Exit Project: Глоссарий: Экспертиза состояния здоровья

Экспертиза состояния здоровья



Cудебно-медицинская. Одним из часто встречающихся поводов для судебно-медицинской экспертизы является необходимость установления состояния здоровья различных лиц — участников уголовного или гражданского процесса. В одних случаях это предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством, в других такая необходимость возникает в ходе расследования уголовных дел или при рассмотрении уголовных или гражданских дел в суде. Проводится Э. с. з. участников процесса, а также исследование трупов, когда по ходу следствия необходимо выяснить состояние здоровья в период, предшествовавший смерти.

Обязательны судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы для определения состояния здоровья в случае привлечения к уголовной ответственности немых, глухих, слепых и лиц, имеющих физические недостатки или психические отклонения, для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, если возникает сомнение по поводу его вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать отчет в своих действиях либо руководить ими, и психического или физического состояния свидетеля либо потерпевшего, если возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

При расследовании преступлений против жизни и здоровья человека нередко возникает необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы. Предусмотрена уголовная ответственность за умышленное причинение тяжких, менее тяжких и легких телесных повреждений. Критериями степени тяжести телесных повреждений являются длительное или кратковременное расстройство здоровья вследствие повреждений и стойкая утрата трудоспособности.

Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от обязанностей воинской службы призывников или лиц, уже проходящих службу. Одним из способов уклонения от воинской службы может быть членовредительство. Другие способы могут выражаться в симуляции или аггравации болезни, подлоге медицинских документов, якобы свидетельствующих о негодности к воинской службе. Во всех этих случаях проводится судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья. Такая экспертиза необходима также по делам о заражении венерическими болезнями или СПИД. Проведение экспертиз по этим поводам связано со значительными трудностями: необходимо не только установить наличие или отсутствие заболевания на день освидетельствования, но и в прошлом — в период возможного заражения. При расследовании и рассмотрении в суде дел о половых преступлениях нередко необходимо установить их последствия влияние на состояние здоровья потерпевших. В бракоразводных делах и делах о взыскании алиментов и спорном отцовстве иногда приходится производить судебно-медицинскую экспертизу для решения вопросов о производительной способности предполагаемого отца ребенка. Экспертиза стойкой утраты трудоспособности в результате бытовых травм производится судебно-медицинскими экспертами, а во всех остальных случаях — ВТЭК.

Проводится судебно-медицинская экспертиза не одним, а несколькими экспертами, причем в комиссию входят высококвалифицированные врачи-специалисты. Кроме обычных амбулаторных судебно-медицинских освидетельствований, иногда обследование испытуемых проводят в стационаре.

Для правильного решения экспертных вопросов большое значение имеет изучение подлинных медицинских документов, особенно в случаях, когда приходится определять состояние здоровья в прошлом.

Наиболее сложной и ответственной является судебно-медицинская экспертиза при подозрении на симуляцию и аггравацию заболеваний. В судебно-следственной и судебно-медицинской практике встречаются различные проявления симуляции: изображение несуществующих заболеваний, изнасилования, разбойного нападения, беременности, бывших родов и других состояний.

Наибольшее судебно-медицинское значение имеет симуляция заболеваний. Различают умышленную, или истинную симуляцию, т.е. сознательную, предпринимаемую с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы или с другими корыстными целями, и патологическую, наблюдающуюся у психически больных и лиц, страдающих истерией. Истинная симуляция может явиться составом преступления, например уклонения от призыва в армию, что влечет по закону уголовную ответственность.

Умышленная симуляция заболеваний может выражаться только притворством (притворная болезнь), когда изображают те или иные заболевания или их симптомы, например, контрактуру, ночное недержание мочи, заикание, глухоту, понижение остроты зрения и т.п. В таких случаях предъявляют только субъективные жалобы. Для подкрепления субъективных жалоб притворство иногда сочетается с применением каких-либо химических, лекарственных или иных средств.

Возможна симуляция различных болезненных состояний, в основном характеризующихся субъективными симптомами и трудно поддающихся объективной диагностике, а также отдельных симптомов того или иного заболевания. При этом симулируют как остро возникающие симптомы (например, сердечный приступ с аритмией, которая может быть вызвана приемом больших доз кофе или чая, настоя табака), так и проявления хронических заболеваний, протекающих с периодическими обострениями (туберкулез легких, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эпилепсия и др.).

