Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

История психиатрии

Раздел истории медицины, предметом исследования которого является психиатрия, ее научное и организационно-методическое развитие, периодизация, изучение основных теорий, концепций и их роли в развитии психиатрических знаний и организации помощи психически больным —лечебно-профилактической, реабилитационной. И.п. за рубежом и в России отражена в трудах Ю.В.Каннабиха [1936], Т.И.Юдина [1951], Д.Д.Федотова [1957], В.Ф.Круглянского...

Исходные состояния

Стойкие состояния глубокой психической деградации как заключительная стадия патологического процесса. Это понятие наиболее разработано применительно к шизофрении, при которой И.с. сменяют стадию психического дефекта. Если при дефекте возможна клиническая динамика как в сторону дальнейшего его углубления, так и, при известных условиях, в сторону ослабления, то для И.с. характерна стабильность декомпенсации [АмбрумоваА.Г., 1962]. А.О.Эдельштейном [1938] разработана типология И.с. шизофрении в соответствии с деструкцией личности: 1) синдром апатического слабоумия (деменции побуждений), при котором на первый план выступают нарушения функционирования экстраинтеллектуальных факторов: 2) «органический» тип исходного слабоумия, характеризующийся расстройствами критики, банальностью и примитивностью суждений, бедностью мышления, истощаемостью психических процессов; 3) синдром руинирования — тотальный...

Итерация

(лат. iteratiо — повторение). Эпизодическое ритмическое повторение одного и того же двигательного акта, слова, части фразы. Эти явления носят характер спонтанных, регулярных, бессмысленных в данной ситуации, лишены эмоциональной окраски, ограничены во времени. Различают И. двигательную, памяти (непроизвольное возникновение одних и тех же воспоминаний), речевую. Наблюдается при кататонических синдромах, постэнцефалитических состояниях, особенно при стриарных гиперкинезах, при глубоком слабоумии, эпилептических сумеречных состояниях, в процессе обратного развития коматозного состояния посттравматического или интоксикационного генеза. Помимо двигательных и речевых, выделяют также И. памяти, характеризующиеся непроизвольным возникновением одних и тех же воспоминаний. При слабоумии старческом и Альцгеймера болезни наблюдается итеративная суетливость [Kleist К., 1928] —симптом, проявляющийся в...

Иценко—Кушинга болезнь

(Н.М. Иценко, 1889—1954, советский невропатолог; H.W. Cushing, 1869—1939, американский нейрохирург) Заболевание, обусловленное поражением диэнцефальной области и гипофиза, вследствие которого происходит избыточное выделение адренотропного гормона гипофиза и стимуляция функции коры надпочечников. Болезненные нарушения проявляются артериальной гипертензией, эндокринно-обменными расстройствами (обезображенное, «луноподобное» лицо, ожирение с перераспределением подкожной жировой клетчатки, матронизм, вирилизм и гирсутизм у женщин), психогенными и неврозоподобными симптомами. Возможны психотические шизофрено-подобные эпизоды. Характерны астения, аффективная лабильность, апатические изменения. Чаще всего И.—К.б. является следствием аденомы гипофиза. Син.: базофилизм гипофизарный, болезнь...

Йенш Эрик

Йенш (Jaensch) Эрик (1883 1940) немецкий психолог. Возглавлял Марбургскую психологическую школу. Специалист по изучению эйдетизма. В структуре сознания выделял три уровня: последовательных образов, эйдетических образов и образовпредставлений. Соавтор типологии эйдетических представлений . Литература. JaenschE.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925; JaenschE.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie,...

Йеркс (Yerkes) Роберт

Йеркс (Yerkes) Роберт (26.05.1876, Пеннсильвания 1956) американский психолог. Специалист в области поведения животных, в частности...

Йост (Jost) Адольф

Йост (Jost) Адольф (1870 1920) немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в...

