Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Авокалия

Авокалия форма моторной амузии , при которой теряется возможность воспроизведения мелодии песен голосом или на музыкальных...

Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении

(Авруцкий Г.Я., Еникеев Д.Г., 1957). Шкала для оценки шизофренической ремиссии соответственно трехмерной клинической типологии, включающей в себя показатели степени выраженности дефицитарной и продуктивной психопатологической симптоматики и клинический тип синдрома ремиссии. При этом учитывается диссоциированный характер клинического, социального и трудового аспектов ремиссии при...

Австрийская (Грацкая) школа

Группа исследователей (Х.Эренфельс, С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А.Мейнонга, создателя первой в Австрии лаборатории экспериментальной психологии (1894). В постановке и теоретико-экспериментальной разработке проблемы целостности сознания представители Австрийской школы исходили из концепции Ф.Брентано. Х.Эренфельс ввел в научный оборот термин "гештальт-качество" с целью обозначить целостность психического образа (и сознания в целом), его несводимость к сумме составляющих его ощущений. А.Мейнонг считал гештальткачество "высшим" представлением, возникающим на основе "низших" представлений (ощущений, звуков) в результате особого продуктивного духовного акта. Австрийская школа подготовила переход психологии...

Австрийская психологическая школа

Австрийская психологическая школа направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х.Эренфельс , С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших с 80хгг. XIXв. по 10егг.ХХв. в основном в Грацком университете под руководством А.Мейнонга . В центре внимания стояла теоретикоэкспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х.Эренфельса, который ввел термин гештальткачество для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающимся оптикогеометрических иллюзий , нарушений восприятия при патологии. При этом гештальткачество признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим...

Автаркия

Автаркия (греч. autarkeia самоудовлетворение) античное понятие. Обозначает состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля ) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния...

Автобиография

Автобиография (от греч. autоs сам + bios жизнь + grapho пишу) в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит обращение автора, семейные хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, автобиографии выдающихся людей, частные дневники, которые писались без расчета на публикацию, повествования авантюристов о своих приключениях. Г.В.Олпорт , проанализировав большой массив материалов, составил следующий список мотивов, побуждающих к написанию автобиографий: 1.Самозащита или самооправдание в своих глазах или перед окружающими. 2. Эксгибиционизм , эгоистическое стремление показать себя. Классическим примером этого типа автобиографии может служить известная Исповедь Ж.Ж.Руссо . 3.Стремление привести в порядок свою жизнь...

Автокинетический феномен

Автокинетический феномен (от греч. autоs сам + kinema движение и phainomenon являющееся) зрительная иллюзия. Если в темном помещении на экран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется...

Автологокатарсис Атанасова

Процедура, приводящая больного к сильному аффективному разряду. Современные общедоступные методы записи звука и изображения стремительно внедряются в психотерапию. Атанасов (Атанасов Ат., 1990) использовал магнитофон с целью создания раздражителей для "инсценировки". Было установлено, что насколько раздражитель ближе к поведению больного, перенесшего психотравму, настолько живее аффективная реакция у него. Поэтому во время репродукции осуществляется магнитофонная запись именно того, что больные воспроизводят, - их возгласы, вздохи, дыхание, выкрики, плач. При прослушивании этих записей пациенты всегда реагируют бурными эмоциональными разрядами. Отреагирование и улучшение наступают сравнительно быстро, что отчасти искупает переживания больных. Обратная связь всегда сохраняется; более чем у половины больных во время первых...

Автоматизация движений

Автоматизация движений переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль начинают играть восприятие и ощущения , особенно кинестетические . Если изменение условий деятельности вызывает существенное затруднение в выполнении действия, то может происходить дезавтоматизация навыка , при которой снова основным регулятором становится сознательный контроль, осуществляемый при помощи мышления и речи . Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов...

Автоматизм

(Греч. automatos - самопроизвольный). Осуществление функций отдельных органов и систем вне видимой связи с побудительными импульсами извне, самопроизвольно, аутохтонно, без контроля воли,...

Автоматизм амбулаторный

(Лат: ambulatorius - подвижный). Вариант сумеречного нарушения сознания, характеризующийся длительным бесцельным хождением больного с внешне упорядоченным поведением, правильным выполнением сложных целесообразных действий и последующей амнезией. Наблюдается при эпилепсии после судорожного припадка или как эквивалент...

Автоматизм аффективный

Разновидность Автоматизма психического, характеризуется возникновением чуждых больному эмоций, трактуемых им как результат воздействия...

Автоматизм гипнотический

Выполнение сложных действий, совершение целенаправленных и внешне упорядоченных поступков при гипнотическом...

Автоматизм двигательный

Характеризуется проявлениями психического Автоматизма в двигательной сфере. Син.: Автоматизм моторный, Автоматизм кинестетический, Автоматизм...

Автоматизм идеаторный

(Греч. idea - представление, мысль). Насильственное появление мыслей, не обусловленных внешним воздействием. Разновидность автоматизма психического. Входит в состав синдрома Кандинского-Клерамбо. Син.: Автоматизм...

Автоматизм командный

Повышенная подчиняемость больного командам окружающих при полном отсутствии критичности. Наблюдается в гипнозе, при кататонической гипервнушаемости. В последних случаях, выполняя чьи-либо команды, приказания, больной способен к агрессивно-разрушительным...

Автоматизм психический

См. Кандинского-Клерамбо...

Автоматизм сомнамбулический

См....

Автоматизм эпилептический

Непроизвольная двигательная активность, проявляющаяся во время или после эпилептического припадка, обычно амнезируемая. Это либо продолжение деятельности, совершавшейся в момент наступления припадка, либо проявление новой двигательной активности в связи с пароксизмальным нарушением сознания. Включает в себя и Автоматизм...

Автоматизма психического галлюцинаторный вариант

(Гулямов М.Г., 1965). Наблюдается при гриппозных психозах, протекающих с симптоматикой энцефалита, и при хроническом алкогольном галлюцинозе, не сопровождающемся бредом. Клиническая картина определяется выраженным вербальным галлюцинозом (простые и сложные слуховые галлюцинации), к которому на фоне ясного сознания присоединяются явления психического автоматизма (псевдогаллюцинации слуха, симптом открытости, наплыв или задержка мыслей, насильственное мышление, передача мыслей па расстоянии, отчуждение эмоций, сделанные сновидения, движения, совершаемые под влиянием извне). Характерно отсутствие бредовых идей воздействия, как и при синдроме психического автоматизма в клинике эпидемического энцефалита (Голант Р. Я., 1939). Отсутствуют и симптомы сенестопатического автоматизма. Характерны сравнительно кратковременное течение и обратимость неврологической симптоматики при гриппозных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)