Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах приватдоцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864г. он профессор математики, затем, с 1866г. профессор физики, с 1867г. профессор университета Праги, где выполнял функции декана (18721873) и ректора (rector magnificus) (18791880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883г. по 1884г. Мах ректор пражского Немецкого университета. С 1895г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата . Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898г. Мах был вынужден устраниться от дел изза инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом ( настроения , чувства ), обозначаемые какЯ. Я принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия , в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения , когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение при помощи полос Маха (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии). Литература .
Раздел истории медицины, предметом исследования которого является психиатрия, ее научное и организационно-методическое развитие, периодизация, изучение основных теорий, концепций и их роли в развитии психиатрических знаний и организации помощи психически больным —лечебно-профилактической, реабилитационной. И.п. за рубежом и в России отражена в трудах Ю.В.Каннабиха [1936], Т.И.Юдина [1951], Д.Д.Федотова [1957], В.Ф.Круглянского...
Стойкие состояния глубокой психической деградации как заключительная стадия патологического процесса. Это понятие наиболее разработано применительно к шизофрении, при которой И.с. сменяют стадию психического дефекта. Если при дефекте возможна клиническая динамика как в сторону дальнейшего его углубления, так и, при известных условиях, в сторону ослабления, то для И.с. характерна стабильность декомпенсации [АмбрумоваА.Г., 1962]. А.О.Эдельштейном [1938] разработана типология И.с. шизофрении в соответствии с деструкцией личности: 1) синдром апатического слабоумия (деменции побуждений), при котором на первый план выступают нарушения функционирования экстраинтеллектуальных факторов: 2) «органический» тип исходного слабоумия, характеризующийся расстройствами критики, банальностью и примитивностью суждений, бедностью мышления, истощаемостью психических процессов; 3) синдром руинирования — тотальный...
(лат. iteratiо — повторение). Эпизодическое ритмическое повторение одного и того же двигательного акта, слова, части фразы. Эти явления носят характер спонтанных, регулярных, бессмысленных в данной ситуации, лишены эмоциональной окраски, ограничены во времени. Различают И. двигательную, памяти (непроизвольное возникновение одних и тех же воспоминаний), речевую. Наблюдается при кататонических синдромах, постэнцефалитических состояниях, особенно при стриарных гиперкинезах, при глубоком слабоумии, эпилептических сумеречных состояниях, в процессе обратного развития коматозного состояния посттравматического или интоксикационного генеза. Помимо двигательных и речевых, выделяют также И. памяти, характеризующиеся непроизвольным возникновением одних и тех же воспоминаний. При слабоумии старческом и Альцгеймера болезни наблюдается итеративная суетливость [Kleist К., 1928] —симптом, проявляющийся в...
(Н.М. Иценко, 1889—1954, советский невропатолог; H.W. Cushing, 1869—1939, американский нейрохирург) Заболевание, обусловленное поражением диэнцефальной области и гипофиза, вследствие которого происходит избыточное выделение адренотропного гормона гипофиза и стимуляция функции коры надпочечников. Болезненные нарушения проявляются артериальной гипертензией, эндокринно-обменными расстройствами (обезображенное, «луноподобное» лицо, ожирение с перераспределением подкожной жировой клетчатки, матронизм, вирилизм и гирсутизм у женщин), психогенными и неврозоподобными симптомами. Возможны психотические шизофрено-подобные эпизоды. Характерны астения, аффективная лабильность, апатические изменения. Чаще всего И.—К.б. является следствием аденомы гипофиза. Син.: базофилизм гипофизарный, болезнь...
Йенш (Jaensch) Эрик (1883 1940) немецкий психолог. Возглавлял Марбургскую психологическую школу. Специалист по изучению эйдетизма. В структуре сознания выделял три уровня: последовательных образов, эйдетических образов и образовпредставлений. Соавтор типологии эйдетических представлений . Литература. JaenschE.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925; JaenschE.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie,...
Йеркс (Yerkes) Роберт (26.05.1876, Пеннсильвания 1956) американский психолог. Специалист в области поведения животных, в частности...
