Exit Project: Глоссарий: Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания



Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в 1974г. Snyder ввел в научный оборот понятие самомониторинга, под которым понималась способность к контролю над экспрессивными реакциями. В другой, содержательно близкой теории самовосприятия, разработанной Duval и Wickland, основаным является понятие Яконцепции, причем функции Я рассматриваются как особенные процедуры, развернутые во времени и имеющие определенный операциональный состав. Этими авторами была сделана попытка описать в научных понятиях тот достаточно очевидный факт, что внимание индивида может обращаться не только на предметы окружающего мира, но и на него самого, и что в результате этого развертываются соответствующие действия (5; 13). Попытка построения развернутой теории дифференциации форм Явнимания была сделана Buss. В его исследованиях (4) было показано, что некоторые люди имеют тенденцию более часто, чем другие, занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Это было обозначено как Явнимание, под которым стала пониматься особая, устойчивая во времени, или диспозициональная, интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов (см.10). Для диагностики индивидуальной выраженности Явнимания был разработан опросник SelfConsciousnessScale (SCS), который состоял из 23пунктов, однозначно распределенных между тремя шкалами (7). Это шкалы: 1)частного (приватного) Явнимания; 2)общественного Явнимания; 3)социального страха. Под приватным Явниманием понималась тенденция индивида обращать особое внимание на внутренние события своего феноменального мира, на такие, к которым доступ имеет только он сам (как телесные процессы, так и чувства, мысли, мотивы). Под общественным Явниманием понималась тенденция обращать внимание на общественные аспекты Я, на такие, которые доступны внешнему наблюдателю и на которые индивид может смотреть как бы глазами другого. Третья шкала опросника, шкала социального страха, имела лишь косвенное отношение к конструкту Явнимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях было показано, что социальный страх, как чувство некомфортности в социальных контактах, достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного Я. Кроме того, суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности индивида на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие предметов внешнего мира. В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Явнимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Но, хотя было показано, что SCS является достаточно надежным средством, имеющим высокие показатели валидности, в исследованиях, которые провел Merz, основанных прежде всего на факторном анализе, была выявлена недостаточно высокая консистентность исходных пунктов. В частности, реакции центрации на собственной внешности, с одной стороны, и переоценка восприятия себя другими, с другой, первоначально отнесенные к одной шкале, оказались мало связанными друг с другом. Это заставило его разработать свой вариант диагностики устойчивых форм Явнимания методику Selbstaufmerksamkeitsfragebogen (SAF), которая и была использована нами в качестве исходного материала для дальнейших разработок. Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Явнимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685человек; средний возраст = 22.5года, (=7.7лет; мужчины составляли 42%, женщины 58%. На первом этапе исследования проверялась структура опросника на отечественной выборке. Текст опросника, представлявший собой перевод на русский язык с минимальной стилистической коррекцией методики SAF, давался каждому испытуемому для оценки выраженности у него той или иной поведенческой реакции, связанной с особенностями его Явнимания. Для ответов предлагалась шкала Лайкерта с четырьмя вариантами от совершенно верно (4балла) до совершенно неверно (1балл). Ответы всех испытуемых проводились через процедуру факторного анализа методом главных компонент с варимаксвращением. В результате было получено несколько матриц с разным количеством выделенных факторов. Среди них, как наиболее удовлетворительное, нами было выбрано трехфакторное решение, которое позволяло объяснить 41% общей дисперсии: с одной стороны, на кривой собственных значений факторов именно после третьего фактора наметился перелом и выход кривой на плато, с другой, именно такое решение полностью соответствовало модели Merz. Правда, некоторые пункты исходного опросника оказались скоррелированы сразу с несколькими факторами, что свидетельствовало о многозначности их восприятия испытуемыми (например, Я часто себя спрашиваю, правильно ли я веду себя с другими) или их недостаточной понятности (Мне совершенно не свойственно интенсивное самонаблюдение). Поэтому они были отброшены и в заключительном факторном анализе не участвовали. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как Общественное Явнимание (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Явнимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор Социального страха (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с Общественным Явниманием, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор Персонального Явниманию (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Явнимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. На втором этапе нашего исследования, после того, как было показано, что структура опросника на отечественной выборке сохранила идентичность исходному варианту, решалась задача проверки конструктной валидности шкал опросника. Это осуществлялось при помощи определения коэффициентов линейной корреляции (по Пирсону) шкал ОЯВ со шкалами некоторых личностных опросников. Для испытуемых той же выборки кроме ОЯВ предлагались такие методики, как Форма по изучению личности (PRF), диагностирующая ценностные ориентации личности в соответствии с классификацией потребностей Г.Мюррея (12), Фрейбургский личностный опросник форм R (FPIR), диагностирующий характерологические особенности личности (6), и Опросник интернальности Крампена (IPC), выявляющий интернальность и два вида экстернальности, обусловленной другими и случаем (см.2). По Опроснику устойчивых форм Явнимания вместе с баллами по трем шкалам, соответствующих факторной структуре опросника, рассчитывался еще и суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель (ИП) ориентации внимания индивида на внутренние процессы, в противоположность ориентации на предметы окружающего мира. При этом существенных расхождений статистических значений для мужчин и женщин обнаружено не было. