Терстоун (Thurstone) Луис Леон (29.5.1887, Чикаго 29.9.1955, Чапел Хилл, Сев.Каролина ) американский психолог, психометрист. Сначала изучал электронику в Корнеллском университете (горный инженер, 1912), после чего, в 1912г., работал в качестве ассистента Т.Эдисона в его лаборатории в г.ОстОрандж. Работал преподавателем начертательной геометрии в Миннесотском университете (19121914). В 1914г. приступил к изучению психологии в Технологическом институте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением. Работал в нем в качестве ассистента, затем профессора психологии и декана (19151923). С 1923г. Терстоун работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924г. возвратился в Чикагский университет в качестве ассоциированного профессора психологии, с 1927г. он полный профессор. Здесь он создал психометрическую лабораторию. Терстоун является одним из основателей Psychometric Society и журнала этого общества Psychometrica, свыше 24 лет был издателем American Council on Educational Psychological Examenations. Соредактор Journal of Social Psychology. Председатель APA (1932), президент Психометрического общества (1936). Один из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Ввел стандарт измерительных шкал по принципу парного сравнения высказываний шкалы типа терстоуновских. Отталкиваясь от факторноаналитических исследований Спирмена и Кеттелла в области интеллекта , предложил свой вариант многомерного факторного анализа, который приводил к опровержению концепции gфактора интеллекта Спирмена. При этом Терстоун отказался от предположения об обязательном наличии в матрице интеркорреляций значений вклада единого общего фактора, в силу чего у него появилась возможность выявлять несколько групповых факторов, в частности при исследовании интеллекта в этом качестве выступили: особенности восприятия , пространственные способности, вербальные способности (Vectors of Mind: Multiple factor Analysis for the Isolation of Primary Traits, Chicago, 1935; Primary Mental Abilities, 1938). Эти же математические методы им были использованы при исследовании восприятия (A factorial study of perception, Psychometric Monogr., 1944, N7). Вместе со своими сотрудниками им было создано около 30 шкал на изучение различных социальных установок на измерение отношений: к войне, смертной казни, церкви, цензуре, общественным институтам, обычаям, расам, нациям (The Measurement of Attitude, Chicago, 1929 (совм. с ChaveE.J.); The Measurement of Values, Chicago, 1959). Литература .
Клаустрофобия страх закрытых...
Клейст (Kleist) Карл (31.1.1879, Мюльхаузен, Эльзас 26.12.1960, ФранкфуртнаМайне) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902); работал с 1903г. по 1908г. в качестве ассистента Е.Циена, К.Вернике, Г.Антона в клинике нервных болезней г.Галле, у Дж.Л.Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К.Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях (Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken, Lpz., 1908). С 1909г. по 1914г. он главный врач Клиники...
Клеточный ансамбль (от фр. ensamble вместе) объединение нейронов, специализирующихся на рецепции определенных свойств предметов и явлений окружающего мира. Существуют клеточные ансамбли первого, второго и третьего уровней. В частности, в зрительной коре кошки и обезьяны обнаружены нейроны, реагирующие одни на линии определенной ориентации, другие на линии определенного размера, третьи на углы и т.д. Автор Д.Хебб . Литература. HebbD.O. The Organization of Behavior. N.Y., 1949; HebbD.O. A neuropsychological theоry // Psychology: A Study of a Science. V.1, N.Y.,...
Клиентоцентрированная терапия (от греч. kentrоn средоточие и theraрeia лечение) форма психотерапии . Характеризуется тем, что за счет поведения терапевта достигается обусловливание речевого поведения клиента. Терапевт ориентирован на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, это приводит к тому, что клиент все больше и свободнее выражает свои...
Климов Евгений Александрович (род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) отечественный психолог. В 1953г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преподавателем. В 1958г. на базе одного из ПТУ г.Казани организовал научнопрактическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения. В 1959г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1968г. докторскую, посвященную проблеме индивидуального стиля деятельности. С 1968г. заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. С 1976г. по 1980г. профессор ЛГПУ им.А.И.Герцена, с 1980г. факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии. С 1986г. декан факультета психологии МГУ. Профессор по специальности психология...