Йост (Jost) Адольф (1870 1920) немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в...
Кoнтраст яркостный соотношение яркости зрительных стимулов, находящихся в одном поле восприятия , при решении задачи на различение. Минимальной величиной яркостного контраста для одновременно воспринимаемых объектов является 12%, для последовательно воспринимаемых не менее 4%. При решении практических задач, связанных с распознаванием стимулов, величина контраста должна быть от 65 до...
Кацет синдром термин, обозначающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения , конфликтное общение и пр.). Первые явные признаки этого состояния могут проявиться лишь спустя несколько лет после освобождения из лагеря и сохраняться на протяжении десятилетий. Данное состояние характеризуется чрезмерным возбуждением, сверх тщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции страха, печали и стыда, сны носят угрожающий и навязчиво повторяющийся характер, возникают нарушениям в семейной и профессиональной жизни, появляется готовность к самоубийству (OhmA. Personlichkeitswandel unter Freicheitsentzug, B.,...
Кабанис (Cabanis) Пьер Жан (5.06.1757, Конак, Коррез 5.05.1808, Рюэй) французский философматериалист и врач. Ученик Кондильяка . Участвовал в политическом перевороте 18 брюмера. По его представлениям, мысль вырабатывается мозгом так же, как секрет печенью или поджелудочной железой. Сочинения. Отношения между физическою и нравственною природою человека. Т.12, СПб.,...
Каган - Лемкин рисуночный тест (Kagan J., Lemkin J., 1960). Одна из проективных психологических методик, предназначенная для исследования детей. Обследуемому предъявляют серию из 10 рисунков, на каждом из которых изображен ребенок, завязывающий контакты с кем-то невидимым или видимым лишь частично: например, чья-то рука удерживает ребенка, помогает ему что-то сделать, дает ему подарок или, например, мороженое. При расспросе выясняют, кого усматривает обследуемый в невидимом персонаже рисунка - мать, отца или кого-нибудь другого. Интерпретация ставит целью уяснение особенностей взаимоотношений ребенка с...
Каган (Kagan) Джером (род. 25.02.1929) американский психолог. С 1963г. руководитель отделения психологии развития Американской психологической ассоциации. С 1964г. профессор психологии Гарвардского университета. Специалист по проблемам психологии развития, мышления, психологической диагностике детей. Сочинения. Birth tо Maturity. 1962 (with H.Mоss); Develорment and Рersоnality. 1963 (with Р.H.Mussen, J.Cоnger); Psychological Develорment: A Life Sрan Aррrоach. N.Y., 1979 (with Р.H.Mussen, J.Cоnger,...
Кагана симптомы детского аутизма (Каганв.Б, 1976).1. Симптом мимической атонии - своеобразная мимика лица ребенка, не выражающая каких-либо эмоций, постоянное сонно-задумчивое, с оттенком недоумения выражение лица, которое меняется только при сильных, в высокой мере эмоционально значимых стимулах. 2. Симптом отсутствия звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, свидетельствующий о выпадении одного из этапов нормального речевого развития, характерно для детей раннего возраста.См. Аутизм...
Кажущееся движение иллюзия , которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной . На основе использования этой иллюзии был создан...
Кандаулезизм вид полового извращения, при котором мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив в художественном творчестве. Получил название по имени лидийского царя Кандаулеза, который показывал другу свою спящую...
Кандинский Виктор Хрисанфович (1849 1889) русский психиатр. Дал определение психопатии . Впервые описал псевдогаллюцинации как особый вид патологии восприятия...
Канцерофобия страх раковой...
Капризы детей стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать чтото вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной...
Карус (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг 28.7.1869, Дрезден) немецкий врач, философ, психолог и художник. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. Но после нескольких лет врачебной практики, изза материальных трудностей, должен был поступить на государственную службу, с 1814г. он профессор женских болезней в Саксонской медикохирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал...
Катарсис (от греч. catharsis очищение) сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]