I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность дарить чтолибо, избыточность, мечтательность, идеализм; самосознание, гордость, благородство, достоинство, серьезность, великодушие, рыцарство, важность, спесь; воля, потребность в деятельности, дух предпринимательства, широта, дальновидность, независимость, потребность в свободе, прямота; недостаточность концентрации, небрежность, легкомыслие, неосторожность, разбросанность, непоследовательность; недостаточный реализм, иллюзорность, эксцентричность, экзальтация, пристрастность, некритичность. 2. Малая. чувство реальности, реализм, основательность, материальность, благоразумие, осмотрительность, наблюдательность, тонкость, беспристрастность; покорность, готовность уважать когото, скромность, преданность, нетребовательность, кротость, сострадание; воля, способность к концентрации, чувство долга, рассудительность, обязательность, точность, чувство границы; мелочность, ограниченность, педантизм, близорукость; недостаток воодушевления, трезвость, сухость, суровость, несговорчивость, неудовольствие. IV. СКОРОСТЬ НАПИСАНИЯ. (признаки: упругое ведение линии, выраженность ритма, растянутость, сокращение пути, штриховые верхние знаки, неправильность верхней зоны, круглый шрифт, поспешные линии, широта, связанность). 1. Поспешность. воля, энергичность, выраженность потребностей, предприимчивость, усердие, изменчивость, склонность к комбинациям; оживленность, сангвинический темперамент, импульсивность, возбудимость, бойкость, беспечность; воля, неспокойствие, нетерпение, горячка, небрежность, поверхностность, поспешность, случайность; взволнованность, непостоянство, ветреность, склонность к колебаниям, увлекаемость. 2. Медлительность. воля, спокойствие, собранность, осмотрительность, благоразумие, осторожность, планомерность, постоянство, конкретное мышление, надежность; недейственность, нерешительность, незаконченность, слабость воли, вялость; равнодушие, флегматичность, пассивность, созерцательность чувств, устойчивость, невозмутимость, хладнокровие; тупость, безразличие, апатия, неподвижность, смущение, боязливость. V. СИЛА НАЖИМА (НАПРЯЖЕНИЕ). 1. Сила нажима. сила воли, энергичность, решительность, самоутверждение, упорство, выдержка, прилежание, противодействие, надежность, совестливость; стесненность, жестокость, беспощадность, несговорчивость, пристрастность, неповоротливость, неотзывчивость; сила потребности, мужественность, доблесть, удовольствие от борьбы, ориентация на чувства, чувственность, импульсивность; реактивная воля, своеволие, строптивость, несговорчивость, упрямство; стремление к самоутверждению и самостоятельности, чувство независимости; раздражительность, порывистость, горячность, аффектация, стремление спорить, агрессия. 2. Слабость нажима. адаптивность, спокойствие, живость, проворство, усердие, удовольствие от деятельности, оптимизм; слабость воли, недостаток инициативы, нерешительность, неэнергичность, бесцельность, недостаток готовности к противодействию, непостоянство, шаткость, бездеятельность; нежные чувства, возбудимость, сензитивность, тонкость, духовность; отвлекаемость, восприимчивость к внушению, покладистость, воспитуемость, уживчивость; слабость потребностей, боязливость, лабильность, жертвенность. VI. ШИРИНА. 1. Широкие буквы. усердие, откровенность, нескованность, подвижность, любовь к вещам; переменчивость, нетерпение, недостаток основательности, неточность, небрежность, вялость, невладение, неконцентрированность. 2. Узкие. самообладание, ограничения, обуздание, сдержанность; недостаток непосредственности, боязливость, эгоистичность, осторожность, недоверие, смущение, недостаток предметности, расчет, зависть, колкость. VII. НАКЛОН. 