Кoнтраст яркостный

Кoнтраст яркостный соотношение яркости зрительных стимулов, находящихся в одном поле восприятия , при решении задачи на различение. Минимальной величиной яркостного контраста для одновременно воспринимаемых объектов является 12%, для последовательно воспринимаемых не менее 4%. При решении практических задач, связанных с распознаванием стимулов, величина контраста должна быть от 65 до...

Ка–цет синдром

Кацет синдром термин, обозначающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения , конфликтное общение и пр.). Первые явные признаки этого состояния могут проявиться лишь спустя несколько лет после освобождения из лагеря и сохраняться на протяжении десятилетий. Данное состояние характеризуется чрезмерным возбуждением, сверх тщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции страха, печали и стыда, сны носят угрожающий и навязчиво повторяющийся характер, возникают нарушениям в семейной и профессиональной жизни, появляется готовность к самоубийству (OhmA. Personlichkeitswandel unter Freicheitsentzug, B.,...

Кабанис Пьер Жан

Кабанис (Cabanis) Пьер Жан (5.06.1757, Конак, Коррез 5.05.1808, Рюэй) французский философматериалист и врач. Ученик Кондильяка . Участвовал в политическом перевороте 18 брюмера. По его представлениям, мысль вырабатывается мозгом так же, как секрет печенью или поджелудочной железой. Сочинения. Отношения между физическою и нравственною природою человека. Т.12, СПб.,...

Каган - Лемкин рисуночный тест

Каган - Лемкин рисуночный тест (Kagan J., Lemkin J., 1960). Одна из проективных психологических методик, предназначенная для исследования детей. Обследуемому предъявляют серию из 10 рисунков, на каждом из которых изображен ребенок, завязывающий контакты с кем-то невидимым или видимым лишь частично: например, чья-то рука удерживает ребенка, помогает ему что-то сделать, дает ему подарок или, например, мороженое. При расспросе выясняют, кого усматривает обследуемый в невидимом персонаже рисунка - мать, отца или кого-нибудь другого. Интерпретация ставит целью уяснение особенностей взаимоотношений ребенка с...

Каган Джером

Каган (Kagan) Джером (род. 25.02.1929) американский психолог. С 1963г. руководитель отделения психологии развития Американской психологической ассоциации. С 1964г. профессор психологии Гарвардского университета. Специалист по проблемам психологии развития, мышления, психологической диагностике детей. Сочинения. Birth tо Maturity. 1962 (with H.Mоss); Develорment and Рersоnality. 1963 (with Р.H.Mussen, J.Cоnger); Psychological Develорment: A Life Sрan Aррrоach. N.Y., 1979 (with Р.H.Mussen, J.Cоnger,...

Кагана симптомы детского аутизма

Кагана симптомы детского аутизма (Каганв.Б, 1976).1. Симптом мимической атонии - своеобразная мимика лица ребенка, не выражающая каких-либо эмоций, постоянное сонно-задумчивое, с оттенком недоумения выражение лица, которое меняется только при сильных, в высокой мере эмоционально значимых стимулах. 2. Симптом отсутствия звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, свидетельствующий о выпадении одного из этапов нормального речевого развития, характерно для детей раннего возраста.См. Аутизм...

Кажущееся движение

Кажущееся движение иллюзия , которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной . На основе использования этой иллюзии был создан...

Кандаулезизм

Кандаулезизм вид полового извращения, при котором мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив в художественном творчестве. Получил название по имени лидийского царя Кандаулеза, который показывал другу свою спящую...

Кандинский Виктор Хрисанфович

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849 1889) русский психиатр. Дал определение психопатии . Впервые описал псевдогаллюцинации как особый вид патологии восприятия...

Канцерофобия

Канцерофобия страх раковой...

Капризы детей

Капризы детей стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать чтото вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной...

Карус (Carus) Карл Густав

Карус (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг 28.7.1869, Дрезден) немецкий врач, философ, психолог и художник. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. Но после нескольких лет врачебной практики, изза материальных трудностей, должен был поступить на государственную службу, с 1814г. он профессор женских болезней в Саксонской медикохирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал...

Катарсис

Катарсис (от греч. catharsis очищение) сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие