Exit Project: Глоссарий: Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)



Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).

Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.

С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.

Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.

С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.

Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).

В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.

В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",

в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".

В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.

В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.

В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.

Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.

С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.

В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).

1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)

Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.

В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.

В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.

В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).

В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.

После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.

Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.

Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.

Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:

"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),

"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),

"Ницше" (Nietzsche, 1961),

"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).

ЛИТЕРАТУРА

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
15.11.2001
Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Клаустрофобия

Клаустрофобия страх закрытых...

Клейст (Kleist) Карл

Клейст (Kleist) Карл (31.1.1879, Мюльхаузен, Эльзас 26.12.1960, ФранкфуртнаМайне) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902); работал с 1903г. по 1908г. в качестве ассистента Е.Циена, К.Вернике, Г.Антона в клинике нервных болезней г.Галле, у Дж.Л.Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К.Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях (Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken, Lpz., 1908). С 1909г. по 1914г. он главный врач Клиники...

Клеточный ансамбль

Клеточный ансамбль (от фр. ensamble вместе) объединение нейронов, специализирующихся на рецепции определенных свойств предметов и явлений окружающего мира. Существуют клеточные ансамбли первого, второго и третьего уровней. В частности, в зрительной коре кошки и обезьяны обнаружены нейроны, реагирующие одни на линии определенной ориентации, другие на линии определенного размера, третьи на углы и т.д. Автор Д.Хебб . Литература. HebbD.O. The Organization of Behavior. N.Y., 1949; HebbD.O. A neuropsychological theоry // Psychology: A Study of a Science. V.1, N.Y.,...

Клиенто-центрированная терапия

Клиентоцентрированная терапия (от греч. kentrоn средоточие и theraрeia лечение) форма психотерапии . Характеризуется тем, что за счет поведения терапевта достигается обусловливание речевого поведения клиента. Терапевт ориентирован на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, это приводит к тому, что клиент все больше и свободнее выражает свои...

Климов Евгений Александрович

Климов Евгений Александрович (род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) отечественный психолог. В 1953г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преподавателем. В 1958г. на базе одного из ПТУ г.Казани организовал научнопрактическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения. В 1959г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1968г. докторскую, посвященную проблеме индивидуального стиля деятельности. С 1968г. заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. С 1976г. по 1980г. профессор ЛГПУ им.А.И.Герцена, с 1980г. факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии. С 1986г. декан факультета психологии МГУ. Профессор по специальности психология...

Клиническая психология

Клиническая психология (от греч. kline постель, койка) раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения , психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические , психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических...

Кляйн Мелани

Кляйн (Klein) Мелани (30.03.1882, Вена 22.09.1960, Лондон) австроанглийский психоаналитик. Получила неполное искусствоведческое образование в Вене. В Будапеште познакомилась в Ш.Ференци . С 1921по 1926г. проходила обучение у К.Абрахама в Берлине. При поддержке Э.Джонса переехала в Лондон. Там создала собственную школу психоанализа. Занималась проблемами детского психоанализа, при этом делала акцент не на сексуальном аспекте взаимоотношений матери и ребенка, а на социальном и когнитивном. По ее представлениям, инстанция СверхЯ формируется в два года, причем для этого возраста характерно преобладание агрессивной потребности над сексуальной. Проводила психоанализ детей в форме игровой терапии. После 1930г. занималась исследованиями взрослых. Сочинения. Zur Fruhanalyse. 1923; Развитие одного...

Клятва Гиппократа

Что бы при лечении а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когдалибо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Сочинения. Гиппократ. Избранные книги. Т.1. Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936,...

Когнитивная карта

Когнитивная карта субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту обозрение как одновременное представление пространственного расположения...

Когнитивная психология

Когнитивная психология направление в психологии, возникшее в начале 60хгг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций . Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие , распознавание образов, внимание , память, воображение , речь , психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического...

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия психотерапевтический метод, разработанный А.Т.Беком (BeckA.T. Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects, N.Y., 1967; Cognitive Therapy and Emotional Disorders, N.Y., 1979) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения . При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний ) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы каким я вижу себя?, какое будущее меня ожидает? и каков окружающий мир? пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни...

Когнитивная ригидность

Когнитивная ригидность неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине...

Когнитивная сложность

Когнитивная сложность (от лат. cоgnitiо знание) форма когнитивного стиля . Индивидуальная степень дифференцированности сознания, которая обусловливает особенности классификации и категоризации различных жизненных событий. Диагностируется при помощи методик, в которых количество оснований для классификации объектов не задается экспериментатором, а определяется самим...

Когнитивный контур

Когнитивный контур субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных...

Когнитивный образ

Когнитивный образ субъективная репрезентация предмета с набором признаков, который избыточен для построения конкретного действия...

Когнитивный стиль

Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо знание и греч. stylos букв. стержень для письма) устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какоголибо одного из возможных и примерно равнозначных путей их...

Кожно–гальваническая реакция

Кожногальваническая реакция (КГР) биоэлектрическая активность, фиксируемая на поверхности кожи, обусловленная деятельностью потовых желез и выступающая компонентом ориентировочного рефлекса , эмоциональных реакций организма, связанных с работой симпатической нервной системы. Может регистрироваться с любого участка кожи, но обычно используются пальцы и кисти рук или подошв ног. Служит для анализа состояний человека, его эмоциональноволевых и интеллектуальных процессов. В структуре КГР могут быть выделены различные составляющие: уровень тонической активности как некое фоновое, относительно длительное состояние, реакция в ответ на раздражители, которая продолжается в течение нескольких секунд, и спонтанная реакции, несвязанная с какимлибо определенным раздражителем. При этом уровень тонической активности выступает как показатель функционального...

Колберг Лоуренс

Колберг (Kohlberg) Лоуренс (1927, Бронксвилл, НьюЙорк 1987, Бостон) американский психолог. В 1958г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме Развитие образа моральных суждений и выбора в 1016 лет. С 1959г. адьюнктпрофессор Йельского университета. С 1962г. руководитель кафедры психологии Чикагского университета. Покончил жизнь самоубийством. Автор концепции морального развития . На ее основе выдели ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Сочинения. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) GoslinD.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; From Is to Ought: how to commit the naturalistic falleci and get away with...

Колумбийская школа

Колумбийская школа психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии, в которой лидером был Р.Вудвортс...

Кома

Кома нарушение деятельности сознания. Характеризуется отсутствием реагирования на воздействия окружающего мира, включая болевые раздражители. При этом зрачки расширенны, а реакция на свет не фиксируется, часто возникают патологические...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

SetLinks error: Incorrect password!