1. Правый косой (преобладание чувств). сердечность, воспламеняемость, чувственность, увлекаемость, способность к преданности, потребность в уюте, способность жертвовать, инстинктивность, обращенность вовне, общительность, податливость, адаптированность, экспансивность, дух предпринимательства, бывалость, наученность; опрометчивость, чрезмерность, распутство, безответственность, развязность, легкомыслие, недостаток самостоятельности, поверхностность, неспокойствие, безрассудство, рассеянность, гонка. 2. Вертикальный. рассудочность, благоразумие, рассудительность, самообладание, сдержанность, спокойствие, дисциплина, воля, сила противодействия, организованность, непоколебимость, обращенность вовнутрь, сосредоточенность; безучастие, холодность, хладнокровие, сознательный контроль, изолированность, необщительность. 3. Левый. самопреодоление, самоотрицание, самоотчуждение; принужденность, притворство, аффектация, лицемерие, искусственность, самоуверенность, высокомерие, недоступность, отчуждение. VIII. РАЗМАЗАННОСТЬ. радость восприятия, сенсуализм, самобытность, чувство цвета; инстинктивность, ориентация на ощущения, способность к удовлетворению; недостаток духовности, грубость, простота, толстокожесть; недостаток самодисциплины, безалаберность, неконтролируемость, поиск удовольствия. IX. ОСТРОТА. спиритуализм, тонкость чувств, раздражимость, сензитивность; самодисциплина, самообладание, строгость, определенность, решительность; сила восприятия, ориентация на понятия, пастельность; недостаток чувственности, неспособность к удовлетворению, принужденность, аскетизм. X. СВЯЗЫВАНИЕ БУКВ. 1. Нити (лабильность). многообразие, многосторонность, изменчивость, адаптивность, обращаемость, одаренность, политика, дипломатия, вариабельность; неопределенность, сверхвосприимчивость, суггестивность, рефлексивность, многозначность, бесхарактерность, притворство, актерство, зависть, обида, истеричность. 2. Углы (стабильность). сила противодействия, крепость, решительность, уверенность, непоколебимость, твердость; жестокость, безучастие, нетерпение, нетерпимость, холодность; расколотость, черствость, раздражительность, вспыльчивость, сила действия. 3. Гирлянды. благосклонность, согласие, потребность в признании, способность к уважению, терпимость, уступчивость, мягкость, сочувствие, естественность, непринужденность; беззаботность, общительность, доверие, открытость; несамостоятельность, привязанность, восприимчивость, нерешительность, недостаток инициативы, вялость, бесцельность. 4. Аркады. сдержанность, закрытость, осторожность, благоразумие, изысканность общения, дистанцирование; недостаточная открытость, неискренность, лживость, недоверие, выключенность, формализм, самодовольство, принужденность. XI. СТЕПЕНЬ СВЯЗАННОСТИ ТЕКСТА. 1. Связанность. комбинационные задачи, логика, последовательность, дискурсивность, разумность, расчет, промысливание; систематическое мышление, способность к абстракции, спекулятивность, мужской ум; бедность интуиции, недостаток психологической инициативы, несамостоятельность оценок, ненаходчивость, недостаток боеспособности; беглость мыли, невнимательность, ненаблюдательность, связанность фактами, принципиальность. 2. Несвязанность. богатство мыли, инициатива, самостоятельность оценок, интуиция, находчивость, юмор; внимание, наблюдательность, потребность накапливать, женский ум; недостаток логики, непоследовательность, случайность, своеволие, неблагоразумие, склонность к утопиям; упрямство, недостаток абстрактности, неспособность к адаптации. XII. АКЦЕНТИРОВАНИЕ НАЧАЛА. потребность в значительности, желание величия, честолюбие, гордость; тщеславие, потребность в значимости, жажда славы, высокомерие, надменность, заносчивость, чванство, спесь, мания величия. XIII. НАПИСАНИЕ БУКВ. 1. Полнота. фантазия, способность видения, сила воображения; слабость соображения, фантастичность, душевная неясность, некритичность, спутанность. 