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Явнимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. меланхолик), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Далее, существенных различий в связях двух форм Явнимания (персонального и общественного) с другими личностными характеристиками обнаружено не было. И та, и другая форма возникает на фоне повешенной эмоциональной лабильности, и сопутствует повышению уровня мотивации достижения. Единственно, что удалось зафиксировать преимущественную связь персонального внимания с более высоким уровнем интеллектуальной активности, о котором можно судить по ориентированности на новые знания (шкала Общей заинтересованности), и общественного внимания с готовностью проводить время в эмоциональном, игровом общении с другими людьми (шкала Ориентации на игру). Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. В заключении можно отметить, что необходимо продолжить работу по апробации Опросника устойчивых форм Явнимания, в частности требуется проверка его экологической валидности и надежности. Вместе с тем, как представляется, в исследовательских целях и для более глубокого анализа отдельных случаев практики он может использоваться уже в настоящем виде. Литература. 1.БернсР. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 2.КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / Психологический журнал. Том16, N1, 1995, 4351. 3.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 4.BussA.H. Selfconsciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980. 5.DuvalS., WicklundR.A. A theory of objective selfawareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 6.FahrenbergJ. Das Freiburger PersonlichkeitsInventar. Gottingen: Hogrefe, 1894. 7.FenigsteinA., ScheierM.F., BussA.H. Public and private selfconsciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522527. 8.HoustonD.M. The relationship between cognitive failure and selffocused attention / British Journal clinical Psychology, 1989, 1, 8586. 9.KammerD., NowackW. Selfmonitorin: Construction and validation of a german twofactor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr.104, 1983. 10.MerzJ. SAF: Fragebogen zur Messung von dispositioneller Selbstaufmerksamkeit / Diagnostica, 1986, 32, Heft2, 142152. 11.PyszczynckiT., GreenbergJ. On the relationship between selffocused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 3445. 12.StumpfH., AngleiterA. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. 13.WicklundR.A. Objective selfawareness. In: BerkowitzL. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. Табл.1. Пункты Опросника устойчивых форм Явнимания. 2.Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 14.Меня очень заботит, как меня оценивают другие. 11.Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 28.Меня не интересует, что говорят обо мне другие люди. 25.Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 35.Я внимательно наблюдаю за тем, как окружающие реагируют на меня и мои действия. 8.Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 20.Обычно я стараюсь произвести хорошее впечатление. 17.Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 18.Я часто чувствую себя неумелым в общении с другими людьми. 27.Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 16.Мне бывает очень неловко, когда приходится говорить перед группой людей. 24.Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 7.Я часто чувствую себя скованно, когда приходится говорить с важной персоной. 13.Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 6.Мне часто приходится перебарывать себя, если надо у когонибудь чтото спросить. 3.Меня очень легко смутить. 5.Мне трудно работать, если при этом на меня ктото смотрит. 32.В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 23.Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков. 36.В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 29.Я очень внимателен к изменению моего настроения. 21.Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 30.Мои мысли часто вращаются вокруг моей собственной персоны. 19.Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 1.Я очень много думаю о себе самом. 33.Если мне чтото не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 4.Я с большим вниманием отношусь к своим внутренним физическим ощущениям. 15.Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (КондаковИ.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Явнимания // Журнал практического психолога, N4, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Обертоны психические, Облигатный, Обломова синдромы, Обморок, Обобщение, Обоняние, Обонятельный анализатор, Оборонительный рефлекс, Образ, Образ воображения, Образ восприятия, Образ мира, Обсессия, Обучаемость, Обучающий эксперимент, Общая одаренность, Общение, Объективная психология, Объективный метод в психологии, Объем внимания, Объем кратковременной памяти, Объем памяти, Оглушение, Одержимость, Окулогравическая иллюзия, Олигофрения, Олпорт Гордон, Ольфактометрия, Онанизм, Онейроидная форма переживаний, Онейроидное состояние сознания, Оно (Es, Id), Онтогенез, Онтогенез процессов восприятия, Оперантное обусловливание, Оперативная единица восприятия, Оперативная настройка, Оперативное поле зрения, Оперативный образ, Оперативный порог, Оперативный порог ощущений, Операционализм, Операция, Операция в концепции Ж. Пиаже, Описание психодиагностической методики, Опознавательные признаки, Опознание, Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания, Опросники креативности, Оптико–геометрические иллюзии, Оптическое смешение цветов, Оральная стадия психосексуального развития, Оральный характер, Орган чувств, Организационный климат, Органические ощущения, Ориентация живого организма, Ориентировочная деятельность, Ориентировочный рефлекс, Орудийные действия животных, Осведомленность, Освещенность, Осгуд Чарльз Эджмертон, Основные симптомы шизофрении, Остранение, Отис Артур Синтон, Отказ человека–оператора, Отклонения в психическом развитии ребенка, Отреагирование, Отрицание, Ошанин Дмитрий Александрович, Ощущение, , ...

