Exit Project: Глоссарий: Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия



Александр Романович Лурия

16 июля 1902 года.

Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына.

1917 год.

Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии.

1918 год.

Завершив среднее образование на краткосрочных курсах, он поступил в Казанский университет, который в ту пору распахнул двери практически всем желающим, независимо от уровня подготовки. В университете царил хаос. Чему и как следует учить студентов, никто толком не представлял. Факультет, на который поступил Лурия, назывался юридическим, но вскоре был переименован в факультет общественных наук.

К психологии Лурия пришел не сразу, и, надо сказать, весьма извилистым путем. Вот его собственное крайне парадоксальное утверждение: "Я начал свой путь в науке с того, что получил прочное, длительное и совершенно безоговорочное отвращение к психологии". Как и многие молодые люди той поры, студент Лурия бредил социальным прожектерством. Он намеревался написать книгу о законах возникновения и распространения идей. Этот замысел так и не был осуществлен, однако побудил Лурию обратиться к психологическим источникам, каковыми оказались труды Вундта, Титченера и Гефдинга. "Ни в этих, ни в каких других книгах по психологии тех времен и намека не было на живую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая. И я для себя сделал вывод - вот уж наука, которой я никогда в жизни не стану заниматься!".

1921 год - Лурия окончил факультет общественных наук Казанского университета.

Пересмотреть эту категоричную точку зрения Лурию заставило знакомство с трудами З.Фрейда, которыми он сильно заинтересовался. Причем настолько, что организовал психоаналитический кружок. Первое, что Лурия сделал в качестве его председателя, - заказал бланки на русском и немецком языках и на одном из них послал в Вену уведомление о создании новой организации - Казанского психоаналитического кружка. Через три недели пришел ответ, начинавшийся словами: "Уважаемый господин президент:". Фрейд писал, как он рад был узнать, что его идеи подхвачены в Казани, Этот уникальный автограф по сей день хранится в архиве А.Р.Лурии.

Психоаналитическими штудиями процесс психологического самообразования не закончился (как у любого настоящего психолога, у Лурии он длился всю жизнь). Немалый интерес вызвали у него работы В.М.Бехтерева, поразившие его объективным подходом к психологическим проблемам.

Под впечатлением от идей Бехтерева Лурия решил основать журнал, надеясь, что Бехтерев согласится войти в редакционную коллегию. Согласием удалось заручиться, и журнал увидел свет. Вышло, правда, всего два номера. Ввиду отсутствия типографской бумаги журнал был напечатан на желтой оберточной бумаге, которую удалось раздобыть на местном мыловаренном заводе.

В этом журнале были опубликованы статьи Лурии, в которых были описаны объективные методы изучения времени реакции при утомлении (эти исследования были выполнены им в Казанском институте научной организации труда). Статьи привлекли внимание К.Н.Корнилова, сменившего Г.И.Челпанова на посту директора Московского психологического института, и он пригласил молодого подающего надежды исследователя в Москву. Именно здесь Лурия провел свое первое исследование, получившее международный резонанс, - создал так называемую сопряженную моторную методику. В ее основе лежала идея ассоциативного эксперимента К.Г.Юнга. Предложенная Лурией модификация метода была довольно простой. От испытуемого требовалось в ответ на предъявляемое слово отвечать первым пришедшим на ум словом и одновременно сжимать рукой резиновую грушу. Слова предъявлялись самые разные - как нейтральные, так и такие, которые могли иметь для испытуемого особый эмоциональный подтекст. В том случае, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, можно было фиксировать некоторую задержку словесной и двигательной реакции. Эксперимент Лурии был использован в криминалистической практике. С его помощью удалось среди нескольких подозреваемых выявить того, кто действительно был преступником. Этот опыт Лурия обобщил в книге "Природа человеческих конфликтов" ("The nature of human conflicts" N.Y.,1932), которая была издана на английском языке в Нью-Йорке в 1932 году и с той поры так и не была опубликована в нашей стране. А в США разработка этой проблемы активно продолжалась и привела в итоге к созданию детектора лжи в его современной модификации.

