Exit Project: Глоссарий: Геринг (Hering) Эвальд

Геринг (Hering) Эвальд



Геринг (Hering) Эвальд фон (5.8.1834, Альтгерсдорф 27.1.1918, Лейпциг) немецкий физиолог и психолог. Получил медицинское образование в 18531858г.г. в Лейпцигском университете (прошел курс у Э.Г.Вебера и Г.Т.Фехнера ), защитил докторскую диссертацию по вопросам зоологии, в это время у Геринг появился особый интерес к общебиологическим проблемам; затем работал практическим врачом и ассистентом в поликлинике, под руководством Э.Г.Вебера подготовил диссертацию о бинокулярности пространственного восприятия для замещения должности доцента, с 1862г. он приватдоцент физиологии в Лейпцигском университете, с 1865г. профессор медицины, физики и физиологии в медикохирургической академии Иосифа в Вене, здесь совместно с Й.Брейером изучал рефлекторное изменение дыхания при раздражении блуждающего нерва (Selbststeuerung der Atmung), что явилось одним из первых опытов изучения принципа обратной связи, столь важного для возникшей значительно позднее кибернетики. Им были проведены исследования связи изменения уровня кровяного давления и степени внимания (волны ТраубеГеринга). В 1870г. Геринг принял приглашение работать в университете Праги (здесь стал первым ректором Немецкого университета в 1882г.), в 1895г. возвратился в Лейпциг, где стал преемником К.Людвига. Член немецкой академии наук (1869), иностранный членкорреспондент Петербургской АН (1905). Геринг пионер экспериментальной психологии восприятия. По методологическим установкам ориентировался на субъективный сенсорный опыт (наблюдение и описание). Первоначально по многим вопросам разделял позиции Г.Гельмгольца , но затем стал его классическим оппонентом, развивающим нативистическую теорию. Занимаясь феноменом константности восприятия , Геринг экспериментально установил, что черный уголь на ярком солнце может отражать больше света, чем белая бумага на рассвете, и все же восприниматься черным, что объяснял периферическими факторами, в противоположность бессознательным умозаключениям" Гельмгольца, такими как зрачковый рефлекс, сетчаточная адаптация к свету, одновременный контраст. При этом он фактически дал описание латерального торможения : световое раздражение приводит не только к определенной химической реакции на соответствующем участке сетчатки, но так же и к противоположной реакции на соседних участках. Наделял саму сетчатку глаза способностью пространственного видения, по его мнению, восприятие глубины в условиях диспарантности обусловлено тем, что нейроны внутренней части сетчатки и внешней откалиброваны на восприятие разной степени глубины (Beitrage zur Physiologie, Lpz., 1861). Развивал теорию цветового зрения (1875),в которой цветоразличение объяснялось процессами диссимиляции и ассимиляции , происходящими в трех типах клеток сетчатки, ответственных за восприятие трех качеств (белоечерное, красноезеленое, желтоесиние). Открыл оптическую иллюзию (звезда Геринга) при наложении этой фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются искривленными. Рассматривал память, следуя в этом взглядам К.Г.Каруса , не только как психическую, но и как общеорганическую функцию (всякий раздражитель оставляет физиологический след, который может быть воспроизведен), проявляющуюся в форме наследственности , характеризовал инстинкт как память вида. Благодаря своим феноменологическим и нативистическим установкам оказал существенное влияние на К.Штумпфа и гештальтпсихологию в целом. Литература .