Понятие, обратное симуляции, — диссимуляция: заболевание, повреждение или какое-либо другое состояние (беременность, алкогольное опьянение и т.п.) имеется, но человек скрывает его из корыстных или иных побуждений (например сокрытие болезни при поступлении в военное училище).

От симуляции необходимо отличать аггравацию — преувеличение тяжести действительно имеющегося какого-то легкого заболевания или преуменьшение результатов лечения. Аггравация, как и симуляция, может быть умышленной и неосознанной, возникающей на патологической основе.

Не следует путать симуляцию с искусственно вызванными заболеваниями и болезненными состояниями, а также с членовредительством.

Заболевания или болезненные состояния могут быть с корыстными или иными целями (например, с целью уклонения от воинской службы и других обязанностей, предусмотренных законом) путем применения различных лекарственных или химических веществ либо иначе (например, при длительной иммобилизации конечностей развиваются остеопороз, контрактуры). В случаях, когда возникает подозрение на искусственное происхождение болезненного состояния, необходимо полное клиническое обследование с обязательным изучением медицинских документов за предшествующий период. До окончания обследования, установления диагноза и выяснения причины заболевания не рекомендуется назначать лечение (если только состояние больного не требует срочной медпомощи).

Членовредительством называется причинение вреда своему здоровью с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы. Членовредительство может осуществляться путем нанесения себе механических повреждений (огнестрельным оружием, острыми и тупыми предметами), посредством искусственно вызванных болезненных состояний или утяжеления уже имеющегося расстройства здоровья. Если вред своему здоровью причиняется не с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы, то говорят о самоповреждениях (например, нанесении ссадин или кровоподтеков с целью симуляции разбойного нападения).

Полному клиническому обследованию (в стационаре) должен предшествовать анализ подлинных медицинских документов, отражающих состояние здоровья и перенесенные ранее заболевания. При обследовании, которое начинают с тщательного сбора анамнеза, с помощью объективных методов диагностики уточняют не только те жалобы, которые предъявляет подозреваемый, но и состояние всех органов и систем. Учитывая возможность патологической симуляции, к участию в обследовании привлекают психиатра и невропатолога. Необходимо критически оценивать жалобы, т.к. многие болезни начинаются с субъективных расстройств, а отсутствие объективных проявлений еще не исключает заболевания. В то же время объективные проявления не всегда доказывают наличие заболевания, т. к., например, кровь в мочу или мокроту может быть добавлена.

К обследуемому нельзя подходить как к обвиняемому. Предвзятый подход к подозреваемому в симуляции может привести к грубым диагностическим ошибкам, обвинению в симуляции действительно больного человека. Непременным условием клинического обследования и успешного разоблачения симулянта является умелая организация постоянного наблюдения за ним младшего и среднего медперсонала.

Необычность клинических проявлений или течения болезни могут натолкнуть на мысль о симуляции, т.к. симулянт редко может воспроизвести всю клиническую картину заболевания в динамике. В большинстве случаев изображают отдельные симптомы, в то время как другие, иногда более важные и постоянные, не воспроизводят. Симулянты либо не отмечают изменений в течении изображаемого заболевания, либо назойливо излагают врачу все новые и новые симптомы. Замечено, что «симулянт хуже видит, чем слепой, хуже слышит, чем глухой, хромает больше, чем хромой». Подозрительно в отношении симуляции внезапное выздоровление, без видимых для этого оснований. Оно наступает тогда, когда симулянт убеждается в том, что его разоблачили, или что цель, которую он ставил перед собой, не может быть достигнута путем симуляции болезни. Однако эти признаки являются вспомогательными и могут указывать только на возможность симуляции.

Симуляция психических расстройств — воспроизведение с различной степенью достоверности симптомов психической болезни, отсутствующих в действительности. Такая симуляция чаще встречается в судебно-психиатрической практике, реже — при экспертизе трудоспособности и еще реже — в условиях психиатрических учреждений. Она наблюдается как у психически здоровых (истинная симуляция), так и у психически неполноценных или психически больных людей (симуляция на патологической почве). Истинная симуляция всегда носит умышленный и целенаправленный характер. Проявления симуляции разнообразны, т.к. их определяет большое число факторов: осведомленность в области психиатрических знаний, наблюдение за поведением и высказываниями окружающих психически больных, отдельные реплики медперсонала, бытующие в обществе представления о симптомах психических болезней и др. На проявления истинной симуляции накладывает определенный отпечаток личность, ее характерологические свойства (способность к подражанию, воображение, выдержка, целеустремленность и др.), а также уровень интеллектуального развития и жизненный опыт лица, прибегающего к симуляции.

