Exit Project: Глоссарий: Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)



Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа.

Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей.

Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда.

Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге.

В 1907 году он получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Позже при содействии Эугена Блейлера - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельцли в Цюрихе, закончил интернатуру по психиатрии.

В том же (1907) году К.Г. Юнг знакомит его с З.Фрейдом, с которым у Бинсвангера установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктринальные разногласия. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, невзирая на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентов психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер).

Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX века была довольно значительной. Это не могло остаться незамеченным основоположником психоанализа, и он рекомендовал Бинсвангеру принять участие в работе Венского психоаналитического общества. А в 1910 году Бинсвангер был избран президентом этого общества. В группу психоаналитического движения входили такие известные психоаналитики как А. Шторх (Storch A.), М. Босс (Boss M.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.), Ван Ден Берг (Van Den Berg J.H.) и Байтендийк (Buytendijk F.J.).

Период с 1910 по 1920 годы - время, когда Бинсвангер делает попытки переосмыслить учение З.Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В.Дильтея) (Dilthey) и Э. Шпрангера, феноменологии Гуссерля и М. Шелера, и впоследствии отвергает биологизм и детерминизм З.Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений.

В 1911 году Бинсвангер сменил своего отца на посту директора санатория Беллевю в Кройцлингене, и занимал эту должность до 1956 года, когда передал бразды правления своему сыну.

С выходом в 1927 году работы М.Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа.

Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени", то есть рассмотрения человека в единстве с миром человека и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии, утверждая, что аналитика Хайдеггера является основанием любой будущей антропологии.

Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования.

В 1942 году выходит в свет главная работа Бинсвангера "Основные формы и познание человеческого бытия", которая носит преимущественно философский характер. Здесь Бинсвангер пытается дополнить хайдеггеровскую экзистенциальную аналитику философской антропологией М. Шелера и еврейского мыслителя Мартина Бубера (Buber M.), а также идеями русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка.

Работы Бинсвангера получили широкую известность, и оказали влияние на широкий круг западных философов, психологов и психиатров, привели к появлению такого направления как антипсихиатрия, оказали известное влияние на немецкую философию и литературную критику.

Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицинских академий, в 1956 году ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина.

В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.

Умер в 1966 году.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Ольга Кретинина
08.11.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Клагес (Klages) Людвиг

Клагес (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер 29.07.1956) немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области...

Клапаред (Claparede) Эдуард

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.04.1873, Женева 29.10.1940) швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной...

Классификации памяти Э. Тульвинга

Классификации памяти Э.Тульвинга схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти : 1.Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2.Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами; 3.Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между...

Классификация жестов Экмана и Фризена

На основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного) были выделены следующие виды жестов: эмблемыжесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы; иллюстративные жестыдвижения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические); адапторы, способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет); регуляторы, использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций. Авторы П.Экман и У.В.Фризен. Литература. EkmanP., FriesenW.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969, v.1, p.4998; EkmanP., FriesenW.V. Hand movement // J. Communication, 1972, v.22, p.353374;...

Классификация запахов Линнея

Классификация запахов Линнея разделение запахов по качественности ощущения, автор шведский ботаник К.Линней. Выделяется 7 основных запахов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные...

Классификация запахов Цваардемакера

Классификация запахов Цваардемакера разделение всех запахов по качественности ощущения на 9 основных классов: запахи эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус), чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов), тошнотворные...

Классификация мотивов Мюррея

Классификация мотивов Г.А.Мюррея (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест. Литература. MurrayH.A. Toward a classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass.,...

Классификация мотивов Нюттена

Классификация мотивов Нюттена (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы, автор Ж.Нюттен . Было выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра...

Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга

Классификация обонятельных ощущений Х.Хеннинга выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации...

Классификация ощущений

Классификация ощущений разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам , ответственным за их возникновение. Так выделяют ощущения зрительные , слуховые , тактильные, вкусовые , обонятельные , пропроиорецептивные , двигательные...

Классификация ощущений Хэда

Классификация ощущений Г.Хэда теоретический конструкт, объясняющий виды чувствительности . Были выделены два вида чувствительности: протопатическая , более примитивная и аффективная, имеющая центр в таламусе, эпикритическая, более объективированная и дифференцированная, имеющая корковый центр. Литература. HeadH. An Human Experiment in Nerve Division // Brain. 1908, V.29 (совм. с...

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона

Классификация ощущений Ч.Шеррингтона модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений: 1.Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2.Проприорецептивные, или кинестезические , возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела; 3.Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами...

Классификация памяти П.П. Блонского

Классификация памяти П.П.Блонского подразделение памяти по типу запоминаемого материала на двигательную, эмоциональную, образную, вербальную память, представляющие ступени единого генетического...

Классификация профессий Кьюдера

Классификация профессий Кьюдера происходит от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом. Автор Дж.Ф.Кьюдер . Систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Были выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов. Литература. KuderJ.F. Kuder Occupational Interest Survay: General manual, Chi., 1966; Kuder general interest survey: manual, Chi., 1964; Kuder Vocational Preference...

Классификация профессий Сьюпера

Классификация профессий Д.Сьюпера (от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом) систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный...

Классификация психодиагностических методик

Классификация психодиагностических методик (от лат. classis разряд + facere делать и греч. psyche душа + diagnosis распознавание) подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы: 1.Тесты достижений. 1.1.Тесты развития. 1.2.Тесты интеллекта. 1.3.Общие тесты достижений. 1.4.Школьные тесты. 1.5.Специальные тесты проверки функций и способностей. 2.Личностные метрические тесты. 2.1.Тесты структуры личности. 2.2.Установки и интересы тесты. 2.3.Клинические тесты. 3.Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1.Тесты толкований. 3.2.Вербальнотематические тесты. 3.3.Рисуночные и формосоздающие тесты. Литература. (Hrsg.) BrickenkampfR. Erster Erganzungsband zum Handbuch psychologischer und padagogischer Test. Gottingen,...

Классификация типов темперамента Гиппократа

Классификация типов темперамента Гиппократа типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VIв. до н.э. в учении древнегреческого врача Гиппократа . Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какоголибо одного элемента проявляется как тип темперамента , носителя которого были обозначены как сангвиник , холерик , флегматик и меланхолик...

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога (Дж.Ястров, Ф.Урбан). Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какоголибо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных...

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание форма научения, исследованная И.П.Павловым . Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию. Синоним Classical...

Кластерный анализ

Кластерный анализ математическая процедура, позволяющая на основе схожести количественных значений нескольких признаков, свойственных каждому объекту (например, испытуемому) какоголибо множества, сгруппировать эти объекты в определенные классы, или кластеры. Осуществляется путем вычисления расстояния между этими объектами прежде всего в терминах евклидовой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)