В Москве Лурия продолжил активную деятельность на ниве психоанализа. Он стал ученым секретарем Русского психоаналитического общества, его отчеты о деятельности общества регулярно публиковались в изданиях Международной психоаналитической ассоциации. Еще в Казани им была написана и издана малым тиражом книга "Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии". В Москве под патронажем симпатизировавшего психоанализу директора Госиздата О.Ю.Шмидта книгу удалось переиздать весьма солидным по тем временам тиражом - 500 экземпляров.

Однако постепенно увлечение фрейдистскими идеями сошло на нет. Попытки Лурии применить психоанализ в психиатрической клинике не дали ощутимых результатов. В итоге Лурия пришел к выводу о недооценке Фрейдом социального опыта и принципиальной ограниченности его теории.

В первые же годы пребывания в Москве Лурия стал заниматься педагогической работой.

1923 год.

Лурия начал работать в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской в качестве заведующего кафедрой психологии. Там было начато новое исследование, которое позже было опубликовано в виде двух монографий: "Речь и интеллект в развитии ребенка" (1928) и "Речь и интеллект у городского, деревенского и беспризорного ребенка" (1930). Это были первые публикации, в которых проявился интерес Лурии к проблеме речи, которой он впоследствии посвятил много экспериментальных и теоретических работ.

1924 год.

Произошло важное событие. На Втором неврологическом съезде в Ленинграде Лурия встретился с Л.С.Выготским. Доклад Выготского произвел на него неизгладимое впечатление. По инициативе Лурии Выготский, живший и работавший в Гомеле (где он преподавал психологию в техникуме), был приглашен в Москву, в Институт психологии. Хотя Лурия был моложе Выготского всего на пять лет и за его спиной был уже немалый опыт научной работы, он сразу и безоговорочно признал Выготского своим учителем и руководителем. Правда, формально Лурия первое время был руководителем Выготского, который, придя в Институт, поступил в аспирантуру.

С именем Выготского и его учеников связано начало построения новой советской психологии, непосредственно ориентированной на практику.

В эти годы на общей теоретической основе сплотилась знаменитая "тройка" ученых - Выготский, Лурия, Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, который под руководством Выготского начал последовательно разрабатывать новую психологию.

Главное, что объединяло Лурию и Выготского, - это признание того, что предметом психологии являются сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности ("высшие психические функции"), а не элементарные психические акты (типа реакций), и это их объяснение следует искать в исторических, объективных психологических и физиологических закономерностях работы мозга.

Интерес Лурии к неврологии, зародившийся в эти годы, стал впоследствии основным делом его жизни. Он привел Лурию к убеждению о необходимости получить законченное медицинское образование.

В эти же годы у Лурии сложился интерес к изучению умственно отсталых детей. И эта линия исследований также первоначально была инициирована Выготским. Основная проблема этих исследований - проблема диагностики умственной отсталости, которая разрабатывалась в 20-е годы Выготским и его учениками - позже, в 50-е годы, стала одной из центральных тем, над которой работал Лурия и его коллектив.

1925 год.

Июль. Лурия отправился в Германию вместе с отцом, который намеревался посетить несколько немецких клиник. Так Лурия познакомился с Куртом Левином - крупным немецким психологом, с которым у него сложились дружеские отношения. Впоследствии, в 1933 году, когда Левин возвращался в Берлин из командировки в Японию и остановился в Москве, Лурия настойчиво уговаривал его не возвращаться в фашистскую Германию, а остаться в СССР. Прозорливый Левин внял совету лишь отчасти: домой он не вернулся, но и в Москве не остался, предпочтя направиться в США.

1929 год.

Завершением этого периода жизни и деятельности Лурия была его поездка в Америку на IX Международный психологический конгресс и выступление там с докладом об объективном методе исследования аффектов.

По дороге в Америку Лурия заехал в Германию, где вновь встретился с К.Левином, а также с В.Келером и другими немецкими психологами. Там он познакомился с Б.В.Зейгарник - ученицей Левина, с которой позже его надолго объединит совместная работа на факультете психологии Московского университета.

30-е годы.

