В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим образованием.
В 1992 г. в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии впервые в России создан факультет подготовки медсестер с высшим образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная задача этого факультета - выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных психотерапевтов.
Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере социальной перцепции, что позволяет активно выслушать пациентов, оказывать им эмоциональную поддержку. В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи. Не менее важным для медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.
В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой, обеспечивающей пациентам общение друг с другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят поведенческую психотерапию, например в форме функциональных тренировок поведения, или реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут использовать простые формы библиотерапии, а после специальной подготовки им можно доверить занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии - просмотр с небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся, всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по отработанному алгоритму.
Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.
Информационный поиск распознавание оператором поступающей информации в аспекте решения им задач управления или контроля. В структуре информационного поиска можно выделить ряд действий , в частности, ненаправленный, сканирующий поиск и поиск по заданному эталону, отслеживание изменений в информационной среде, определение приоритетов...
Ипохондрический синдром психопатологический синдром . Характеризуется чрезмерными необоснованными опасениями за свое здоровье. Возникает при неврозах , реактивных состояниях, предстарческом и старческом...
Исполнительное действие сформированный навык, имеющий заданные точность и скорость, в структуре которого используется определенный набор трудовых операций и соответствующих орудий труда (инструмент, индикаторы контроля, органы...
Исправительная психология отрасль юридической психологии, изучающая особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих...
(греч. hуstera — матка, formis — подобный, похожий). Истероподобные психические (двигательные, сенсорные и вегетативные) расстройства. При внешнем сходстве с истерией И.р. обусловлены другими этиологическими факторами и наблюдаются при неврозоподобных состояниях эндогенного и экзогенно-органического...
(лат. аrсиs hуstеriсиs). Поза тела, обусловленная приступом общих тонических судорог. Тело выгибается дугой и опирается на затылок и пятки. В настоящее время в связи с патоморфозом истерии встречается крайне редко. Син.: Шарко дуга...
(лат. globus hуstеriсиs). Чувство комка в горле (клубка, спазма, шара), возникающего в начале истерического припадка. В несколько редуцированном виде возникает при других неврозах, протекающих с истерическими...
Истерический невроз форма невроза , который характеризуется наличием различной клинической симптоматики , часто проявляющейся в виде судорожных припадков, астазии абазии , истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативновисцеральных расстройств. При этом наиболее характерным является такая особенность переживаний, как их небольшая глубина, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей наиболее характерно возникновение энуреза, заикания ,...
(греч. hуstera — матка; в Древней Греции И. связывали с нарушениями функции матки). Психопатологический симптокомплекс, включающий полиморфные функциональные психические, соматические и неврологические расстройства, характеризующиеся высокой внушаемостью больных и склонностью их к самовнушению. При истерии наблюдается явно демонстративное поведение: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания других...
Один из вариантов изменений личности при алкоголизме. Истерические реакции наблюдаются как в трезвом состоянии, так и в опьянении. Характерны подчеркнутая театральность поведения, стремление привлечь к себе внимание окружающих, своеобразное бахвальство, склонность к преувеличениям, позерству, лживость вплоть до фантастической...
Одна из форм истерических реактивных психозов, возникающих в ситуации боевых действий. Характерно суженное сознание; уже будучи эвакуированными в тыловые лечебные учреждения, больные остаются в состоянии возбуждения и громким, часто сорванным голосом продолжают выкрикивать...
[Кгаереlin Е., 1915]. Одно из первых определений наблюдающихся в судебно-психиатрической практике реактивных истерических психозов, возникающих в ситуации ареста и заключения. См. Психозы...
(истеро + греч. genes — порождающий, вызывающий). Болезненные точки на теле больного истерией (на затылке, руках, под ключицей, грудными железами, на нижней части живота и т.д.), надавливание на которые может вызвать истерический припадок. В механизме такого припадка большое, если не исключительное, значение имеют явления внушения и самовнушения....
(истеро + греч. eides — подобный, похожий). Обозначение истериформных состояний, внешне по клиническим проявлениям напоминающих истерию, но обусловленных другим заболеванием. Так, Я.П.Фрумкин [1946] писал о психопатологических состояниях, истерических по форме, но органических по...
(Мауег-Сгоss W., 1930] — истериформные проявления при органических поражениях головного мозга. За грубой картиной псевдодеменции стоит истинная...
(истеро + греч. katalepsiа — схватывание). Истерический припадок, протекающий с каталептической...
Невротическое состояние, в клинической картине которого сочетаются симптомы неврастении и истерии. Более правильно определять невроз по ведущим этиопатогенетическим и клиническим особенностям и говорить о включениях симптоматики другого...
Термин, по Н. Gаstaut [1975], неправильный и нерекомендуемый, под которым понимают: 1) сочетание эпилептических припадков и истерических приступов у одного и того же больного, что, хотя и возможно, не служит основанием выделять такое сочетание в отдельную нозологическую единицу; 2) припадки, напоминающие эпилептические, однако вызываемые или прекращаемые внушением, то есть по сути истерические; 3) истериформные эпилептические...
Основной учетно-оперативный документ, составляемый на больного в стационаре. Психиатрическая И.б. имеет свои особенности; в ней обязательно должны быть представлены объективный анамнез, подробное описание, наряду с сомато-неврологическим, психического состояния в динамике; регистрируются сведения о диагнозе, течении и исходе болезни, проводившиеся лечебно-профилактические мероприятия. При выписке больного эпикриз из И.б. направляются в учреждения внебольничной психиатрической помощи для проведения лечебно-реабилитационных мероприятий и динамического...
История инженерной психологии как целостное направление инженерная психология формировалась во время второй мировой войны. У ее истоков стояли американские и английские психологи (А.Чапанис, МакФердан, У.Гарнер,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]