 

Катартический метод

Катартический метод (от греч. katharein очищение) форма психотерапии , впервые открыта Ж.Брейером в 1880г. на материале работы с его пациенткой АннойО. и опубликован в 1895г. в статье, написанной вместе с З.Фрейдом . Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Вначале это происходило в гипнозе, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций . При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию соответствующего аффекта происходит катарсис собственно душевное очищение. Этот метод стоит в основе психоанализа. Литература. BreuerJ., FruedS. Studien uber Histerie. Wien: Deuticke,...

Кататимия

Кататимия (от греч. kata вниз + thymos чувство) резкое изменение душевного содержания под действием аффектов, автор Г.В.Майер (1912г.). Восприятие, воспоминания или процесс мышления могут искажаться под действием желаемого или пугающего. При генерализации может наступать нарушение сознания по типу кататимного бреда. По Майеру, как кататимное может быть определено магическое, или пралогическое, мышление представителей традиционного общества, в противоположность каузальному (и соответственно, неаффективному) мышлению современного культурного человека. В норме прорыв кататимного содержания в сознание возможен во время сна. При этом неоднородные образы объединяются не по логическому основанию, а по своей связанности с исходным аффектом, соответственно для содержания сна не имеет значение, насколько...

Кататонический синдром

Кататонический синдром психопатологический синдром . Характеризуется возникновением состояния общего возбуждения (двигательное беспокойство, нелепые поступки , бессвязная речь ) и следующего за ним ступора (оцепенение, восковая...

Категориальность восприятия

Категориальность восприятия способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми...

Катексис

Катексис психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии ( либидо ) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма...

Катц Давид

Катц (Katz) Давид (1884 1953) западноевропейский психолог. Работал вместе с Э.Рубиным под руководством Э.Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии , считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта...

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция (от лат. causa причина и attribuo наделяю) феномен социального взаимодействия, автор Ф.Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на...

Каузально–динамический анализ

Каузальнодинамический анализ методологическая стратегия, разработанная Л.С.Выготским . Предназначен для выделения единицы психического: в отличие от обычного анализа , разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузальнодинамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузальнодинамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Л.С.Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения , которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось...