2. Тонкость. сила представлений, теоретические способности, душевная ясность, острота мысли, критичность; безфантазийность, недостаток представлений, недостаток видения, трезвость, сухость. 3. Обогащение. чувство, пунктуальность, способность к аранжировке, изобразительная потребность, чувство прекрасного; 4. Преувеличение. обстоятельность, многословие, безвкусица, непредметность, педантизм, буквализм. 4. Упрощение. чувство целесообразности, простота, порядок, схватывание сущности, определенность оценок, точность, самодисциплина; недостаток чувства формы, утилитаризм, переоценка внешнего, пуританизм, слабость чувства прекрасного, внутренняя пустота, шаблонность. 5. Витиеватость. аффектация, мания быть оригинальным, самолюбование, тщеславие, притязания. 6. Небрежение. недостаточность, неточность, неосновательность, поверхностность, неряшливость, непунктуальность, беспечность, ненадежность, лживость, двусмысленность. XIV. ОРИЕНТАЦИЯ. 1. Направо бегущие (дарение). бескорыстие, благорасположение, сочувствие, способность к адаптации, любовь к ближнему, гуманность, альтруизм; слабость воли, несамостоятельность, нерешительность, восприимчивость, отвлекаемость; потребность в деятельности, удовольствие от предпринимательства, предприимчивость, утилитаризм. 2. Налево бегущие (присвоение). активность, самостоятельность, решительность, самоутверждение, чувство достаточности; эгоцентризм, недостаток сочувствия, неучастие, эгоизм, обида, зависть, злоба, обращенность вовнутрь; собранность, мечтательность, лиризм, созерцательность; собственничество, эгоцентризм, восприимчивость, сентиментальность, обидчивость. XV. ОТЛИЧИЕ СРЕДНИХ ЗОН ОТ ДРУГИХ. 1. Большое. стремительность, удовольствие от предпринимательства, потребность в деятельности; неудовлетворенность, самоакцентирование, несоразмерность воли и знания, желание выйти из границ; расстроенность, честолюбие. 2. Малое. удовлетворенность, непритязательность, скромность, спокойствие, предметность интересов, воздержанность; равнодушие, флегматичность, невключенность, неучастие. XVI. СООТНОШЕНИЕ ВЕРХНЕЙ И НИЖНИХ ЗОН. 1. Превышение верхней над нижней. легкость духа, способность к воодушевлению, энтузиазм, духовные склонности, идеализм, грезы, блуждания, абстрактное мышление; малокровие, недостаточность основательности, непривязанность к корням, эксцентричность, иллюзионизм, непредметность, поверхностность, легкомыслие. 2. Превышение нижней над верхней. тяжесть духа, полнокровие, теплота отношений, чувство реальности, реализм, конкретное мышление, схватывание существа, предметность, практические склонности, технические способности, точность, добросовестность, наблюдательность, наблюдательность; трезвость, недостаточность воодушевленности, тупоумие, педантизм, материализм. XVII. СТРОКИ. 1. Ровные. хладнокровие, недостаток тонких чувств. 2. Повышающиеся. приподнятость настроения, легкомыслие, усердие, стенические чувства. 3. Колоколообразные. владение. 4. Снижающиеся. меланхолия, депрессия. 5. Вогнутые. борьба против плохого настроения. 6. Поднимающиеся ступеньками. оживленность при ограниченной энергии; 7. Опускающиеся ступеньками. постепенно возрастающее усердие. XVIII. ПРОЧЕРКИВАНИЕ. потребность в господстве, честолюбие, стремление противодействовать, недостаточная адаптивность. XIX. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОЧКАМИ ИЛИ СЛОВАМИ. 1. Большое. стремление к пониманию. 2. Малое. боязнь ясности, недостаточность самоанализа. XX. ЛЕВЫЕ ПОЛЯ. 1. Широкие. оживленность, сангвинический темперамент, нетерпеливость. 2. Узкие. осторожность, осмотрительность, недоверие.
