, что результируется в интересах; чтото на основании идентификации заимствуется им у его товарищей, это служит структурированию интересов и деятельности, если эталон подходит, то он усваивается, если нет, происходит новая идентификация и развитие другой Яконцепции и эталонов интересов; потребности и способ адаптации могут побуждать к поиску определенного удовлетворения, но средства достижения различаются у индивидов с разными способностями и разной окружающей средой, поэтому предсказание образования того или иного эталона интереса едва ли возможно. Стабильность эталона интересов обусловлена стабильностью наследственности и социальной среды, имеющимся опыта опробования, идентификацией и социальным одобрением в годы, предшествующие созреванию в юности. Эталоны интересов начинают выкристаллизовываться в ранней юности, опыт опробования проясняет и уточняет его; некоторые переживают существенные изменения эталона интересов в течение юности и ранней взрослости, но это в большей степени связано с типичными эндокринными изменениями, чем с изменением Яконцепции, для которой часто недостает опыта и которая часто опирается на ложную идентификацию. 6.A.Roe (1957, 1964) описала принципы своей теории следующим образом: наследственность задает границы всем признакам развития, но степень генетического контроля, вид и специфичность различаются от признака к признаку на врожденные признаки влияет не только обучение, но и общий культурный и социальноэкономический фон; эталоны развития интересов, установок и других личностных образований зависят от индивидуального опыта, непроизвольного внимания, направленность которого зависит от эталонов раннего опыта, фрустрациями, видом и степенью удовлетворенности потребностей. Мотивы могут быть неосознанными. Это потребности, которые удовлетворяются автоматически, или редко достигающие минимального уровня удовлетворения, забиваемые мотивами более высокого ранга, нерегулярно подкрепляемые. Величина воспринимаемого удовлетворения зависти от силы основных потребностей индивида, длительности времени между возникновением и удовлетворением, оценки, даваемой окружающими. В силу того, что удовлетворение и фрустрация потребностей происходит в семье, прежде всего родителями, модель профессиональных интересов строится на модели отношений родители дети. Выдвигаются следующие гипотезы: отношения родители дети, которые квалифицируются как любовь, требовательность, защита, приводят к формированию персоноориентированных интересов (социальная служба, искусство, предпринимательство); отношения родители дети, основанные на отказе, пренебрежении, попустительства, приводят к формированию неперсоноориентированных интересов (технология, естественные науки); дети, которые воспринимают опеку и требовательность как органичивающие, могут в виде защиты стать неперсоноориентированными, напротив, дети из противоположной группы могут стать персоноориентированными, чтобы, пережить то удовлетворение, которого они были лишены в раннем детстве. 7.L.E.Tyler (1964) вывел следующие следствия: интересы представляют собой не отдельные свойства, а комплексы, которые развиваются как склонность к определенным областям деятельности, которые ранее воспринимались как недифференцированные. Это приводит к принятию определенных ролей, прежде всего половых и профессиональных. Было обнаружено, что развитие естественнонаучных интересов в качестве детерминант выступают психические способности, профессия и профессиональный уровень отца. 8.С.Л.Рубинштейн в Основах общей психологии дает следующее определение: развитие интересов не автономный процесс, а зависит от системы условий формирования личности; определяющую роль играет окружение личности; маленький ребенок не имеет стабильных интересов, а лишь интересы, соответствующие интересам его социального окружения; у ребенка позднего дошкольного возраста образуются более стабильные интересы; в дальнейшем школа выступает существенным фактором развития интересов; при рано проявляющихся способностях можно наблюдать раннюю стабилизацию интересов; в пубертате интересы характеризуются стабильным кругом интересов, переходом от отдельного к всеобщему, практическим применением. 9.U.LederleSchenk (1972) локализует развитие интересов в рамках личностного развития, понимаемому по К.Левину: при активном взаимодействии индивида и окружающей среды достигается дифференциация интересов. При этом повышается уровень организации интересов, интересы становятся воспринимаемыми как общие и частные, достигается иерархическая централизация. С развитием интересов расширяется жизненный кругозор, увеличивается число степеней свободы, временная перспектива. Заключение и дискуссия. Интересы относительно длительные и обобщенные тенденции поведения, стоящие в своем развитии в тесной связи с развитием образа Я, ориентированные на различные предметные области и зависимые от половых ролей.
Информационный поиск распознавание оператором поступающей информации в аспекте решения им задач управления или контроля. В структуре информационного поиска можно выделить ряд действий , в частности, ненаправленный, сканирующий поиск и поиск по заданному эталону, отслеживание изменений в информационной среде, определение приоритетов...
Ипохондрический синдром психопатологический синдром . Характеризуется чрезмерными необоснованными опасениями за свое здоровье. Возникает при неврозах , реактивных состояниях, предстарческом и старческом...