Истинная симуляция может быть предварительной (превентивной), когда впечатление о психической болезни пытаются создать перед совершением преступления. С этой целью фальсифицируют анамнез, стремятся к установлению фиктивного диагноза, для чего обращаются в психоневрологический диспансер, добиваются госпитализации в психиатрическую больницу. В других случаях истинная симуляция осуществляется в момент преступления для сокрытия его истинных мотивов и после совершения преступления как защитное поведение с целью избежать ответственности.

Обычно симулируют те продуктивные психопатологические симптомы, которые не требуют больших психических и физических усилий и вместе с тем могут легко повторяться: вялость и однообразное поведение, отказ от еды, недоступность, мутизм, отдельные галлюцинаторные нарушения (высказывания о слуховых обманах, «голосах», видениях), бредовые идеи («шепчутся», «смотрят», «хотят отравить» и т.д.). Реже симулируют симптомы, требующие большого физического и психического напряжения, речедвигательное возбуждение, ступорозные состояния, выраженные аффективные нарушения, расстройства мышления. Среди симулируемых негативных симптомов чаще всего наблюдаются жалобы на расстройство памяти, высказывания, характерные для эмоционального оскудения («все безразлично», «нет привязанностей»), снижение энергетического потенциала и т.д. Первоначально симуляция психических расстройств отличается выразительностью, изменчивостью проявлений, которые в дальнейшем бледнеют и становятся все более однообразными. При истинной симуляции возможны одновременно симуляция анамнеза и симуляция психического состояния.

Симуляция на патологической почве наблюдается у лиц, страдающих аномалиями характера, олигофренией, шизофренией, эпилепсией, психическими расстройствами при органических заболеваниях ц.н.с. и др. В отличие от истинной симуляции, при которой притворное поведение всегда осознанно и целенаправленно, при симуляции на патологической почве эти свойства часто выражены слабо и всегда являются в той или иной степени проявлением патологической мотивами поведения больного.

Выделяют две формы симуляции на патологической почве — метасимуляцию и сюрсимуляцию. Метасимуляция (продление симптомов болезни) — симуляция психических расстройств, имевшихся в прошлом, но в настоящее время отсутствующих. Чаще всего встречается метасимуляция симптомов реактивного психоза или острых алкогольных психозов в форме делирия или галлюциноза. При метасимуляции обычно говорят о тех расстройствах, которые относятся к категории субъективных: бред, галлюцинации, измененное настроение, запамятование различных факторов и т.д. Всегда можно выявить диссоциацию между высказываниями и особенностями поведения, т.е. клиническая картина при метасимуляции лишается целостности. Сюрсимуляция — симуляция психических расстройств, не свойственных психической болезни, которой страдает данное лицо. Чаще всего сюрсимуляция встречается при шизофрении. Такие больные могут говорить о наличии у них припадков, расстройств памяти, пытаться имитировать органическое слабоумие.

Основным методом распознавания симуляции психических расстройств является клинический. Помимо психиатрического обследования применяются экспериментально-психологические, электроэнцефалографические (при подозрении на симуляцию пароксизмальных расстройств и органических изменений психики) и соматоневрологические методы исследования. При исследовании психического состояния лица, подозреваемого в симуляции психических расстройств, следует руководствоваться следующими положениями: симулируют, как правило, лишь отдельные симптомы, а не болезнь в целом; нередко отмечается сосуществование симптомов, встречающихся при различных нозологических формах; при симуляции отдельных симптомов не отмечается дальнейшего их видоизменения, смены другими симптомами и иных закономерностей динамики, специфических для каждого психического заболевания, в связи с чем предъявляемая симптоматика остается изолированной, не создавая целостной клинической картины болезни.

