Сочинения в 3х т. / Ред. И.С.Нарский, А.Л.Субботин, М.: Мысль, 1985. Т.1. Опыт о человеческом разумении. 184.Первичные качества. Среди ...качеств в телах есть, вопервых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в котором бы оно ни было состоянии... Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью; разделите его снова оно все еще сохраняет эти самые качества... Названные качества тела я называю первоначальными или первичными... Вторичные качества. Вовторых, такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичными качествами вещей, т.е. объемом, формой, строением и движением их незаметных частиц, я называю вторичными качествами. 185.Ближайший вопрос, который мы должны рассмотреть, сводится к тому, как тела вызывают в нас идеи. Очевидно, посредством толчка единственно возможного для нас способа представить себе воздействия тел. Если внешние предметы не связаны [непосредственно] с нашим умом, когда они вызывают в нем идеи, а мы всетаки воспринимаем эти первоначальные качества в тех предметах, которые поодиночке предстают перед нашими чувствами, то очевидно, что через посредство наших нервов, или жизненных духов, через посредство некоторых частей нашего тела некоторое движение должно передаваться от них мозгу, или местонахождению ощущений, чтобы в нашем уме вызвать отдельные идеи этих объектов. 357.Находя, что духи, подобно телам, могут оказывать воздействие только там, где они находятся, и что оказывают они воздействие в разное время в разных местах, я не могу не приписать перемену места всем конечным духам... Моя душа, будучи таким же реальным существом, как и мое тело, в такой же степени, как и само тело, несомненно, способна переменить свое расстояние от какогонибудь другого тела или существа и, таким образом, способна к движению. 363....Я думаю, что наши идеи, относящиеся к духу, также многочисленны и также ясны, как и идеи, относящиеся к телу, субстанция каждого из которых одинаково неизвестна нам. 364.Субстанция духа неизвестна нам, но в такой же степени неизвестна нам и субстанция тела. 368....Все наши идеи различного рода субстанций суть не что иное, как совокупности простых идей вместе с предположением чегото, к чему они относятся и в чем существуют, хотя мы не имеем никакой ясной, отчетливой идеи этого предполагаемого нечто. T.2. Опыт о человеческом разумении. Кн.IV. 20.Кто обратит внимание на то, с каким трудом в наших мыслях ощущение согласуется с протяженной материей или бытие с чемнибудь вообще, не имеющим протяженности, тот признает, что он очень далек от достоверного знания того, что такое его душа. Отрывки из 3х писем Дж.Локка к Э.Стиллингфлиту. 303....Так как идея общей субстанции везде одинакова, то, если ей сообщить модификацию мышления, или способность мышления, она превращается в духовную субстанцию. При этом мы не принимаем во внимание других присущих ей модификаций, будь то модификация плотности или нет. С другой стороны, субстанция, которой присуща модификация плотности, есть материя, все равно, обладает ли она модификацией мышления или нет. 306.Существует духовная субстанция; и я уверен в том, что существует нематериальная духовная субстанция... Однако это не противоречит тому, что, если Бог, этот бесконечный, всемогущий и совершенно нематериальный дух, пожелал бы дать нам систему, состоящую из очень тонкой материи, чувства и движения, ее можно было бы с полным основанием назвать духом, хотя материальность не была бы исключена из ее сложной идеи. 307....На основе моих принципов, т.е. исходя из идеи мышления, мы можем иметь достоверное знание, что в нас существует мыслящая субстанция. На этом основании мы имеем достоверное знание, что существует вечная мыслящая субстанция. И эта мыслящая субстанция, существовавшая от вечности, как я доказал, нематериальна. Эта вечная, нематериальная, мыслящая субстанция вложила в нас мыслящую субстанцию, и относительно последней нельзя с неопровержимостью доказать на основе наших идей, материальна ли она или нематериальна, хотя на основе этих идей можно с максимальной степенью вероятности доказать, что она нематериальна. Элементы натуральной философии. 512.В процессе циркуляции крови значительная часть ее поступает в голову, где мозг выделяет или производит из нее животные духи, которые посредством нервов сообщают чувство и движение всем частям тела.
Авокалия форма моторной амузии , при которой теряется возможность воспроизведения мелодии песен голосом или на музыкальных...
(Авруцкий Г.Я., Еникеев Д.Г., 1957). Шкала для оценки шизофренической ремиссии соответственно трехмерной клинической типологии, включающей в себя показатели степени выраженности дефицитарной и продуктивной психопатологической симптоматики и клинический тип синдрома ремиссии. При этом учитывается диссоциированный характер клинического, социального и трудового аспектов ремиссии при...
Группа исследователей (Х.Эренфельс, С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А.Мейнонга, создателя первой в Австрии лаборатории экспериментальной психологии (1894). В постановке и теоретико-экспериментальной разработке проблемы целостности сознания представители Австрийской школы исходили из концепции Ф.Брентано. Х.Эренфельс ввел в научный оборот термин "гештальт-качество" с целью обозначить целостность психического образа (и сознания в целом), его несводимость к сумме составляющих его ощущений. А.Мейнонг считал гештальткачество "высшим" представлением, возникающим на основе "низших" представлений (ощущений, звуков) в результате особого продуктивного духовного акта. Австрийская школа подготовила переход психологии...