Кафка (Kafka) Густав

Кафка (Kafka) Густав (23.7.1883, Вена 12.2.1953, Вейцхохгейм близ Вюрцбурга) австрийский философ и психолог. Детство провел в г.Брюнне, ныне Боно, в семье приемных родителей, после года службы свободноопределяющимся приступил в 1902г. к изучению сначала права (1семестр), затем философии и психологии в Венском университете, занимался у Г.Э.Мюллера и Э.Гуссерля в Геттингенском университете, у Т.Липпса в Мюнхене, у В.Вундта в Лейпциге, под его руководством подготовил докторскую диссертацию (Uber das Ansteigen der Tonerregung, 1906). Работал затем ассистентом у Т.Липпса, у Э.Бехера, под его руководством подготовил диссертацию для замещения должности доцента по проблеме Я (Versuch einer kritischen Darstellung der neueren Anschauungen uber das Ichproblem),...

Качества Эренфельса

Качества Х.Эренфельса (1890г.) феномены восприятия . Ряд гештальткачеств : качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); качество транспозитивности (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). Литература. EhrenfelsCh. Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14,...

Келли (Kelly) Джордж Александер

Келли (Kelly) Джордж Александер (1905 1966) американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или личностных конструкторов, свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий . Для изучения этих конструктов был разработан метод репертуарных...

Келли Гарольд

Келли (Kelley) Гарольд (род. 1921 Бойсе, Айдахо, США) американский социальный психолог. В 1948г. защитил докторскую диссертацию по философии в Массачусетском технологическом институте. С 1961г. профессор Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе. Специалист по проблемам межличностных взаимоотношений, атрибуции, групповой динамики. В соответствии с его теорией прогнозирование поведения другого человека обусловлено тремя факторами, к которым относятся степень похожести поведения данного человека на поведение других людей (консенсус), вариативность его реагирования на разные стимулы (своеобразие), устойчивость реагирования на один и тот же стимул (консистентность). Сочинения. Communication and Persuasion. N.Y., 1953; Social Psychology оf Groups. 1959; Attribution: Receiving the Causes оf Behavior. N.Y., 1972; Interpersonal Relations....

Кеннон Уолтер Бредфорд

Кеннон (Cannоn) Уолтер Бредфорд (1871, ПрейридуЧейн, Висконсин, США 1945, Франклин, НьюГампшир, США) американский физиолог и психофизиолог. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1900), где в дальнейшем работал в качестве профессора физиологии (190642). Член национальной академии США, почетный член АНСССР (1942). Проводил исследования нейрогуморальной регуляции функций организма. Предложил теорию эмоций, в которой основная роль признавалась за симпатической нервной системой и гормональной регуляцией (Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе. 1915). В ней было дано экспериментальное опровержение теории Джемса Ланге . Было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. Разработал теорию гомеостаза организма...

Кесарево безумие

Кесарево безумие (от лат. Caesar титул императоров) форма психоза . Понятие использовалось Тацитом в его Истории по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется прежде всего в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной...

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англоамериканский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932г. по 1937г. директор психологической клиники. С 1937г. работал в США. С 1947г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт...

Кеттел Джеймс Маккин

Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г.Лотце и В.Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался также проблемами времени реакции , ассоциаций , внимания , антиципации...

Кёлер (Kohler) Вольфганг

Кёлер (Kohler) Вольфганг (21.01.1887 11.06.1967) немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии . В 1910хгг., проводил исследования на экспериментальной станции на о.Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или хорошего гештальта. В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании,...

Кинестезии речевые

Кинестезии речевые афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий , когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации изза скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка,...

Кинестезические ощущения

Кинестезические ощущения (от греч. kineo двигаюсь и aisthesis ощущение) ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора . При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например, зрительнодвигательных, определяющих пространственное видение, кожнокинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания. На основе кинестезических...

Кинзи (Kinsey) Альфред

Кинзи (Kinsey) Альфред (1894 1956) американский зоолог, основатель современной сексологии. Работал в...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

SetLinks error: Incorrect password!