Другие статьи : Эббеке синдром, Эббингауз Герман, Эвальд (Ewald) Готфрид, Эвальда биотонус, Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация, Эвирация, Эго, Эго–психология, Эгоизм, Эгопатия, Эгоцентрическая речь, Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг, Эйдетизм, Эйдетический образ, Эйфория, Экземплификация, Экзистенциальная психология, Экзистенциальный психоанализ, Экзорцизм, Экологическая парадигма развития, Экологическая психология, Эксгибиционизм, Эксперимент, Эксперимент Стреттона, Экспериментальная амнезия, Экспериментальная психофармакология, Экспериментальная самостимуляция, Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов, Экспертиза состояния здоровья, Эксплозивность, Экспрессивная речь, Экстаз, Экстерорецепторы, Экстраверсия по Айзенку, Экстраверсия по Юнгу, Электромиография, Электроокулография, Электроретинография, Электрофизиологические методы, Электроэнцефалография, Эльконин Даниил Борисович, Эмоции, Эмоциональная глупость, Эмоциональная конституция, Эмоциональный ступор, Эмоциональный тон ощущений, Эмпатия, Эмпирическое обобщение, Эмпирическое понятие, Энвиронментальная психология, Энджелл Джеймс Роланд, Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений, Энтелехия, Эпикур, Эргазиология, Эргография, Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон, Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд, Эриксон Эрик, Эротографомания, Эстезиометр, Этап второго полугодия, Этап первого полугодия, Этапный оперативный образ, Этноспецифическая психотерапия, Этноспецифический синдром, Этноцентризм, Этограмма, Эффект Зейгарник, Эффект консерватизма, Эффект края, Эффект Махариши, Эффект Монте–Карло, Эффект наглядности, Эффект правого уха, Эффект превосходства слова, Эффект Пуркинье, Эффект Раншбурга, Эффект репрезентативности, Эффект Рингельмана, Эффект Стайлса — Кроуфорда, Эффект Струпа, Эффект эгоцентризма, Эффект якоря, Эхоическая память, Эхолалия, Эхопраксия, , ...

 

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) форма мышления . Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой...

Конвергенция глаз

Конвергенция глаз (от лат. con сближаюсь, схожусь) сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на корреспондирующие места сетчаток в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения...

Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью

До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел... У многих на слуху эти строки стихотворения Поэт А.С.Пушкина, но задумываемся ли мы над тем, следует ли в них видеть поэтическую метафору, выражение определенных теоретических представлений, или, может быть, жизненную позицию поэта. Да и какова феноменология, каков субъективный интроспективный опыт, который здесь подразумевается? Действительно, если мы обратимся к психологическим механизмам, на которые указывается в этом отрывке, то получается интересная картина. Мысль Пушкина можно проинтерпретировать таким образом, что, вопервых, душа как бы и не существует она неподвижна, непроявлена, суха и холодна и, наконец, неинтересна для ее владельца до тех пор,...

Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников

Среди диагностических средств, призванных помочь школьному психологу при проведении массовых обследований, наиболее популярны интеллектуальные тесты и характерологические опросники. Вместе с тем, есть особая необходимость в выявлении мотивационных составляющих деятельности учащихся, особенно для разработки педагогических стратегий, направленных на перспективу. В частности, разделение учащихся на потоки специализации, которое на практике осуществляется довольно часто, должно проводиться не только по обнаруженному к данному моменту уровню знаний, умений или навыков, но и по их устойчивым личностным предпочтениям. В этой связи могут использоваться тесты интересов и учебной мотивации, но более надежным было бы подключение наряду с ними и опросников, специально ориентированных на исследование мотивационной сферы...

Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич

Александр Сергеевич, обладая феноменальной памятью и острым умом, никогда не упускал случая учиться чемуто новому и интересному. При этом все усвоенное существовало в его психической организации достаточно автономно и могло появиться на свет в самом неожиданном месте и в совершенно неузнаваемом виде. Безусловно, отдельные знания по психологии человека Пушкин получил еще до того, как поступил в лицей из повседневного общения и французской литературы, с которой познакомился очень рано. Но с систематическим изложением психологии он должен был столкнуться именно в лицее, прежде всего на занятиях А.П.Куницына и А.И.Галича. Пушкин познакомился с Куницыным раньше, чем с Галичем, в день торжественного открытия...

Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“

По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом читаем мы в Пиковой даме [16; т.3, c. 200]. Для нас в этом отрывке особый интерес представляет упоминание магнетизма как некоторого изобретения. Причем изобретения, основанного, как станет ясно из дальнейшего изложения, на некоторой более или менее регламентированной технологии. А, как известно, в жизни и творчестве А.С.Пушкина связано с этим явлением очень много, и связано иногда роковым образом. Представления, при помощи которых описываются взаимодействия физических тел, интегрированы в контекст общих...

Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе. Категория судьбы обладает богатой историей философского и религиозного осмысления (см. в частности, [1]): она предстает как проблематика связи предопределения и свободы воли, которая решается поразному в различных философских системах. В психологии использование таких понятий, как моральная ответственность, атрибуция ответственности, выученная беспомощность [2, 5, 6, 9], объясняется связью с той или иной научной школой. При этом движение от феноменологического анализа к экспериментальному, от качественных рассуждений к количественным измерениям довольно сложный процесс, не застрахованный от ошибок....