Австрийская психологическая школа направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х.Эренфельс , С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших с 80хгг. XIXв. по 10егг.ХХв. в основном в Грацком университете под руководством А.Мейнонга . В центре внимания стояла теоретикоэкспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х.Эренфельса, который ввел термин гештальткачество для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающимся оптикогеометрических иллюзий , нарушений восприятия при патологии. При этом гештальткачество признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим...
Автаркия (греч. autarkeia самоудовлетворение) античное понятие. Обозначает состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля ) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния...
Автобиография (от греч. autоs сам + bios жизнь + grapho пишу) в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит обращение автора, семейные хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, автобиографии выдающихся людей, частные дневники, которые писались без расчета на публикацию, повествования авантюристов о своих приключениях. Г.В.Олпорт , проанализировав большой массив материалов, составил следующий список мотивов, побуждающих к написанию автобиографий: 1.Самозащита или самооправдание в своих глазах или перед окружающими. 2. Эксгибиционизм , эгоистическое стремление показать себя. Классическим примером этого типа автобиографии может служить известная Исповедь Ж.Ж.Руссо . 3.Стремление привести в порядок свою жизнь...
Автокинетический феномен (от греч. autоs сам + kinema движение и phainomenon являющееся) зрительная иллюзия. Если в темном помещении на экран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется...
Процедура, приводящая больного к сильному аффективному разряду. Современные общедоступные методы записи звука и изображения стремительно внедряются в психотерапию. Атанасов (Атанасов Ат., 1990) использовал магнитофон с целью создания раздражителей для "инсценировки". Было установлено, что насколько раздражитель ближе к поведению больного, перенесшего психотравму, настолько живее аффективная реакция у него. Поэтому во время репродукции осуществляется магнитофонная запись именно того, что больные воспроизводят, - их возгласы, вздохи, дыхание, выкрики, плач. При прослушивании этих записей пациенты всегда реагируют бурными эмоциональными разрядами. Отреагирование и улучшение наступают сравнительно быстро, что отчасти искупает переживания больных. Обратная связь всегда сохраняется; более чем у половины больных во время первых...
Автоматизация движений переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль начинают играть восприятие и ощущения , особенно кинестетические . Если изменение условий деятельности вызывает существенное затруднение в выполнении действия, то может происходить дезавтоматизация навыка , при которой снова основным регулятором становится сознательный контроль, осуществляемый при помощи мышления и речи . Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов...
(Греч. automatos - самопроизвольный). Осуществление функций отдельных органов и систем вне видимой связи с побудительными импульсами извне, самопроизвольно, аутохтонно, без контроля воли,...
(Лат: ambulatorius - подвижный). Вариант сумеречного нарушения сознания, характеризующийся длительным бесцельным хождением больного с внешне упорядоченным поведением, правильным выполнением сложных целесообразных действий и последующей амнезией. Наблюдается при эпилепсии после судорожного припадка или как эквивалент...
Разновидность Автоматизма психического, характеризуется возникновением чуждых больному эмоций, трактуемых им как результат воздействия...
Выполнение сложных действий, совершение целенаправленных и внешне упорядоченных поступков при гипнотическом...
Характеризуется проявлениями психического Автоматизма в двигательной сфере. Син.: Автоматизм моторный, Автоматизм кинестетический, Автоматизм...
(Греч. idea - представление, мысль). Насильственное появление мыслей, не обусловленных внешним воздействием. Разновидность автоматизма психического. Входит в состав синдрома Кандинского-Клерамбо. Син.: Автоматизм...
Повышенная подчиняемость больного командам окружающих при полном отсутствии критичности. Наблюдается в гипнозе, при кататонической гипервнушаемости. В последних случаях, выполняя чьи-либо команды, приказания, больной способен к агрессивно-разрушительным...
См. Кандинского-Клерамбо...
См....
Непроизвольная двигательная активность, проявляющаяся во время или после эпилептического припадка, обычно амнезируемая. Это либо продолжение деятельности, совершавшейся в момент наступления припадка, либо проявление новой двигательной активности в связи с пароксизмальным нарушением сознания. Включает в себя и Автоматизм...
(Гулямов М.Г., 1965). Наблюдается при гриппозных психозах, протекающих с симптоматикой энцефалита, и при хроническом алкогольном галлюцинозе, не сопровождающемся бредом. Клиническая картина определяется выраженным вербальным галлюцинозом (простые и сложные слуховые галлюцинации), к которому на фоне ясного сознания присоединяются явления психического автоматизма (псевдогаллюцинации слуха, симптом открытости, наплыв или задержка мыслей, насильственное мышление, передача мыслей па расстоянии, отчуждение эмоций, сделанные сновидения, движения, совершаемые под влиянием извне). Характерно отсутствие бредовых идей воздействия, как и при синдроме психического автоматизма в клинике эпидемического энцефалита (Голант Р. Я., 1939). Отсутствуют и симптомы сенестопатического автоматизма. Характерны сравнительно кратковременное течение и обратимость неврологической симптоматики при гриппозных...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]