Концептуальнопропозициональная гипотеза предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти человека (J.Anderson, G.Bower, 1973), о том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний, или...
Концепция внутренней речи Л.С.Выготского (1934) теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во...
Концепция внутренней речи П.П.Блонского теоретическая модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно...
Концепция выразительных движений Ч.Дарвина предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Но данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые...
Концепция межличностной совместимости В.Шутца в рамках этой концепции постулируется обусловленность межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей. Каждый человек строит свои взаимоотношения с другими на основе трех потребностей: включенности (стремлении возбудить внимание и интерес окружающих), контроле (желании оказывать на других влияние) и любви (потребности в теплых эмоциональных отнрошениях). На основе сочетания выраженности у участников взаимодействия этих потребностей и возможностей проявления их в общении выделяются типы совместимости: взаимообменная, когда демонстрируемое и желаемое поведение у одного участника взаимодействия те же, что и у другого; инициаторная, когда один из участников взаимодействия выступает как инициатор, а другой как объект этой инициативы (стремление к доминированию контролируемость);...
Концепция морального развития Л.Колберга (от лат. mоrale нравственный) генетическая теория. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 0.Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне чтото). 1.Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого....
Концепция подетального анализа представления, развивавшиеся в когнитивной психологии, о том, что распознавание стимула осуществляется за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании которых строится целостное восприятие...
Процесс порождения речевого высказывания им рассматривался как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. Последовательность этапов: программирование грамматикосинтаксической стороны высказывания; грамматическая реализация и выбор слов; моторное программирование компонентов высказывания (синтагм); выбор звуков; выход. Литература. ЛеонтьевА.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.,...
Концепция профессионального развития Д.Сьюпера генетическая теория. Сьюпер основывался на представлениях Ш.Бюлер о жизненном пути. Им даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами: стадия пробуждения, характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы фантазии (доминирование детских потребностей, в возрасте 410 лет), интересов (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 1112 лет), способностей (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 1314 лет); стадия исследования, на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы эксперимента (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 1517 лет), перехода (реализация Яконцепции, 1821 год) и пробы (овладение составом профессиональной деятельности, 2224 года); стадия консолидации, целью...
Концепция социальногенетической психологии (автор В.В.Рубцов.) теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурноисторической школе Л.С.Выготского , А.Н.Леонтьева . Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия). На материале формирования мышления показано, что: 1.Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;...
Концепция этнофункциональной методологии генетическая теория, автор А.В.Сухарев. В основе данной концепции лежит представление о системе этнофункциональных предпочтений человека, т.е. его отношений к этническим признакам в контексте выбираемого им образа этнической самоидентичности. Эти предпочтения организованы в трех областях: климатогеографической, расовобиологической, социокультурной. При этом климатогеографической области придается наиболее существенное значение. На материале полевых и клинических исследований показано, что такого рода отношения, которые присущи отдельному человеку, могут существенно отличаться от образа этнической самоидентичности, который свойственен этнической общности, к которой реально принадлежит данный индивид. При рассогласовании этих отношений и этнической среды жизни индивида зафиксировано усиление признаков его психической дезадаптации. Для решения задач оптимизации...
Координация движений (от лат, со с, вместе и ordinatio расположение в порядке) управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений , в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных...
Копингповедение (от англ. coping совладение) форма поведения , автор А.Маслоу . Готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с Яконцепцией , локусом контроля , эмпатией , условиями среды. По представлениям Маслоу, противопоставлено экспрессивному поведению. Для выявления индивидуальных стратегий совладающего поведения используется Индикатор стратегий преодоления стресса, разработанный Д.Амирханом. Виды: разрешение проблем; поиск социальной поддержки; избегание. Литература. LazarusR.S., KannerA.D., FоlkmanS. Emоtiоns: a cоgnitive рhenоmenоlоgical analysis // Emоtiоn. Theоry, Research and...