Исполнительное действие сформированный навык, имеющий заданные точность и скорость, в структуре которого используется определенный набор трудовых операций и соответствующих орудий труда (инструмент, индикаторы контроля, органы...
Исправительная психология отрасль юридической психологии, изучающая особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих...
(греч. hуstera — матка, formis — подобный, похожий). Истероподобные психические (двигательные, сенсорные и вегетативные) расстройства. При внешнем сходстве с истерией И.р. обусловлены другими этиологическими факторами и наблюдаются при неврозоподобных состояниях эндогенного и экзогенно-органического...
(лат. аrсиs hуstеriсиs). Поза тела, обусловленная приступом общих тонических судорог. Тело выгибается дугой и опирается на затылок и пятки. В настоящее время в связи с патоморфозом истерии встречается крайне редко. Син.: Шарко дуга...
(лат. globus hуstеriсиs). Чувство комка в горле (клубка, спазма, шара), возникающего в начале истерического припадка. В несколько редуцированном виде возникает при других неврозах, протекающих с истерическими...
Истерический невроз форма невроза , который характеризуется наличием различной клинической симптоматики , часто проявляющейся в виде судорожных припадков, астазии абазии , истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативновисцеральных расстройств. При этом наиболее характерным является такая особенность переживаний, как их небольшая глубина, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей наиболее характерно возникновение энуреза, заикания ,...
(греч. hуstera — матка; в Древней Греции И. связывали с нарушениями функции матки). Психопатологический симптокомплекс, включающий полиморфные функциональные психические, соматические и неврологические расстройства, характеризующиеся высокой внушаемостью больных и склонностью их к самовнушению. При истерии наблюдается явно демонстративное поведение: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания других...
Один из вариантов изменений личности при алкоголизме. Истерические реакции наблюдаются как в трезвом состоянии, так и в опьянении. Характерны подчеркнутая театральность поведения, стремление привлечь к себе внимание окружающих, своеобразное бахвальство, склонность к преувеличениям, позерству, лживость вплоть до фантастической...
Одна из форм истерических реактивных психозов, возникающих в ситуации боевых действий. Характерно суженное сознание; уже будучи эвакуированными в тыловые лечебные учреждения, больные остаются в состоянии возбуждения и громким, часто сорванным голосом продолжают выкрикивать...
[Кгаереlin Е., 1915]. Одно из первых определений наблюдающихся в судебно-психиатрической практике реактивных истерических психозов, возникающих в ситуации ареста и заключения. См. Психозы...
(истеро + греч. genes — порождающий, вызывающий). Болезненные точки на теле больного истерией (на затылке, руках, под ключицей, грудными железами, на нижней части живота и т.д.), надавливание на которые может вызвать истерический припадок. В механизме такого припадка большое, если не исключительное, значение имеют явления внушения и самовнушения....
(истеро + греч. eides — подобный, похожий). Обозначение истериформных состояний, внешне по клиническим проявлениям напоминающих истерию, но обусловленных другим заболеванием. Так, Я.П.Фрумкин [1946] писал о психопатологических состояниях, истерических по форме, но органических по...
(Мауег-Сгоss W., 1930] — истериформные проявления при органических поражениях головного мозга. За грубой картиной псевдодеменции стоит истинная...
(истеро + греч. katalepsiа — схватывание). Истерический припадок, протекающий с каталептической...
Невротическое состояние, в клинической картине которого сочетаются симптомы неврастении и истерии. Более правильно определять невроз по ведущим этиопатогенетическим и клиническим особенностям и говорить о включениях симптоматики другого...
Термин, по Н. Gаstaut [1975], неправильный и нерекомендуемый, под которым понимают: 1) сочетание эпилептических припадков и истерических приступов у одного и того же больного, что, хотя и возможно, не служит основанием выделять такое сочетание в отдельную нозологическую единицу; 2) припадки, напоминающие эпилептические, однако вызываемые или прекращаемые внушением, то есть по сути истерические; 3) истериформные эпилептические...
Основной учетно-оперативный документ, составляемый на больного в стационаре. Психиатрическая И.б. имеет свои особенности; в ней обязательно должны быть представлены объективный анамнез, подробное описание, наряду с сомато-неврологическим, психического состояния в динамике; регистрируются сведения о диагнозе, течении и исходе болезни, проводившиеся лечебно-профилактические мероприятия. При выписке больного эпикриз из И.б. направляются в учреждения внебольничной психиатрической помощи для проведения лечебно-реабилитационных мероприятий и динамического...
История инженерной психологии как целостное направление инженерная психология формировалась во время второй мировой войны. У ее истоков стояли американские и английские психологи (А.Чапанис, МакФердан, У.Гарнер,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]