Этот период можно назвать "вторым московским" в жизни Лурии. Он был очень насыщен событиями разного рода и прежде всего большими научными достижениями.

1930 год.

Лето. Время первой экспедиции Лурии в Среднюю Азию вместе с Ф.Н.Шемякиным. Лурия провел в Средней Азии две совместные экспедиции - в 1930 и 1931 годах. Они работали в кишлаках и на джайлау - горных пастбищах Узбекистана и Киргизии. Идея этих экспедиций, сформулированная совместно с Выготским, состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование психических процессов. Объектом изучения были познавательные процессы - восприятие, память, мышление у неграмотных и грамотных людей, четко отличающиеся по ряду параметров.

Уникальные результаты, полученные в среднеазиатских экспедициях, высоко оцененные Выготским, не были оценены чиновниками от науки, которые усмотрели в них признаки расизма и запретили исследования. Только 40 лет спустя Лурия вернулся к этой работе - в значительной степени под влиянием американца Майкла Коула, его стажера, интересовавшегося "культурной психологией". Обработав часть результатов (многое так и осталось в архиве), Лурия опубликовал монографию "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), которая вскоре была переведена на английский язык и имела большой успех. Фактически Лурия был одним из первых, кто систематически исследовал проблему влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека - проблему, которая стала настолько популярной в настоящее время, что составила содержание целого направления в современной психологии.

Эта линия исследования логически тесно переплеталась с другим направлением - изучением близнецов. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии человека. Использовав традиционно, со времен Ф.Гальтона, применявшийся с этой целью близнецовый метод, Лурия внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Он показал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

1937 год - Лурия окончил I Московский медицинский институт.

Годы Великой Отечественной Войны.

Лурия возглавил реабилитационный госпиталь на Южном Урале в санатории Кисегач, близ Челябинска. Фактически здесь зародилось новое психологическое направление - нейропсихология, ныне выделившееся в специальную отрасль психологической науки и получившее международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 2-е изд.,1969). Лурией была разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушения речи. Лурия также изучал роль лобных долей головного мозга в регулировании психических процессов, мозговые механизмы памяти. Нейропсихологическим проблемам посвящено большинство из 30 опубликованных им научных монографий.

1945 год.

Лурия начал работать в МГУ им. М.В.Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А.Н.Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 года) - также курс по нейропсихологии.

1966 - 1971 годы.

Лурия - заведующий кафедрой медицинской психологии психологического факультета МГУ.

1971 год.

Опубликована одна из наиболее известных его книг - "Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения". Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и факте внимании и милосердии ученого. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.

В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.

Одну из своих последних работ он так и назвал: "Последняя книга". Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей ее американским редактором М.Коулом, - "Сотворение разума". На русском языке она вышла уже после смерти Лурии под названием "Этапы пройденного пути". Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого Лурии. Но "Этапы пройденного пути" - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Лурия завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, свое творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический асп екты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.

А.Р.Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии "История психологии в автобиографиях" Э.Г.Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно ученый с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов и до наших дней издаются на разных языках по всему миру.

Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, Лурия внес весомый вклад в решение множества психологических проблем.

14 августа 1977 года Лурия Александр Романович умер.

Труды Лурии: Этюды по истории поведения (совм. с Л. С. Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948; Мозг человека и психические процессы, т. 1 - 2. М., 1963 - 1970; Нейродинамический анализ решения задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 1966; Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М,, 1973; Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.

Основой для статьи стала книга С.С.Степанова "Психология в лицах". - М.:Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - с. 197 - 208.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Кузина Ирина
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Клагес (Klages) Людвиг

Клагес (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер 29.07.1956) немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области...

Клапаред (Claparede) Эдуард

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.04.1873, Женева 29.10.1940) швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной...

Классификации памяти Э. Тульвинга

Классификации памяти Э.Тульвинга схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти : 1.Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2.Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами; 3.Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между...

Классификация жестов Экмана и Фризена

На основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного) были выделены следующие виды жестов: эмблемыжесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы; иллюстративные жестыдвижения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические); адапторы, способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет); регуляторы, использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций. Авторы П.Экман и У.В.Фризен. Литература. EkmanP., FriesenW.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969, v.1, p.4998; EkmanP., FriesenW.V. Hand movement // J. Communication, 1972, v.22, p.353374;...