(от лат. copulatio соединение) — сложный комплекс специфических физиологических реакций, лежащих в основе интимной близости мужчины и женщины. Наряду с генитальными (собственно половое сношение) включает сложные психологические и поведенческие проявления, Условно выделяют несколько стадий К. ц. У мужчин на фоне сформировавшегося после периода полового созревания исходного состояния так называемой предварительной нейрогуморальной готовности, не имеющего специфической сексуальной окраски и воспринимаемого субъективно как физиологический комфорт, при благоприятных обстоятельствах развертывается психическая стадия, характеризующаяся возникновением половой доминанты (рис. 1). На этой стадии поведенческие реакции направлены на реализацию стремления к интимной близости с сексуальным партнером. С возрастанием степени нервного возбуждения возникает...
Кора головного мозга верхний слой полушарий головного мозга, состоящий прежде всего из нервных клеток с вертикальной ориентацией (пирамидныe клетки), а также из пучков афферентных, центростремительных и эфферентных, центробежных нервныe волокон. В нейроанатомическом плане характеризуется наличием горизонтальных слоев, отличающихся шириной, плотностью, формами и размерами входящих в них нервных клеток. Кроме того, кору головного мозга разделяют на ряд областей, например в наиболее распространенной классификации цитоархитектонических формаций К.Бродмана в коре головного мозга человека выделено 11 областей и 52 поля. На основе данных филогенеза , выделяют новую кору, или неокортекс, старую, или архикортекс, и древнюю, или палеокортекс. По функциональному критерию выделяют три типа...
Корнилов Константин Николаевич (1879 1957) отечественный психолог, автор реактологического учения. В 20хгг. выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода. Анализ научной деятельности...
Этот человек, которого Г.И.Челпанов охарактеризовал как философски беззаботного, несколько позже был признан первым советским психологом за то, что смог в 20х годах возглавить методологическую перестройку на основе диалектического материализма отечественной психологии. Он принял на себя задачу разгрома идеалистической, буржуазной психологии Г.И.Челпанова и рефлексологии В.М.Бехтерева, справился с ней достаточно успешно... и сам попал под разгромную критику. Константин Николаевич Корнилов родился 24февраля (8марта) 1879г. в Тюмени в семье бухгалтера казначейства. После окончания городского училища поступил в Омскую учительскую семинарию. По его воспоминаниям, она в то время, когда поговаривали о передаче всех народных школ в духовное ведомство, представляла собой довольно светлое явление:...
Коро этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется появлением невротического страха (доходящего до паники), возникающего у мужчин изза ощущения, что пенис начинает втягиваться в брюшную полость, и связанного с убеждением, что это должно повлечь за собой смерть. Первоначально данный синдром был описан у малайцев, проживавших в Китае и Индокитае, но в дальнейшем был соотнесен с аналогичными деперсонализационными состояниями европейцев, страдавших неврозами или психозами (YapP.V. Suk yeon or koro: a culturebound depersonalisation syndrome, in: The Bulletin of the Hong Kong Chinese Medial Association, 1964, 16, 1, p....
Короткий анализ форма психоанализа. Характеризуется ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики (Malan D.H. Psychoanalytische Kurztherapie, Bern, 1965). Основными процедурами его проведения являются анализ свободных ассоциаций и перенос . Но в отличии от традиционного (длинного) анализа, длящегося до нескольких лет и включающего в себя более пятисот сеансов, короткий анализ продолжается лишь 2040 еженедельных сеансов. Наибольшую эффективность применение короткого анализа имеет при достаточно легких формах невротических симптомов и при актуальных психологических конфликтах, при характерологических же и психотических нарушениях он не используется. В качестве поддержки, наряду с коротким анализом, могут применяться и другие психотерапевтические методы...
Корсаков Сергей Сергеевич (1854 1900) русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название Корсаковского синдрома...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]