Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Клагес (Klages) Людвиг

Клагес (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер 29.07.1956) немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области...

Клапаред (Claparede) Эдуард

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.04.1873, Женева 29.10.1940) швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной...

Классификации памяти Э. Тульвинга

Классификации памяти Э.Тульвинга схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти : 1.Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2.Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами; 3.Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между...

Классификация жестов Экмана и Фризена

На основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного) были выделены следующие виды жестов: эмблемыжесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы; иллюстративные жестыдвижения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические); адапторы, способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет); регуляторы, использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций. Авторы П.Экман и У.В.Фризен. Литература. EkmanP., FriesenW.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969, v.1, p.4998; EkmanP., FriesenW.V. Hand movement // J. Communication, 1972, v.22, p.353374;...

Классификация запахов Линнея

Классификация запахов Линнея разделение запахов по качественности ощущения, автор шведский ботаник К.Линней. Выделяется 7 основных запахов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные...

Классификация запахов Цваардемакера

Классификация запахов Цваардемакера разделение всех запахов по качественности ощущения на 9 основных классов: запахи эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус), чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов), тошнотворные...

Классификация мотивов Мюррея

Классификация мотивов Г.А.Мюррея (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест. Литература. MurrayH.A. Toward a classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass.,...

Классификация мотивов Нюттена

Классификация мотивов Нюттена (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы, автор Ж.Нюттен . Было выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра...

Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга

Классификация обонятельных ощущений Х.Хеннинга выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации...

Классификация ощущений

Классификация ощущений разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам , ответственным за их возникновение. Так выделяют ощущения зрительные , слуховые , тактильные, вкусовые , обонятельные , пропроиорецептивные , двигательные...

Классификация ощущений Хэда

Классификация ощущений Г.Хэда теоретический конструкт, объясняющий виды чувствительности . Были выделены два вида чувствительности: протопатическая , более примитивная и аффективная, имеющая центр в таламусе, эпикритическая, более объективированная и дифференцированная, имеющая корковый центр. Литература. HeadH. An Human Experiment in Nerve Division // Brain. 1908, V.29 (совм. с...

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона

Классификация ощущений Ч.Шеррингтона модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений: 1.Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2.Проприорецептивные, или кинестезические , возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела; 3.Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами...

Классификация памяти П.П. Блонского

Классификация памяти П.П.Блонского подразделение памяти по типу запоминаемого материала на двигательную, эмоциональную, образную, вербальную память, представляющие ступени единого генетического...

Классификация профессий Кьюдера

Классификация профессий Кьюдера происходит от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом. Автор Дж.Ф.Кьюдер . Систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Были выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов. Литература. KuderJ.F. Kuder Occupational Interest Survay: General manual, Chi., 1966; Kuder general interest survey: manual, Chi., 1964; Kuder Vocational Preference...

Классификация профессий Сьюпера

Классификация профессий Д.Сьюпера (от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом) систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный...

Классификация психодиагностических методик

Классификация психодиагностических методик (от лат. classis разряд + facere делать и греч. psyche душа + diagnosis распознавание) подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы: 1.Тесты достижений. 1.1.Тесты развития. 1.2.Тесты интеллекта. 1.3.Общие тесты достижений. 1.4.Школьные тесты. 1.5.Специальные тесты проверки функций и способностей. 2.Личностные метрические тесты. 2.1.Тесты структуры личности. 2.2.Установки и интересы тесты. 2.3.Клинические тесты. 3.Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1.Тесты толкований. 3.2.Вербальнотематические тесты. 3.3.Рисуночные и формосоздающие тесты. Литература. (Hrsg.) BrickenkampfR. Erster Erganzungsband zum Handbuch psychologischer und padagogischer Test. Gottingen,...

Классификация типов темперамента Гиппократа

Классификация типов темперамента Гиппократа типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VIв. до н.э. в учении древнегреческого врача Гиппократа . Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какоголибо одного элемента проявляется как тип темперамента , носителя которого были обозначены как сангвиник , холерик , флегматик и меланхолик...

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога (Дж.Ястров, Ф.Урбан). Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какоголибо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных...

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание форма научения, исследованная И.П.Павловым . Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию. Синоним Classical...

Кластерный анализ

Кластерный анализ математическая процедура, позволяющая на основе схожести количественных значений нескольких признаков, свойственных каждому объекту (например, испытуемому) какоголибо множества, сгруппировать эти объекты в определенные классы, или кластеры. Осуществляется путем вычисления расстояния между этими объектами прежде всего в терминах евклидовой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)