Клиническая психология (от греч. kline постель, койка) раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения , психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические , психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических...
Кляйн (Klein) Мелани (30.03.1882, Вена 22.09.1960, Лондон) австроанглийский психоаналитик. Получила неполное искусствоведческое образование в Вене. В Будапеште познакомилась в Ш.Ференци . С 1921по 1926г. проходила обучение у К.Абрахама в Берлине. При поддержке Э.Джонса переехала в Лондон. Там создала собственную школу психоанализа. Занималась проблемами детского психоанализа, при этом делала акцент не на сексуальном аспекте взаимоотношений матери и ребенка, а на социальном и когнитивном. По ее представлениям, инстанция СверхЯ формируется в два года, причем для этого возраста характерно преобладание агрессивной потребности над сексуальной. Проводила психоанализ детей в форме игровой терапии. После 1930г. занималась исследованиями взрослых. Сочинения. Zur Fruhanalyse. 1923; Развитие одного...
Что бы при лечении а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когдалибо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Сочинения. Гиппократ. Избранные книги. Т.1. Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936,...
Когнитивная карта субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту обозрение как одновременное представление пространственного расположения...
Когнитивная психология направление в психологии, возникшее в начале 60хгг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций . Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие , распознавание образов, внимание , память, воображение , речь , психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического...
Когнитивная психотерапия психотерапевтический метод, разработанный А.Т.Беком (BeckA.T. Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects, N.Y., 1967; Cognitive Therapy and Emotional Disorders, N.Y., 1979) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения . При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний ) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы каким я вижу себя?, какое будущее меня ожидает? и каков окружающий мир? пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни...
Когнитивная ригидность неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине...
Когнитивная сложность (от лат. cоgnitiо знание) форма когнитивного стиля . Индивидуальная степень дифференцированности сознания, которая обусловливает особенности классификации и категоризации различных жизненных событий. Диагностируется при помощи методик, в которых количество оснований для классификации объектов не задается экспериментатором, а определяется самим...
Когнитивный контур субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных...
Когнитивный образ субъективная репрезентация предмета с набором признаков, который избыточен для построения конкретного действия...
Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо знание и греч. stylos букв. стержень для письма) устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какоголибо одного из возможных и примерно равнозначных путей их...
Кожногальваническая реакция (КГР) биоэлектрическая активность, фиксируемая на поверхности кожи, обусловленная деятельностью потовых желез и выступающая компонентом ориентировочного рефлекса , эмоциональных реакций организма, связанных с работой симпатической нервной системы. Может регистрироваться с любого участка кожи, но обычно используются пальцы и кисти рук или подошв ног. Служит для анализа состояний человека, его эмоциональноволевых и интеллектуальных процессов. В структуре КГР могут быть выделены различные составляющие: уровень тонической активности как некое фоновое, относительно длительное состояние, реакция в ответ на раздражители, которая продолжается в течение нескольких секунд, и спонтанная реакции, несвязанная с какимлибо определенным раздражителем. При этом уровень тонической активности выступает как показатель функционального...
Колберг (Kohlberg) Лоуренс (1927, Бронксвилл, НьюЙорк 1987, Бостон) американский психолог. В 1958г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме Развитие образа моральных суждений и выбора в 1016 лет. С 1959г. адьюнктпрофессор Йельского университета. С 1962г. руководитель кафедры психологии Чикагского университета. Покончил жизнь самоубийством. Автор концепции морального развития . На ее основе выдели ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Сочинения. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) GoslinD.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; From Is to Ought: how to commit the naturalistic falleci and get away with...
Колумбийская школа психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии, в которой лидером был Р.Вудвортс...
Кома нарушение деятельности сознания. Характеризуется отсутствием реагирования на воздействия окружающего мира, включая болевые раздражители. При этом зрачки расширенны, а реакция на свет не фиксируется, часто возникают патологические...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]