Классификация запахов Линнея

Классификация запахов Линнея разделение запахов по качественности ощущения, автор шведский ботаник К.Линней. Выделяется 7 основных запахов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные...

Классификация запахов Цваардемакера

Классификация запахов Цваардемакера разделение всех запахов по качественности ощущения на 9 основных классов: запахи эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус), чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов), тошнотворные...

Классификация мотивов Мюррея

Классификация мотивов Г.А.Мюррея (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест. Литература. MurrayH.A. Toward a classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass.,...

Классификация мотивов Нюттена

Классификация мотивов Нюттена (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационнопотребностной сферы, автор Ж.Нюттен . Было выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра...

Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга

Классификация обонятельных ощущений Х.Хеннинга выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации...

Классификация ощущений

Классификация ощущений разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам , ответственным за их возникновение. Так выделяют ощущения зрительные , слуховые , тактильные, вкусовые , обонятельные , пропроиорецептивные , двигательные...

Классификация ощущений Хэда

Классификация ощущений Г.Хэда теоретический конструкт, объясняющий виды чувствительности . Были выделены два вида чувствительности: протопатическая , более примитивная и аффективная, имеющая центр в таламусе, эпикритическая, более объективированная и дифференцированная, имеющая корковый центр. Литература. HeadH. An Human Experiment in Nerve Division // Brain. 1908, V.29 (совм. с...

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона

Классификация ощущений Ч.Шеррингтона модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений: 1.Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2.Проприорецептивные, или кинестезические , возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела; 3.Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами...

Классификация памяти П.П. Блонского

Классификация памяти П.П.Блонского подразделение памяти по типу запоминаемого материала на двигательную, эмоциональную, образную, вербальную память, представляющие ступени единого генетического...

Классификация профессий Кьюдера

Классификация профессий Кьюдера происходит от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом. Автор Дж.Ф.Кьюдер . Систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Были выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов. Литература. KuderJ.F. Kuder Occupational Interest Survay: General manual, Chi., 1966; Kuder general interest survey: manual, Chi., 1964; Kuder Vocational Preference...

Классификация профессий Сьюпера

Классификация профессий Д.Сьюпера (от лат. classis разряд + facere делать и profiteor объявляю своим делом) систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный...

Классификация психодиагностических методик

Классификация психодиагностических методик (от лат. classis разряд + facere делать и греч. psyche душа + diagnosis распознавание) подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы: 1.Тесты достижений. 1.1.Тесты развития. 1.2.Тесты интеллекта. 1.3.Общие тесты достижений. 1.4.Школьные тесты. 1.5.Специальные тесты проверки функций и способностей. 2.Личностные метрические тесты. 2.1.Тесты структуры личности. 2.2.Установки и интересы тесты. 2.3.Клинические тесты. 3.Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1.Тесты толкований. 3.2.Вербальнотематические тесты. 3.3.Рисуночные и формосоздающие тесты. Литература. (Hrsg.) BrickenkampfR. Erster Erganzungsband zum Handbuch psychologischer und padagogischer Test. Gottingen,...

Классификация типов темперамента Гиппократа

Классификация типов темперамента Гиппократа типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VIв. до н.э. в учении древнегреческого врача Гиппократа . Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какоголибо одного элемента проявляется как тип темперамента , носителя которого были обозначены как сангвиник , холерик , флегматик и меланхолик...

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога (Дж.Ястров, Ф.Урбан). Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какоголибо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных...

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание форма научения, исследованная И.П.Павловым . Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию. Синоним Classical...

Кластерный анализ

Кластерный анализ математическая процедура, позволяющая на основе схожести количественных значений нескольких признаков, свойственных каждому объекту (например, испытуемому) какоголибо множества, сгруппировать эти объекты в определенные классы, или кластеры. Осуществляется путем вычисления расстояния между этими объектами прежде всего в терминах евклидовой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Александр Романович Лурия