Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Катартический метод

Катартический метод (от греч. katharein очищение) форма психотерапии , впервые открыта Ж.Брейером в 1880г. на материале работы с его пациенткой АннойО. и опубликован в 1895г. в статье, написанной вместе с З.Фрейдом . Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Вначале это происходило в гипнозе, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций . При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию соответствующего аффекта происходит катарсис собственно душевное очищение. Этот метод стоит в основе психоанализа. Литература. BreuerJ., FruedS. Studien uber Histerie. Wien: Deuticke,...

Кататимия

Кататимия (от греч. kata вниз + thymos чувство) резкое изменение душевного содержания под действием аффектов, автор Г.В.Майер (1912г.). Восприятие, воспоминания или процесс мышления могут искажаться под действием желаемого или пугающего. При генерализации может наступать нарушение сознания по типу кататимного бреда. По Майеру, как кататимное может быть определено магическое, или пралогическое, мышление представителей традиционного общества, в противоположность каузальному (и соответственно, неаффективному) мышлению современного культурного человека. В норме прорыв кататимного содержания в сознание возможен во время сна. При этом неоднородные образы объединяются не по логическому основанию, а по своей связанности с исходным аффектом, соответственно для содержания сна не имеет значение, насколько...

Кататонический синдром

Кататонический синдром психопатологический синдром . Характеризуется возникновением состояния общего возбуждения (двигательное беспокойство, нелепые поступки , бессвязная речь ) и следующего за ним ступора (оцепенение, восковая...

Категориальность восприятия

Категориальность восприятия способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми...

Катексис

Катексис психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии ( либидо ) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма...

Катц Давид

Катц (Katz) Давид (1884 1953) западноевропейский психолог. Работал вместе с Э.Рубиным под руководством Э.Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии , считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта...

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция (от лат. causa причина и attribuo наделяю) феномен социального взаимодействия, автор Ф.Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на...

Каузально–динамический анализ

Каузальнодинамический анализ методологическая стратегия, разработанная Л.С.Выготским . Предназначен для выделения единицы психического: в отличие от обычного анализа , разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузальнодинамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузальнодинамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Л.С.Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения , которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось...

Кафка (Kafka) Густав

Кафка (Kafka) Густав (23.7.1883, Вена 12.2.1953, Вейцхохгейм близ Вюрцбурга) австрийский философ и психолог. Детство провел в г.Брюнне, ныне Боно, в семье приемных родителей, после года службы свободноопределяющимся приступил в 1902г. к изучению сначала права (1семестр), затем философии и психологии в Венском университете, занимался у Г.Э.Мюллера и Э.Гуссерля в Геттингенском университете, у Т.Липпса в Мюнхене, у В.Вундта в Лейпциге, под его руководством подготовил докторскую диссертацию (Uber das Ansteigen der Tonerregung, 1906). Работал затем ассистентом у Т.Липпса, у Э.Бехера, под его руководством подготовил диссертацию для замещения должности доцента по проблеме Я (Versuch einer kritischen Darstellung der neueren Anschauungen uber das Ichproblem),...

Качества Эренфельса

Качества Х.Эренфельса (1890г.) феномены восприятия . Ряд гештальткачеств : качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); качество транспозитивности (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). Литература. EhrenfelsCh. Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14,...

Келли (Kelly) Джордж Александер

Келли (Kelly) Джордж Александер (1905 1966) американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или личностных конструкторов, свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий . Для изучения этих конструктов был разработан метод репертуарных...

Келли Гарольд

Келли (Kelley) Гарольд (род. 1921 Бойсе, Айдахо, США) американский социальный психолог. В 1948г. защитил докторскую диссертацию по философии в Массачусетском технологическом институте. С 1961г. профессор Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе. Специалист по проблемам межличностных взаимоотношений, атрибуции, групповой динамики. В соответствии с его теорией прогнозирование поведения другого человека обусловлено тремя факторами, к которым относятся степень похожести поведения данного человека на поведение других людей (консенсус), вариативность его реагирования на разные стимулы (своеобразие), устойчивость реагирования на один и тот же стимул (консистентность). Сочинения. Communication and Persuasion. N.Y., 1953; Social Psychology оf Groups. 1959; Attribution: Receiving the Causes оf Behavior. N.Y., 1972; Interpersonal Relations....

Кеннон Уолтер Бредфорд

Кеннон (Cannоn) Уолтер Бредфорд (1871, ПрейридуЧейн, Висконсин, США 1945, Франклин, НьюГампшир, США) американский физиолог и психофизиолог. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1900), где в дальнейшем работал в качестве профессора физиологии (190642). Член национальной академии США, почетный член АНСССР (1942). Проводил исследования нейрогуморальной регуляции функций организма. Предложил теорию эмоций, в которой основная роль признавалась за симпатической нервной системой и гормональной регуляцией (Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе. 1915). В ней было дано экспериментальное опровержение теории Джемса Ланге . Было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. Разработал теорию гомеостаза организма...

Кесарево безумие

Кесарево безумие (от лат. Caesar титул императоров) форма психоза . Понятие использовалось Тацитом в его Истории по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется прежде всего в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной...

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англоамериканский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932г. по 1937г. директор психологической клиники. С 1937г. работал в США. С 1947г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт...

Кеттел Джеймс Маккин

Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г.Лотце и В.Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался также проблемами времени реакции , ассоциаций , внимания , антиципации...

Кёлер (Kohler) Вольфганг

Кёлер (Kohler) Вольфганг (21.01.1887 11.06.1967) немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии . В 1910хгг., проводил исследования на экспериментальной станции на о.Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или хорошего гештальта. В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании,...

Кинестезии речевые

Кинестезии речевые афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий , когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации изза скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка,...

Кинестезические ощущения

Кинестезические ощущения (от греч. kineo двигаюсь и aisthesis ощущение) ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора . При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например, зрительнодвигательных, определяющих пространственное видение, кожнокинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания. На основе кинестезических...

Кинзи (Kinsey) Альфред

Кинзи (Kinsey) Альфред (1894 1956) американский зоолог, основатель современной сексологии. Работал в...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие

SetLinks error: Incorrect password!