Exit Project: Глоссарий: Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция



Парадоксальная интенция психотерапевтический прием, разработанный В.Франклом в 1927г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (ФранклВ. Человек в поисках смысла, М., 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний ) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и изза опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную интенцию задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли чемпионом по дрожанию. Другой его пример супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются, в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие ), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение , что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, имплозивная терапия, индуцированная тревожность. Для большего эффекта парадоксальная интенция может быть сформулирована в юмористической форме.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Клагес (Klages) Людвиг

Клагес (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер 29.07.1956) немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области...

Клапаред (Claparede) Эдуард

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.04.1873, Женева 29.10.1940) швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной...

Классификации памяти Э. Тульвинга

Классификации памяти Э.Тульвинга схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти : 1.Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2.Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами; 3.Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между...

Классификация жестов Экмана и Фризена

На основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного) были выделены следующие виды жестов: эмблемыжесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы; иллюстративные жестыдвижения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические); адапторы, способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет); регуляторы, использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций. Авторы П.Экман и У.В.Фризен. Литература. EkmanP., FriesenW.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969, v.1, p.4998; EkmanP., FriesenW.V. Hand movement // J. Communication, 1972, v.22, p.353374;...

Классификация запахов Линнея

Классификация запахов Линнея разделение запахов по качественности ощущения, автор шведский ботаник К.Линней. Выделяется 7 основных запахов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные...

Классификация запахов Цваардемакера

Классификация запахов Цваардемакера разделение всех запахов по качественности ощущения на 9 основных классов: запахи эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус), чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов), тошнотворные...

Классификация мотивов Мюррея

Классификация мотивов Г.А.Мюррея (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест. Литература. MurrayH.A. Toward a classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass.,...

Классификация мотивов Нюттена

Классификация мотивов Нюттена (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы, автор Ж.Нюттен . Было выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра...

Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга

Классификация обонятельных ощущений Х.Хеннинга выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации...

Классификация ощущений

Классификация ощущений разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам , ответственным за их возникновение. Так выделяют ощущения зрительные , слуховые , тактильные, вкусовые , обонятельные , пропроиорецептивные , двигательные...

Классификация ощущений Хэда

Классификация ощущений Г.Хэда теоретический конструкт, объясняющий виды чувствительности . Были выделены два вида чувствительности: протопатическая , более примитивная и аффективная, имеющая центр в таламусе, эпикритическая, более объективированная и дифференцированная, имеющая корковый центр. Литература. HeadH. An Human Experiment in Nerve Division // Brain. 1908, V.29 (совм. с...

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона

Классификация ощущений Ч.Шеррингтона модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений: 1.Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2.Проприорецептивные, или кинестезические , возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела; 3.Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами...

Классификация памяти П.П. Блонского

Классификация памяти П.П.Блонского подразделение памяти по типу запоминаемого материала на двигательную, эмоциональную, образную, вербальную память, представляющие ступени единого генетического...

Классификация профессий Кьюдера

Классификация профессий Кьюдера происходит от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом. Автор Дж.Ф.Кьюдер . Систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Были выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов. Литература. KuderJ.F. Kuder Occupational Interest Survay: General manual, Chi., 1966; Kuder general interest survey: manual, Chi., 1964; Kuder Vocational Preference...

Классификация профессий Сьюпера

Классификация профессий Д.Сьюпера (от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом) систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный...

Классификация психодиагностических методик

Классификация психодиагностических методик (от лат. classis разряд + facere делать и греч. psyche душа + diagnosis распознавание) подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы: 1.Тесты достижений. 1.1.Тесты развития. 1.2.Тесты интеллекта. 1.3.Общие тесты достижений. 1.4.Школьные тесты. 1.5.Специальные тесты проверки функций и способностей. 2.Личностные метрические тесты. 2.1.Тесты структуры личности. 2.2.Установки и интересы тесты. 2.3.Клинические тесты. 3.Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1.Тесты толкований. 3.2.Вербальнотематические тесты. 3.3.Рисуночные и формосоздающие тесты. Литература. (Hrsg.) BrickenkampfR. Erster Erganzungsband zum Handbuch psychologischer und padagogischer Test. Gottingen,...

Классификация типов темперамента Гиппократа

Классификация типов темперамента Гиппократа типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VIв. до н.э. в учении древнегреческого врача Гиппократа . Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какоголибо одного элемента проявляется как тип темперамента , носителя которого были обозначены как сангвиник , холерик , флегматик и меланхолик...

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога (Дж.Ястров, Ф.Урбан). Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какоголибо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных...

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание форма научения, исследованная И.П.Павловым . Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию. Синоним Classical...

Кластерный анализ

Кластерный анализ математическая процедура, позволяющая на основе схожести количественных значений нескольких признаков, свойственных каждому объекту (например, испытуемому) какоголибо множества, сгруппировать эти объекты в определенные классы, или кластеры. Осуществляется путем вычисления расстояния между этими объектами прежде всего в терминах евклидовой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Парадоксальная интенция