Кондильяк Этьен Бонно де

Кондильяк Этьен Бонно де (1715 1780) французский философпросветитель, выдвинувший положение о приобретении человеком в индивидуальном опыте не только содержания сознания, но и самих психических функций, что осуществляется лишь на основе одной способности к...

Конкретизация

Конкретизация наполнение схематизированной когнитивной картины какоголибо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных...

Конкретные операции

Конкретные операции понятие операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , обозначающее логические операции , осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 78 до 1112 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие обращения, т.е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками . В 710 лет ребенок овладевает простыми операциями , такими как классификация, сериация, взаимнооднозначное соответствие, а...

Конрад Клаус

Конрад (Conrad) Клаус (19.06.1905, Райхенберг 5.05.1961, Геттинген) немецкий психиатр и невропатолог. Получил медицинское образование в Вене и Лондоне. Работал ассистентом в Вене, Магдебурге, Париже и Мюнхене. Главный врач в Тюбингене у Э.Кречмера . С 1948г. ординарный профессор психиатрии и неврологии в Гамбурге, с 1958г. в Геттингене. Основывался на представлениях, разработанных в гештальтпсихологии , о целостности психической жизни. Выдвинул идею, что существует единый эндогенный психоз. Предложил гипотезу редукции энергетического потенциала при психических заболеваниях. Разработал конституциональную типология характеров. Занимался проблемами шизофрении, выделяя различные фазы патогенеза ( апофения , тремафаза и т.д.). Описал хронические тактильные галлюцинации. Сочинения. Erbkreis der Epilepsie. 1939; Der...

Константность восприятия

Константность восприятия относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта . На его основе В.Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная...

Конституция человека

Конституция человека (от лат. constitutio устройство) система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, допускающая отнесение ее к одного из ряда определенных типов. Как было показано прежде всего на клиническом материале ( Э.Кречмер , У.Шелдон, Х.Ю.Айзенк ), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные...

Конструирование кодов

Конструирование кодов инженернопсихологическая технология, призванная к оптимизации характеристик сообщения и условий приема информации оператором. Предполагает выполнение ряда условий. Наглядноопознавательные признаки кодового знака должны служить мнемоникой для отображаемого процесса и иметь изоморфные с ним символические элементы. В соответствии с этим число признаков сигнала должно быть равно числу признаков этого процесса. Наконец, система кодирования должна находить отклик в жизненным опыте...

Контакт–психология

Контактпсихология психотерапевтический метод, предложенный Э.Шпеером и основанный на его теории психического, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений мужчины и женщины (SpeerE. Liebesfahigkeit (Kontaktpsychologie), Munch., 1953). В данном методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на то, чтобы реализовать способность пациента к любви, часто заторможенную изза неадекватности и поверхностности контактов. Наибольший эффект в применении этого метода был отмечен для пациентов, мучимых переживаниями одиночества, при неврозах и аутизме . Литература...

Контаминация

Контаминация (от лат. contaminatio смешение) ложное воспроизведение информации, характеризующееся объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным предметам. Для проявления явления контаминации оказывается важным смысловая и фонетическая близость между...

Контрастная иллюзия

Контрастная иллюзия искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень...

Контрольный анализ

Контрольный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям психоаналитического образования, в которой на второй год своего обучения будущей психоаналитик работает в качестве стажера (MarcusJ.M. Current in Psychoanalysis, N.Y., 1971). При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с пациентом и после каждого сеанса обсуждает его ход со своим преподавателем, для чего использует стенографические записи, в которых фиксируется и сам диалог с пациентом, и собственные комментарии к нему. Целью короткого анализа является прежде всего обсуждение некорректных действий стажера, проявлений его контрпереноса и других личностных установок. Также обсуждаются возможности иных психоаналитических толкований, кроме предложенных стажером. Лит.: GoodmanS. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y.,...

Конфликт выражений

Конфликт выражений (от лат. conflictus столкновение) противоречивые побуждения невротиков. Фиксируется в ошибках чтения, ошибках при письме, оговорках, неправильном слышании, а также в дискоординации движений, в том числе выразительных. Кроме того, в данных случаях может резко возрастать вероятность несчастных случаев. Автор...

Концептуальная модель

Концептуальная модель понятие, используемое в инженерной психологии, обозначающее систему представлений человекаоператора о целях его деятельности , состоянии предмета управления и способах...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Экспертиза состояния здоровья