Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.
Коммуникативная функция речи использование речи для сообщения другим какойлибо информации или побуждения их к действиям . При передаче сообщения происходит указание на какойлибо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоциональновыразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила...
Коммуникационная психотерапия психотерапевтический метод, основанный на оптимизации межчеловеческих коммуникаций. Исходя из положений общей теории систем, разработчики этого метода ( Г.Бейтсон , П.Ватцлавик, А.Мандель, С.Кратохвил и др.) выдвинули положение, что причиной личностного конфликта или невротического проявления является не отдельный индивид, а его реальные взаимоотношения (прежде всего в рамках диалогического общения ) с другими людьми и с различными социальными группами. Невротический симптом когото из членов этой семьи, который может выступать не просто ответом на ненормальные внутрисемейные взаимоотношения, но фактором, стабилизирующим данные взаимоотношения. В силу этого целью коммуникативной психотерапии ставится изменение правил, по которым строится коммуникация в тех или иных социальных группах,...
Компенсация (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера . Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства...
Компенсация функций (от лат. compensatio возмещение) восстановление целостной деятельности , нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций, происходящее либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов , а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития...
Комплекс Гризельды (от лат. cоmplexus сочетание и имени одной из героинь Декамерона Боккаччо, выступающей образцом женской добродетели и неиссякающего терпения) понятие психоанализа . Неестественная любовь отца к своей дочери. Наиболее часто проявляется в том, что отец сверхопекает свою дочь и относится к ней чрезмерно ревностно под предлогом отеческой заботы. Интерпретируется как сравнительно поздняя форма Эдипова комплекса, в которой отношение отца к дочери имеет отпечаток инцеста. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...
Комплекс Ионы (от лат. cоmplexus сочетание и имени библейского персонажа, который считал себя недостойным быть пророком) сомнения в возможности достижения своей самоактуализации, автор А.Маслоу . При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень...
Комплекс Квазимодо (от лат. cоmplexus сочетание и имени безобразного звонаря из романа В.Гюго Собор парижской богоматери) авторы Masters и Greaves (1962г.). Синоним Комплекс Терситеса...
Комплекс Клитемнестры (от лат. cоmplexus сочетание и имени жены Агамемнона, которая по греческой легенде убила мужа изза любви к Эгисфу и мстя за дочь, убитую Агамемноном) понятие психоанализа . Сдерживаемая ненависть женщины к своему супругу и эмоциональная привязанность к комулибо из родственников. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...
Комплекс неполноценности теоретическое понятие в индивидуальной психологии А.Адлера , обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности , в которых возможен реальный или мнимый...
Комплекс оживления понятие, введенное в 20х гг. Н.М.Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия , улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации...
Комплекс Ореста (от лат. cоmplexus сочетание и имени сына Агамемнона, который по греческой легенде убил свою мать Клитемнестру, мстя за смерть отца) понятие психоанализа . Ненависть индивида к своему отцу и желание его смерти. Выступает как частное проявление Эдипова комплекса , которое сопутствуется образованием реакций. Мать является объектом любви, но обращенные на нее желания вытесняются. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...
Комплекс Поликрата (Поликрат тиран o.Самос, описанный Геродотом) понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения состояния человека, характеризующегося чувством тревоги , которая возрастает по мере того, как он достигает все большие жизненные вершины, и которая обусловлена нежеланием быть замеченным ревнивой и завистливой судьбой. Описан Дж.Флюгелем в...
Комплекс Терсита (от лат. cоmplexus сочетание и имени безобразного (горбатого, лысого, косого, болтливого) воина, участвовавшего в Троянской войне со стороны ахейцев) клиническое нарушение. Навязчивые переживания индивида по поводу того, что изза того или иного его физического недостатка (ношение очков, искривленные уши, неестественный цвет кожи) он воспринимается всеми как совершенно безобразный. По Х.Шутте (H.Schutte, 1957) представляет собой достаточно обычную юношеская реакция на ситуацию вхождения в новый круг жизнедеятельности. На основе этих переживаний при невозможности отреагировать накопленный аффективный заряд возможны эксцессы, в том числе криминального характера. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...
Комплекс Федры (от лат. cоmplexus сочетание и имени сестры Ариадны, по греческой легенде влюбленной в своего пасынка Ипполита) понятие психоанализа . Неестественная любовь матери к своему сыну. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...
Комплекс Эдипа понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию , за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует СуперЭго...
Комплекс Электры понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца...
Комплекскачество теоретическое понятие, разработанное в Лейпцигской школе для описания целостности сознания. Комплекскачество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекскачества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения . Является родственным понятию гештальткачество...
Комплексное мышление понятие, использовавшееся Л.С.Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношения между предметами. Им было выделено пять форм комплексов: 1.В ассоциативном комплексе объединяются разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку; 2.Комплексколлекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какомулибо одному, обычно практическому признаку; 3.Цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков; 4.Диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер; 5.Впсевдопонятиях обобщение имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой...
Компульсивное поведение (от лат. compulsare принуждать) поведение , не имеющее рациональных целей, а осуществляющееся как бы по принуждению. Воздержание от подобных действий может вызывать состояние тревоги , а их выполнение приносит временное удовлетворение. Совершается помимо воли, на основе непреодолимого влечения. Автор З.Фрейд...
Компульсивное поведение форма поведения . Совершается помимо воли, на основе непреодолимого...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]