В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим образованием.
В 1992 г. в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии впервые в России создан факультет подготовки медсестер с высшим образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная задача этого факультета - выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных психотерапевтов.
Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере социальной перцепции, что позволяет активно выслушать пациентов, оказывать им эмоциональную поддержку. В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи. Не менее важным для медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.
В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой, обеспечивающей пациентам общение друг с другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят поведенческую психотерапию, например в форме функциональных тренировок поведения, или реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут использовать простые формы библиотерапии, а после специальной подготовки им можно доверить занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии - просмотр с небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся, всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по отработанному алгоритму.
Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.
Авокалия форма моторной амузии , при которой теряется возможность воспроизведения мелодии песен голосом или на музыкальных...
(Авруцкий Г.Я., Еникеев Д.Г., 1957). Шкала для оценки шизофренической ремиссии соответственно трехмерной клинической типологии, включающей в себя показатели степени выраженности дефицитарной и продуктивной психопатологической симптоматики и клинический тип синдрома ремиссии. При этом учитывается диссоциированный характер клинического, социального и трудового аспектов ремиссии при...
Группа исследователей (Х.Эренфельс, С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А.Мейнонга, создателя первой в Австрии лаборатории экспериментальной психологии (1894). В постановке и теоретико-экспериментальной разработке проблемы целостности сознания представители Австрийской школы исходили из концепции Ф.Брентано. Х.Эренфельс ввел в научный оборот термин "гештальт-качество" с целью обозначить целостность психического образа (и сознания в целом), его несводимость к сумме составляющих его ощущений. А.Мейнонг считал гештальткачество "высшим" представлением, возникающим на основе "низших" представлений (ощущений, звуков) в результате особого продуктивного духовного акта. Австрийская школа подготовила переход психологии...
Австрийская психологическая школа направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х.Эренфельс , С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших с 80хгг. XIXв. по 10егг.ХХв. в основном в Грацком университете под руководством А.Мейнонга . В центре внимания стояла теоретикоэкспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х.Эренфельса, который ввел термин гештальткачество для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающимся оптикогеометрических иллюзий , нарушений восприятия при патологии. При этом гештальткачество признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим...
Автаркия (греч. autarkeia самоудовлетворение) античное понятие. Обозначает состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля ) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния...
Автобиография (от греч. autоs сам + bios жизнь + grapho пишу) в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит обращение автора, семейные хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, автобиографии выдающихся людей, частные дневники, которые писались без расчета на публикацию, повествования авантюристов о своих приключениях. Г.В.Олпорт , проанализировав большой массив материалов, составил следующий список мотивов, побуждающих к написанию автобиографий: 1.Самозащита или самооправдание в своих глазах или перед окружающими. 2. Эксгибиционизм , эгоистическое стремление показать себя. Классическим примером этого типа автобиографии может служить известная Исповедь Ж.Ж.Руссо . 3.Стремление привести в порядок свою жизнь...
Автокинетический феномен (от греч. autоs сам + kinema движение и phainomenon являющееся) зрительная иллюзия. Если в темном помещении на экран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется...
Процедура, приводящая больного к сильному аффективному разряду. Современные общедоступные методы записи звука и изображения стремительно внедряются в психотерапию. Атанасов (Атанасов Ат., 1990) использовал магнитофон с целью создания раздражителей для "инсценировки". Было установлено, что насколько раздражитель ближе к поведению больного, перенесшего психотравму, настолько живее аффективная реакция у него. Поэтому во время репродукции осуществляется магнитофонная запись именно того, что больные воспроизводят, - их возгласы, вздохи, дыхание, выкрики, плач. При прослушивании этих записей пациенты всегда реагируют бурными эмоциональными разрядами. Отреагирование и улучшение наступают сравнительно быстро, что отчасти искупает переживания больных. Обратная связь всегда сохраняется; более чем у половины больных во время первых...
Автоматизация движений переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль начинают играть восприятие и ощущения , особенно кинестетические . Если изменение условий деятельности вызывает существенное затруднение в выполнении действия, то может происходить дезавтоматизация навыка , при которой снова основным регулятором становится сознательный контроль, осуществляемый при помощи мышления и речи . Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов...
(Греч. automatos - самопроизвольный). Осуществление функций отдельных органов и систем вне видимой связи с побудительными импульсами извне, самопроизвольно, аутохтонно, без контроля воли,...
(Лат: ambulatorius - подвижный). Вариант сумеречного нарушения сознания, характеризующийся длительным бесцельным хождением больного с внешне упорядоченным поведением, правильным выполнением сложных целесообразных действий и последующей амнезией. Наблюдается при эпилепсии после судорожного припадка или как эквивалент...
Разновидность Автоматизма психического, характеризуется возникновением чуждых больному эмоций, трактуемых им как результат воздействия...
Выполнение сложных действий, совершение целенаправленных и внешне упорядоченных поступков при гипнотическом...
Характеризуется проявлениями психического Автоматизма в двигательной сфере. Син.: Автоматизм моторный, Автоматизм кинестетический, Автоматизм...
(Греч. idea - представление, мысль). Насильственное появление мыслей, не обусловленных внешним воздействием. Разновидность автоматизма психического. Входит в состав синдрома Кандинского-Клерамбо. Син.: Автоматизм...
Повышенная подчиняемость больного командам окружающих при полном отсутствии критичности. Наблюдается в гипнозе, при кататонической гипервнушаемости. В последних случаях, выполняя чьи-либо команды, приказания, больной способен к агрессивно-разрушительным...
См. Кандинского-Клерамбо...
См....
Непроизвольная двигательная активность, проявляющаяся во время или после эпилептического припадка, обычно амнезируемая. Это либо продолжение деятельности, совершавшейся в момент наступления припадка, либо проявление новой двигательной активности в связи с пароксизмальным нарушением сознания. Включает в себя и Автоматизм...
(Гулямов М.Г., 1965). Наблюдается при гриппозных психозах, протекающих с симптоматикой энцефалита, и при хроническом алкогольном галлюцинозе, не сопровождающемся бредом. Клиническая картина определяется выраженным вербальным галлюцинозом (простые и сложные слуховые галлюцинации), к которому на фоне ясного сознания присоединяются явления психического автоматизма (псевдогаллюцинации слуха, симптом открытости, наплыв или задержка мыслей, насильственное мышление, передача мыслей па расстоянии, отчуждение эмоций, сделанные сновидения, движения, совершаемые под влиянием извне). Характерно отсутствие бредовых идей воздействия, как и при синдроме психического автоматизма в клинике эпидемического энцефалита (Голант Р. Я., 1939). Отсутствуют и симптомы сенестопатического автоматизма. Характерны сравнительно кратковременное течение и обратимость неврологической симптоматики при гриппозных...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]