Другие статьи : Габитус, Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия, Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь, Галантер (Galanter) Юджин, Галеантропия, Гален Клавдий, Галеропия, Галлервордена—Шпаца болезнь, Галль Франц, Галлюцинаторно–паранойяльный синдром, Галлюцинации, Галлюцинации абстрактные, Галлюцинации аделоморфные, Галлюцинации акустические, Галлюцинации антагонистические, Галлюцинации апперцептивные, Галлюцинации ассоциированные, Галлюцинации аутовисцероскопические, Галлюцинации ложные, Галлюцинации «ангельские», Галлюцинация, Гало-эффект, Гальперин Петр Яковлевич, Гальтон Френсис, Гамбринизм, Ганнушкин Петр Борисович, Гаптика, Гаптическое восприятие, Гартли Давид, Гартманн Хайнг, Гедонизм, Гезелл (Gesell) Арнольд, Геллап (Gallup) Джордж Горас, Геллерштейн Соломон Григорьевич, Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан, Гельмгольц Герман, Гемералопия, Гемианопсия, Гендерная роль, Генезис общения в онтогенезе, Генетика поведения, Генетическая эпистемология, Гениальность, Генитальная стадия психосексуального развития, Генитальный характер, Генотип, Гербарт Иоганн, Геринг (Hering) Эвальд, Гетерогенность живого движения, Геффдинг Харальд, Гештальт, Гештальт–качество, Гештальт-анализ, Гештальтпсихологическая концепция ощущений, Гештальтпсихология, Гештальттерапия, Гибсон Джеймс Джером, Гилозоизм, Гилфорд (Guilford) Джой Пол, Гиперкомпенсация, Гипермнезия, Гиперпатия, Гипертимия, Гиперэстезия, Гипноанализ, Гипноз абляционный, Гипнопедия, Гипнотизм, Гипнотическая анестезия, Гипокинезия, Гипомания, Гипомнезия, Гипотеза, Гипотеза вертикальной диадной связи, Гипотеза двойного кодирования, Гипотеза интерференции запоминаемого материла, Гипотеза лингвистической относительности, Гипотимия, Гипофизарное настроение, Гиппократ, Гисофобия, Глобальный оперативный образ, Глубинная психология, Глубинное зрение, Глубокие структуры мозга, Гоббс Томас, Гоклениус (Goclenius) Родольф, Голубева Эра Александровна, Гольдштейн (Goldstein) Курт, Гомеостаз, Гомеостат, Гомосексуализм, Гомофобия, Горбов Федор Дмитриевич, Горизонтальные декаляжи, Гормическая психология, Госпитализм, Готовность к действию, Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно, Границы Я, Графема, Графологический анализ, Гроддек Георг, Громкость, Гроос Карл, Грот Николай Яковлевич, Гроф Станислав, Группа встреч, Группировка, Групповая идентификация, Групповое мышление, Групповое поведение животных, Гудинаф Флоренс Лаура, Гуманистическая психология, Гуревич Константин Маркович, Гюрджиев Гергий Иванович, , ...

 

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) форма мышления . Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой...

Конвергенция глаз

Конвергенция глаз (от лат. con сближаюсь, схожусь) сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на корреспондирующие места сетчаток в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения...

Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью

До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел... У многих на слуху эти строки стихотворения Поэт А.С.Пушкина, но задумываемся ли мы над тем, следует ли в них видеть поэтическую метафору, выражение определенных теоретических представлений, или, может быть, жизненную позицию поэта. Да и какова феноменология, каков субъективный интроспективный опыт, который здесь подразумевается? Действительно, если мы обратимся к психологическим механизмам, на которые указывается в этом отрывке, то получается интересная картина. Мысль Пушкина можно проинтерпретировать таким образом, что, вопервых, душа как бы и не существует она неподвижна, непроявлена, суха и холодна и, наконец, неинтересна для ее владельца до тех пор,...

Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников

Среди диагностических средств, призванных помочь школьному психологу при проведении массовых обследований, наиболее популярны интеллектуальные тесты и характерологические опросники. Вместе с тем, есть особая необходимость в выявлении мотивационных составляющих деятельности учащихся, особенно для разработки педагогических стратегий, направленных на перспективу. В частности, разделение учащихся на потоки специализации, которое на практике осуществляется довольно часто, должно проводиться не только по обнаруженному к данному моменту уровню знаний, умений или навыков, но и по их устойчивым личностным предпочтениям. В этой связи могут использоваться тесты интересов и учебной мотивации, но более надежным было бы подключение наряду с ними и опросников, специально ориентированных на исследование мотивационной сферы...

Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич

Александр Сергеевич, обладая феноменальной памятью и острым умом, никогда не упускал случая учиться чемуто новому и интересному. При этом все усвоенное существовало в его психической организации достаточно автономно и могло появиться на свет в самом неожиданном месте и в совершенно неузнаваемом виде. Безусловно, отдельные знания по психологии человека Пушкин получил еще до того, как поступил в лицей из повседневного общения и французской литературы, с которой познакомился очень рано. Но с систематическим изложением психологии он должен был столкнуться именно в лицее, прежде всего на занятиях А.П.Куницына и А.И.Галича. Пушкин познакомился с Куницыным раньше, чем с Галичем, в день торжественного открытия...

Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“

По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом читаем мы в Пиковой даме [16; т.3, c. 200]. Для нас в этом отрывке особый интерес представляет упоминание магнетизма как некоторого изобретения. Причем изобретения, основанного, как станет ясно из дальнейшего изложения, на некоторой более или менее регламентированной технологии. А, как известно, в жизни и творчестве А.С.Пушкина связано с этим явлением очень много, и связано иногда роковым образом. Представления, при помощи которых описываются взаимодействия физических тел, интегрированы в контекст общих...

Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе. Категория судьбы обладает богатой историей философского и религиозного осмысления (см. в частности, [1]): она предстает как проблематика связи предопределения и свободы воли, которая решается поразному в различных философских системах. В психологии использование таких понятий, как моральная ответственность, атрибуция ответственности, выученная беспомощность [2, 5, 6, 9], объясняется связью с той или иной научной школой. При этом движение от феноменологического анализа к экспериментальному, от качественных рассуждений к количественным измерениям довольно сложный процесс, не застрахованный от ошибок....

Кондильяк Этьен Бонно де

Кондильяк Этьен Бонно де (1715 1780) французский философпросветитель, выдвинувший положение о приобретении человеком в индивидуальном опыте не только содержания сознания, но и самих психических функций, что осуществляется лишь на основе одной способности к...

Конкретизация

Конкретизация наполнение схематизированной когнитивной картины какоголибо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных...

Конкретные операции

Конкретные операции понятие операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , обозначающее логические операции , осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 78 до 1112 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие обращения, т.е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками . В 710 лет ребенок овладевает простыми операциями , такими как классификация, сериация, взаимнооднозначное соответствие, а...

Конрад Клаус

Конрад (Conrad) Клаус (19.06.1905, Райхенберг 5.05.1961, Геттинген) немецкий психиатр и невропатолог. Получил медицинское образование в Вене и Лондоне. Работал ассистентом в Вене, Магдебурге, Париже и Мюнхене. Главный врач в Тюбингене у Э.Кречмера . С 1948г. ординарный профессор психиатрии и неврологии в Гамбурге, с 1958г. в Геттингене. Основывался на представлениях, разработанных в гештальтпсихологии , о целостности психической жизни. Выдвинул идею, что существует единый эндогенный психоз. Предложил гипотезу редукции энергетического потенциала при психических заболеваниях. Разработал конституциональную типология характеров. Занимался проблемами шизофрении, выделяя различные фазы патогенеза ( апофения , тремафаза и т.д.). Описал хронические тактильные галлюцинации. Сочинения. Erbkreis der Epilepsie. 1939; Der...

Константность восприятия

Константность восприятия относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта . На его основе В.Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная...

Конституция человека

Конституция человека (от лат. constitutio устройство) система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, допускающая отнесение ее к одного из ряда определенных типов. Как было показано прежде всего на клиническом материале ( Э.Кречмер , У.Шелдон, Х.Ю.Айзенк ), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные...

Конструирование кодов

Конструирование кодов инженернопсихологическая технология, призванная к оптимизации характеристик сообщения и условий приема информации оператором. Предполагает выполнение ряда условий. Наглядноопознавательные признаки кодового знака должны служить мнемоникой для отображаемого процесса и иметь изоморфные с ним символические элементы. В соответствии с этим число признаков сигнала должно быть равно числу признаков этого процесса. Наконец, система кодирования должна находить отклик в жизненным опыте...

Контакт–психология

Контактпсихология психотерапевтический метод, предложенный Э.Шпеером и основанный на его теории психического, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений мужчины и женщины (SpeerE. Liebesfahigkeit (Kontaktpsychologie), Munch., 1953). В данном методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на то, чтобы реализовать способность пациента к любви, часто заторможенную изза неадекватности и поверхностности контактов. Наибольший эффект в применении этого метода был отмечен для пациентов, мучимых переживаниями одиночества, при неврозах и аутизме . Литература...

Контаминация

Контаминация (от лат. contaminatio смешение) ложное воспроизведение информации, характеризующееся объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным предметам. Для проявления явления контаминации оказывается важным смысловая и фонетическая близость между...

Контрастная иллюзия

Контрастная иллюзия искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень...

Контрольный анализ

Контрольный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям психоаналитического образования, в которой на второй год своего обучения будущей психоаналитик работает в качестве стажера (MarcusJ.M. Current in Psychoanalysis, N.Y., 1971). При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с пациентом и после каждого сеанса обсуждает его ход со своим преподавателем, для чего использует стенографические записи, в которых фиксируется и сам диалог с пациентом, и собственные комментарии к нему. Целью короткого анализа является прежде всего обсуждение некорректных действий стажера, проявлений его контрпереноса и других личностных установок. Также обсуждаются возможности иных психоаналитических толкований, кроме предложенных стажером. Лит.: GoodmanS. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y.,...

Конфликт выражений

Конфликт выражений (от лат. conflictus столкновение) противоречивые побуждения невротиков. Фиксируется в ошибках чтения, ошибках при письме, оговорках, неправильном слышании, а также в дискоординации движений, в том числе выразительных. Кроме того, в данных случаях может резко возрастать вероятность несчастных случаев. Автор...

Концептуальная модель

Концептуальная модель понятие, используемое в инженерной психологии, обозначающее систему представлений человекаоператора о целях его деятельности , состоянии предмета управления и способах...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Геринг (Hering) Эвальд