Exit Project: Глоссарий: Шпрангер (Spranger) Эдуард

Шпрангер (Spranger) Эдуард



Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельностиЯ, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. Хрестоматия по истории психологии, М., 1980, с. 286300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: Психология личности. Тексты, М., 1982, с. 5559), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовнонаучной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности , обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность , обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какаято из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом , П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: Педология юности, М.Л., 1931. Литература .

Другие статьи : Шавани синдром, Шаг Геффдинга, Шарко большая истерия, Шарко Жан Мартин, Шарко малая истерия, Шарко триада, Шарко — Кожевникова болезнь, Шарпантье феномен, Шегрена болезнь, Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт, Шепард (Shepard) Герберт, Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт, Шестиугольная модель профессиональных интересов, Шехтер Марк Семенович, Шизотимия, Шизофренический дефект, Шильдер Пауль, Шкала I — E, Шкала Векслера, Шкала зрелости профессиональных установок, Шкала отношений, Шнайдер (Schneider) Курт, Шорохова Екатерина Васильевна, Шпеер Эрнст, Шперрунг, Шпет Густав Густавович, Шпильрейн Исаак Нафтульевич, Шпрангер (Spranger) Эдуард, Штерн (Stern) Вильям Луис, Штерринг (Storring) Густав, Штумпф (Stumpf) Карл, Шуб, Шульц Йоханнес Генрих, Шульц-Хенке Харальд, , ...

 

Катартический метод

Катартический метод (от греч. katharein очищение) форма психотерапии , впервые открыта Ж.Брейером в 1880г. на материале работы с его пациенткой АннойО. и опубликован в 1895г. в статье, написанной вместе с З.Фрейдом . Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Вначале это происходило в гипнозе, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций . При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию соответствующего аффекта происходит катарсис собственно душевное очищение. Этот метод стоит в основе психоанализа. Литература. BreuerJ., FruedS. Studien uber Histerie. Wien: Deuticke,...

Кататимия

Кататимия (от греч. kata вниз + thymos чувство) резкое изменение душевного содержания под действием аффектов, автор Г.В.Майер (1912г.). Восприятие, воспоминания или процесс мышления могут искажаться под действием желаемого или пугающего. При генерализации может наступать нарушение сознания по типу кататимного бреда. По Майеру, как кататимное может быть определено магическое, или пралогическое, мышление представителей традиционного общества, в противоположность каузальному (и соответственно, неаффективному) мышлению современного культурного человека. В норме прорыв кататимного содержания в сознание возможен во время сна. При этом неоднородные образы объединяются не по логическому основанию, а по своей связанности с исходным аффектом, соответственно для содержания сна не имеет значение, насколько...

Кататонический синдром

Кататонический синдром психопатологический синдром . Характеризуется возникновением состояния общего возбуждения (двигательное беспокойство, нелепые поступки , бессвязная речь ) и следующего за ним ступора (оцепенение, восковая...

Категориальность восприятия

Категориальность восприятия способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми...

Катексис

Катексис психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии ( либидо ) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма...

Катц Давид

Катц (Katz) Давид (1884 1953) западноевропейский психолог. Работал вместе с Э.Рубиным под руководством Э.Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии , считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта...

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция (от лат. causa причина и attribuo наделяю) феномен социального взаимодействия, автор Ф.Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на...

Каузально–динамический анализ

Каузальнодинамический анализ методологическая стратегия, разработанная Л.С.Выготским . Предназначен для выделения единицы психического: в отличие от обычного анализа , разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузальнодинамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузальнодинамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Л.С.Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения , которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось...

Кафка (Kafka) Густав

Кафка (Kafka) Густав (23.7.1883, Вена 12.2.1953, Вейцхохгейм близ Вюрцбурга) австрийский философ и психолог. Детство провел в г.Брюнне, ныне Боно, в семье приемных родителей, после года службы свободноопределяющимся приступил в 1902г. к изучению сначала права (1семестр), затем философии и психологии в Венском университете, занимался у Г.Э.Мюллера и Э.Гуссерля в Геттингенском университете, у Т.Липпса в Мюнхене, у В.Вундта в Лейпциге, под его руководством подготовил докторскую диссертацию (Uber das Ansteigen der Tonerregung, 1906). Работал затем ассистентом у Т.Липпса, у Э.Бехера, под его руководством подготовил диссертацию для замещения должности доцента по проблеме Я (Versuch einer kritischen Darstellung der neueren Anschauungen uber das Ichproblem),...

Качества Эренфельса

Качества Х.Эренфельса (1890г.) феномены восприятия . Ряд гештальткачеств : качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); качество транспозитивности (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). Литература. EhrenfelsCh. Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14,...

Келли (Kelly) Джордж Александер

Келли (Kelly) Джордж Александер (1905 1966) американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или личностных конструкторов, свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий . Для изучения этих конструктов был разработан метод репертуарных...

Келли Гарольд

Келли (Kelley) Гарольд (род. 1921 Бойсе, Айдахо, США) американский социальный психолог. В 1948г. защитил докторскую диссертацию по философии в Массачусетском технологическом институте. С 1961г. профессор Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе. Специалист по проблемам межличностных взаимоотношений, атрибуции, групповой динамики. В соответствии с его теорией прогнозирование поведения другого человека обусловлено тремя факторами, к которым относятся степень похожести поведения данного человека на поведение других людей (консенсус), вариативность его реагирования на разные стимулы (своеобразие), устойчивость реагирования на один и тот же стимул (консистентность). Сочинения. Communication and Persuasion. N.Y., 1953; Social Psychology оf Groups. 1959; Attribution: Receiving the Causes оf Behavior. N.Y., 1972; Interpersonal Relations....

Кеннон Уолтер Бредфорд

Кеннон (Cannоn) Уолтер Бредфорд (1871, ПрейридуЧейн, Висконсин, США 1945, Франклин, НьюГампшир, США) американский физиолог и психофизиолог. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1900), где в дальнейшем работал в качестве профессора физиологии (190642). Член национальной академии США, почетный член АНСССР (1942). Проводил исследования нейрогуморальной регуляции функций организма. Предложил теорию эмоций, в которой основная роль признавалась за симпатической нервной системой и гормональной регуляцией (Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе. 1915). В ней было дано экспериментальное опровержение теории Джемса Ланге . Было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. Разработал теорию гомеостаза организма...

Кесарево безумие

Кесарево безумие (от лат. Caesar титул императоров) форма психоза . Понятие использовалось Тацитом в его Истории по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется прежде всего в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной...

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англоамериканский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932г. по 1937г. директор психологической клиники. С 1937г. работал в США. С 1947г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт...

Кеттел Джеймс Маккин

Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г.Лотце и В.Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался также проблемами времени реакции , ассоциаций , внимания , антиципации...

Кёлер (Kohler) Вольфганг

Кёлер (Kohler) Вольфганг (21.01.1887 11.06.1967) немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии . В 1910хгг., проводил исследования на экспериментальной станции на о.Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или хорошего гештальта. В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании,...

Кинестезии речевые

Кинестезии речевые афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий , когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации изза скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка,...

Кинестезические ощущения

Кинестезические ощущения (от греч. kineo двигаюсь и aisthesis ощущение) ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора . При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например, зрительнодвигательных, определяющих пространственное видение, кожнокинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания. На основе кинестезических...

Кинзи (Kinsey) Альфред

Кинзи (Kinsey) Альфред (1894 1956) американский зоолог, основатель современной сексологии. Работал в...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Шпрангер (Spranger) Эдуард