Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.
Раздел истории медицины, предметом исследования которого является психиатрия, ее научное и организационно-методическое развитие, периодизация, изучение основных теорий, концепций и их роли в развитии психиатрических знаний и организации помощи психически больным —лечебно-профилактической, реабилитационной. И.п. за рубежом и в России отражена в трудах Ю.В.Каннабиха [1936], Т.И.Юдина [1951], Д.Д.Федотова [1957], В.Ф.Круглянского...
Стойкие состояния глубокой психической деградации как заключительная стадия патологического процесса. Это понятие наиболее разработано применительно к шизофрении, при которой И.с. сменяют стадию психического дефекта. Если при дефекте возможна клиническая динамика как в сторону дальнейшего его углубления, так и, при известных условиях, в сторону ослабления, то для И.с. характерна стабильность декомпенсации [АмбрумоваА.Г., 1962]. А.О.Эдельштейном [1938] разработана типология И.с. шизофрении в соответствии с деструкцией личности: 1) синдром апатического слабоумия (деменции побуждений), при котором на первый план выступают нарушения функционирования экстраинтеллектуальных факторов: 2) «органический» тип исходного слабоумия, характеризующийся расстройствами критики, банальностью и примитивностью суждений, бедностью мышления, истощаемостью психических процессов; 3) синдром руинирования — тотальный...
(лат. iteratiо — повторение). Эпизодическое ритмическое повторение одного и того же двигательного акта, слова, части фразы. Эти явления носят характер спонтанных, регулярных, бессмысленных в данной ситуации, лишены эмоциональной окраски, ограничены во времени. Различают И. двигательную, памяти (непроизвольное возникновение одних и тех же воспоминаний), речевую. Наблюдается при кататонических синдромах, постэнцефалитических состояниях, особенно при стриарных гиперкинезах, при глубоком слабоумии, эпилептических сумеречных состояниях, в процессе обратного развития коматозного состояния посттравматического или интоксикационного генеза. Помимо двигательных и речевых, выделяют также И. памяти, характеризующиеся непроизвольным возникновением одних и тех же воспоминаний. При слабоумии старческом и Альцгеймера болезни наблюдается итеративная суетливость [Kleist К., 1928] —симптом, проявляющийся в...
(Н.М. Иценко, 1889—1954, советский невропатолог; H.W. Cushing, 1869—1939, американский нейрохирург) Заболевание, обусловленное поражением диэнцефальной области и гипофиза, вследствие которого происходит избыточное выделение адренотропного гормона гипофиза и стимуляция функции коры надпочечников. Болезненные нарушения проявляются артериальной гипертензией, эндокринно-обменными расстройствами (обезображенное, «луноподобное» лицо, ожирение с перераспределением подкожной жировой клетчатки, матронизм, вирилизм и гирсутизм у женщин), психогенными и неврозоподобными симптомами. Возможны психотические шизофрено-подобные эпизоды. Характерны астения, аффективная лабильность, апатические изменения. Чаще всего И.—К.б. является следствием аденомы гипофиза. Син.: базофилизм гипофизарный, болезнь...
Йенш (Jaensch) Эрик (1883 1940) немецкий психолог. Возглавлял Марбургскую психологическую школу. Специалист по изучению эйдетизма. В структуре сознания выделял три уровня: последовательных образов, эйдетических образов и образовпредставлений. Соавтор типологии эйдетических представлений . Литература. JaenschE.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925; JaenschE.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie,...
Йеркс (Yerkes) Роберт (26.05.1876, Пеннсильвания 1956) американский психолог. Специалист в области поведения животных, в частности...
Йост (Jost) Адольф (1870 1920) немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в...
Кoнтраст яркостный соотношение яркости зрительных стимулов, находящихся в одном поле восприятия , при решении задачи на различение. Минимальной величиной яркостного контраста для одновременно воспринимаемых объектов является 12%, для последовательно воспринимаемых не менее 4%. При решении практических задач, связанных с распознаванием стимулов, величина контраста должна быть от 65 до...
Кацет синдром термин, обозначающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения , конфликтное общение и пр.). Первые явные признаки этого состояния могут проявиться лишь спустя несколько лет после освобождения из лагеря и сохраняться на протяжении десятилетий. Данное состояние характеризуется чрезмерным возбуждением, сверх тщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции страха, печали и стыда, сны носят угрожающий и навязчиво повторяющийся характер, возникают нарушениям в семейной и профессиональной жизни, появляется готовность к самоубийству (OhmA. Personlichkeitswandel unter Freicheitsentzug, B.,...
Кабанис (Cabanis) Пьер Жан (5.06.1757, Конак, Коррез 5.05.1808, Рюэй) французский философматериалист и врач. Ученик Кондильяка . Участвовал в политическом перевороте 18 брюмера. По его представлениям, мысль вырабатывается мозгом так же, как секрет печенью или поджелудочной железой. Сочинения. Отношения между физическою и нравственною природою человека. Т.12, СПб.,...
Каган - Лемкин рисуночный тест (Kagan J., Lemkin J., 1960). Одна из проективных психологических методик, предназначенная для исследования детей. Обследуемому предъявляют серию из 10 рисунков, на каждом из которых изображен ребенок, завязывающий контакты с кем-то невидимым или видимым лишь частично: например, чья-то рука удерживает ребенка, помогает ему что-то сделать, дает ему подарок или, например, мороженое. При расспросе выясняют, кого усматривает обследуемый в невидимом персонаже рисунка - мать, отца или кого-нибудь другого. Интерпретация ставит целью уяснение особенностей взаимоотношений ребенка с...
Каган (Kagan) Джером (род. 25.02.1929) американский психолог. С 1963г. руководитель отделения психологии развития Американской психологической ассоциации. С 1964г. профессор психологии Гарвардского университета. Специалист по проблемам психологии развития, мышления, психологической диагностике детей. Сочинения. Birth tо Maturity. 1962 (with H.Mоss); Develорment and Рersоnality. 1963 (with Р.H.Mussen, J.Cоnger); Psychological Develорment: A Life Sрan Aррrоach. N.Y., 1979 (with Р.H.Mussen, J.Cоnger,...
Кагана симптомы детского аутизма (Каганв.Б, 1976).1. Симптом мимической атонии - своеобразная мимика лица ребенка, не выражающая каких-либо эмоций, постоянное сонно-задумчивое, с оттенком недоумения выражение лица, которое меняется только при сильных, в высокой мере эмоционально значимых стимулах. 2. Симптом отсутствия звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, свидетельствующий о выпадении одного из этапов нормального речевого развития, характерно для детей раннего возраста.См. Аутизм...
Кажущееся движение иллюзия , которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной . На основе использования этой иллюзии был создан...
Кандаулезизм вид полового извращения, при котором мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив в художественном творчестве. Получил название по имени лидийского царя Кандаулеза, который показывал другу свою спящую...
Кандинский Виктор Хрисанфович (1849 1889) русский психиатр. Дал определение психопатии . Впервые описал псевдогаллюцинации как особый вид патологии восприятия...
Канцерофобия страх раковой...
Капризы детей стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать чтото вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной...
Карус (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг 28.7.1869, Дрезден) немецкий врач, философ, психолог и художник. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. Но после нескольких лет врачебной практики, изза материальных трудностей, должен был поступить на государственную службу, с 1814г. он профессор женских болезней в Саксонской медикохирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал...
Катарсис (от греч. catharsis очищение) сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]