Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Коммуникативная функция речи

Коммуникативная функция речи использование речи для сообщения другим какойлибо информации или побуждения их к действиям . При передаче сообщения происходит указание на какойлибо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоциональновыразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила...

Коммуникационная психотерапия

Коммуникационная психотерапия психотерапевтический метод, основанный на оптимизации межчеловеческих коммуникаций. Исходя из положений общей теории систем, разработчики этого метода ( Г.Бейтсон , П.Ватцлавик, А.Мандель, С.Кратохвил и др.) выдвинули положение, что причиной личностного конфликта или невротического проявления является не отдельный индивид, а его реальные взаимоотношения (прежде всего в рамках диалогического общения ) с другими людьми и с различными социальными группами. Невротический симптом когото из членов этой семьи, который может выступать не просто ответом на ненормальные внутрисемейные взаимоотношения, но фактором, стабилизирующим данные взаимоотношения. В силу этого целью коммуникативной психотерапии ставится изменение правил, по которым строится коммуникация в тех или иных социальных группах,...

Компенсация

Компенсация (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера . Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства...

Компенсация функций

Компенсация функций (от лат. compensatio возмещение) восстановление целостной деятельности , нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций, происходящее либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов , а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития...

Комплекс Гризельды

Комплекс Гризельды (от лат. cоmplexus сочетание и имени одной из героинь Декамерона Боккаччо, выступающей образцом женской добродетели и неиссякающего терпения) понятие психоанализа . Неестественная любовь отца к своей дочери. Наиболее часто проявляется в том, что отец сверхопекает свою дочь и относится к ней чрезмерно ревностно под предлогом отеческой заботы. Интерпретируется как сравнительно поздняя форма Эдипова комплекса, в которой отношение отца к дочери имеет отпечаток инцеста. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Комплекс Ионы

Комплекс Ионы (от лат. cоmplexus сочетание и имени библейского персонажа, который считал себя недостойным быть пророком) сомнения в возможности достижения своей самоактуализации, автор А.Маслоу . При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень...

Комплекс Квазимодо

Комплекс Квазимодо (от лат. cоmplexus сочетание и имени безобразного звонаря из романа В.Гюго Собор парижской богоматери) авторы Masters и Greaves (1962г.). Синоним Комплекс Терситеса...

Комплекс Клитемнестры

Комплекс Клитемнестры (от лат. cоmplexus сочетание и имени жены Агамемнона, которая по греческой легенде убила мужа изза любви к Эгисфу и мстя за дочь, убитую Агамемноном) понятие психоанализа . Сдерживаемая ненависть женщины к своему супругу и эмоциональная привязанность к комулибо из родственников. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности теоретическое понятие в индивидуальной психологии А.Адлера , обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности , в которых возможен реальный или мнимый...

Комплекс оживления

Комплекс оживления понятие, введенное в 20х гг. Н.М.Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия , улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации...

Комплекс Ореста

Комплекс Ореста (от лат. cоmplexus сочетание и имени сына Агамемнона, который по греческой легенде убил свою мать Клитемнестру, мстя за смерть отца) понятие психоанализа . Ненависть индивида к своему отцу и желание его смерти. Выступает как частное проявление Эдипова комплекса , которое сопутствуется образованием реакций. Мать является объектом любви, но обращенные на нее желания вытесняются. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Комплекс Поликрата

Комплекс Поликрата (Поликрат тиран o.Самос, описанный Геродотом) понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения состояния человека, характеризующегося чувством тревоги , которая возрастает по мере того, как он достигает все большие жизненные вершины, и которая обусловлена нежеланием быть замеченным ревнивой и завистливой судьбой. Описан Дж.Флюгелем в...

Комплекс Терсита

Комплекс Терсита (от лат. cоmplexus сочетание и имени безобразного (горбатого, лысого, косого, болтливого) воина, участвовавшего в Троянской войне со стороны ахейцев) клиническое нарушение. Навязчивые переживания индивида по поводу того, что изза того или иного его физического недостатка (ношение очков, искривленные уши, неестественный цвет кожи) он воспринимается всеми как совершенно безобразный. По Х.Шутте (H.Schutte, 1957) представляет собой достаточно обычную юношеская реакция на ситуацию вхождения в новый круг жизнедеятельности. На основе этих переживаний при невозможности отреагировать накопленный аффективный заряд возможны эксцессы, в том числе криминального характера. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Комплекс Федры

Комплекс Федры (от лат. cоmplexus сочетание и имени сестры Ариадны, по греческой легенде влюбленной в своего пасынка Ипполита) понятие психоанализа . Неестественная любовь матери к своему сыну. Литература. FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Комплекс Эдипа

Комплекс Эдипа понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию , за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует СуперЭго...

Комплекс Электры

Комплекс Электры понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца...

Комплекс-качество

Комплекскачество теоретическое понятие, разработанное в Лейпцигской школе для описания целостности сознания. Комплекскачество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекскачества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения . Является родственным понятию гештальткачество...

Комплексное мышление

Комплексное мышление понятие, использовавшееся Л.С.Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношения между предметами. Им было выделено пять форм комплексов: 1.В ассоциативном комплексе объединяются разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку; 2.Комплексколлекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какомулибо одному, обычно практическому признаку; 3.Цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков; 4.Диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер; 5.Впсевдопонятиях обобщение имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой...

Компульсивное поведение

Компульсивное поведение (от лат. compulsare принуждать) поведение , не имеющее рациональных целей, а осуществляющееся как бы по принуждению. Воздержание от подобных действий может вызывать состояние тревоги , а их выполнение приносит временное удовлетворение. Совершается помимо воли, на основе непреодолимого влечения. Автор З.Фрейд...

Компульсивное поведение

Компульсивное поведение форма поведения . Совершается помимо воли, на основе непреодолимого...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)